«Универсал народного единства» успел уже стать притчей во языцех. Его обсуждают и цитируют, спорят о формулировках отдельных пунктов и возможности их выполнения подписавшими сторонами. Говорят о пользе документа для будущего Украины и ее отсутствии. Это нормально. В стране подписан документ, претендующий на серьезность и большое будущее. И в каждом трамвае, скверике и дворике люди задают друг другу один и тот же вопрос: почему этот документ решили назвать именно универсалом? Не меморандум, не протокол о намерениях, даже не декларация… Универсал.
Если обратиться к словарю Брокгауза и Эфрона, то термин «универсал» трактуется как «циркулярная грамота польских королей и указы малороссийских гетманов, а также грамоты на владение каким-либо имением». На наших просторах термин этот появился в начале 17 века. Еще Богдан Хмельницкий многие свои указы именовал универсалами. Солидно так, по заграничному.
Универсал тогда понимали, как обязательный к исполнению для всех. В первой украинской конституции Пилипа Орлика (1710 год, между прочим, триста лет почти прошло) гетьманский универсал упоминается лишь единожды. По его получении предводители войска Запорожского должны были немедля явиться пред светлые очи гетьмана.
Таких универсалов в истории Украины были сотни. А может и тысячи – кто их считал. Но значимых было все же немного. Самые знаменитые из них – четыре универсала Центральной Рады. Первый из них увидел свет 10 июня 1917 года. Центральна Рада вопреки желанию Временного правительства, провозгласила автономию Украины и создала собственное правительство – Генеральный секретариат. Однако, реализовать заявленные в документе лозунги о всеобщей свободе, выборном управлении и переходе налогов из казны российской в казну украинскую, не удалось. Это был полный провал первого громкого Универсала. Не прошло и месяца, в конце июня Центральной Раде пришлось идти на уступки и договор с Временным правительством.
Во втором Универсале, озвученном 16 июля, Центральна Рада фактически отказалась от автономии Украины, отложив её осуществление до созыва Всероссийского учредительного собрания.
Однако, и тут ничего не произошло: в 3-м универсале 20 ноября Центральна Рада объявила себя верховным органом «Украинской народной республики» в составе России, а уже через два месяца в 4-м — 24 января 1918 Центральна Рада снова провозгласила «самостоятельность» Украины, негласно согласившись при этом на её оккупацию австро-германскими войсками. Насколько эффективным был этот последний, четвертый универсал, все мы знаем. Украина стала советской республикой, и ни о каком суверенитете не вспоминала не один десяток лет.
В 1943 году, образованная сторонниками УПА Украинская Главная Освободительная Рада опубликовала на западе республики еще один Универсал о суверенитете который, сразу заметим, в целом, был ни о чем. О его существовании мало кто слышал.
Итого, ни один из известных истории универсалов удачи, счастья и даже свободы с независимостью, Украине не принесли. Вырисовывается интересная историческая закономерность. Что может дать нам Универсал национального единства имени Президента Ющенко – вопрос.
Однако, выбор названия для документа, который должен стать решающим и переломным для Украины, удачным не кажется.