ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Слова и факты
10:00 / 05.04.2012
Евгений ЧЕРНОИВАНЕНКО

Интервью с деканом филологического факультета Одесского национального университета имени И.И. Мечникова, доктором филологических наук, профессором Е.М. Черноиваненко

— Евгений Михайлович, газета «Золотослів» Одесской региональной организации Национального союза журналистов Украины (март 2012 года, № 1 (17) опубликовала статью «PS от Александрова А.В.», в которой завкафедрой журналистики высказывает ряд претензий в адрес филологического факультета и лично Ваш, а также просит поддержки в деле создания факультета журналистики. Как бы Вы прокомментировали эту статью?

— Профессионализм журналиста, как и обычная человеческая порядочность, предполагает соответствие слов фактам. В статье А.В. Александрова слов хватает, с фактами же дело обстоит хуже. Судите сами.

Основной акцент в статье сделан на проблемах журналистского образования в университете. По мнению А.В. Александрова, «главной проблемой была и остаётся…, практическая подготовка будущих журналистов. На кафедре делается всё возможное для усиления этой составляющей учебного процесса. Разработаны и в 2010 г. введены в действие новые учебные программы, предусматривающие увеличение практической подготовки до 40-50%, что соответствует мировым стандартам. Да вот незадача, заверенные во всех инстанциях, включая министерство, они исчезли из сейфа деканата филологического факультета».

Этот детективный сюжет может впечатлить только человека, который совсем не знает работу вуза. Учебные программы хранятся на кафедрах, а не в деканате. Если же речь идёт об учебных планах, то планы всех лицензированных специальностей находятся в учебном отделе университета, тогда как на факультетах обычно используются их копии. Зачем инсценировать исчезновение копий, если нельзя похитить оригиналы? На этот вопрос я вам ответить не смогу.

Что же касается практической подготовки журналистов и усилий кафедры в этом направлении, то характер этих усилий понять просто: достаточно заглянуть в штатный формуляр кафедры. Из 26 преподавателей, работающих на полных и неполных ставках, только один — Н.Т. Щербань — является опытным журналистом-практиком. Давно уже я говорю об этом с разных трибун, давно уже пишут об этом на интернет-форумах наши студенты-журналисты, особенно выпускники, но дело не сдвигается с мёртвой точки.

— Как Вы думаете, почему?

— Думаю, причина станет понятной, если вспомнить, что сам заведующий кафедрой журналистики к журналистике не имеет никакого отношения. И это не слова, а реальный факт. Ирония судьбы: он специалист по литературе эпохи Средневековья, когда журналистики ещё не было. В СМИ он никогда не работал. Наверное, поэтому ему трудно понять, что усиление практической подготовки студентов невозможно при почти полном отсутствии на кафедре опытных журналистов-профессионалов.

— В конце своей статьи А.В. Александров, говоря о проблемах технического оснащения кафедры, пишет: «Декан, обязанный заниматься этими проблемами, явно не заинтересован в развитии журналистского образования. Но при этом он активно борется за сохранение филологической составляющей факультета». Что Вы скажете на это?

— Ещё раз скажу: есть слова, а есть факты. До начала 2004 г. кафедры журналистики у нас не было: была кафедра новейшей литературы и журналистики, объединявшая преподавателей нескольких специальностей. Сразу после моего избрания деканом в ноябре 2003 г. я инициировал и провёл её реорганизацию и создание собственно кафедры журналистики, хотя это было не очень простым делом.

Кафедра журналистики укомплектована кадрами, в подавляющем большинстве подготовленными на других кафедрах факультета. Из 12 кандидатов наук, работающих сейчас на кафедре, по её профилю защитились только трое — Е.И. Хобта, О.В. Пархитько в 2005 г. и Н.А. Стеблина — в 2011 г.

Из года в год штатный состав кафедры журналистики постоянно расширялся. С 2003 по 2011 г. он увеличился с 16 до 24 штатных единиц, т.е. в полтора раза. Это расширение осуществлялось мною как деканом факультета не за счёт дополнительных ставок, а за счёт сокращения штата филологических кафедр факультета. Отмечу, что заведующие этими кафедрами всегда воспринимали это с пониманием.

Если другие кафедры далеко не всегда получали почасовый фонд даже в 100-120 часов, то только в последние два года кафедра журналистики получила почти 1500 часов.

Компьютерный класс, имеющий статус общефакультетского, обслуживает только журналистов и издателей.

Я мог бы долго ещё приводить подобные факты, но, думаю, хватит и этих, чтобы увидеть: кафедру журналистики создавали и развивали усилиями всего нашего факультета, нередко за счёт других кафедр и всегда — по моей инициативе и с моим участием, что вполне естественно: это работа декана.

Между тем кафедра никогда и ничем не помогала факультету. Сказать мог бы о многом. Несмотря на все мои просьбы кафедра журналистики так и не помогла родному факультету в создании своей газеты и своего интернет-сайта. И это факты. Газеты у нас и сейчас нет, а сайт мы с моим сыном сделали сами.

— Но проблемы у кафедры, всё же, есть?

— Конечно есть, как, впрочем, и у любой другой. Прежде всего они связаны с приобретением необходимой для подготовки журналистов и издателей техники. Но такие вопросы не решаются на уровне факультета, потому что у факультета нет своих денег. Я не раз ставил эти вопросы перед ректором В.А. Смынтыной, на заседаниях ректората. Но когда вузу не хватает средств на оплату света и тепла в своих корпусах, ему трудно выкроить их на кинокамеры и микрофоны.

Однако существование этих проблем связано и с пассивной позицией заведующего кафедрой. Если его не устраивало то, что делалось деканом, нужно было самому чаще обращаться к проректору, ректору. Он мог инициировать рассмотрение этих вопросов, скажем, на заседаниях Учёного совета университета, членом которого был. Но проф. А.В. Александров этого ни разу не сделал.

На встрече с коллективом кафедры журналистики 29 марта ректор заметил, что А.В. Александров так до сих пор и не подал ему список необходимого технического оснащения, хотя говорится об этом уже долго. Это ещё один факт, проявляющий реальную цену слов автора статьи в газете «Золотослів».

— А что же, всё-таки, с созданием факультета журналистики?

— Я уже не удивляюсь, когда слышу, что главным тормозом в деле создания факультета журналистики является декан Е.М. Черноиваненко, который хочет любой ценой сохранить журналистику в составе филологического факультета. Это слова. А теперь — факты.

Я давно понял, что филология и журналистика — это «конь и трепетная лань», которым не ужиться в одной упряжке. Я давно изучил вопрос и увидел, что почти во всех вузах подготовка по этим направлениям неслучайно ведётся на отдельных факультетах. Кроме того, в последние годы из планов подготовки журналистов и издателей последовательно выводились филологические дисциплины, в результате чего филология и журналистика стали совсем чужими. Наконец, с одной кафедрой журналистики у меня всегда было больше хлопот и проблем, чем с остальными восемью кафедрами факультета.

Вот почему я уже с 2007 года начал ставить вопрос о создании факультета журналистики. Первым условием для этого является наличие трёх кафедр. Значит, кафедру журналистики нужно было разделить сначала на две, а позднее — на три части.

Однако кафедра и её заведующий никак не отзывались на мои инициативы. В сентябре 2008 г. я на заседании деканата официально поручил кафедре журналистики подать предложения по разделению нагрузки и штатов с целью создания в течение 2008-2009 учебного года ещё одной кафедры. Но через три недели мне была передана выписка из протокола № 2 заседания кафедры журналистики от 16 октября 2008 г. На этом заседании кафедра приняла решение о нецелесообразности своего разделения, единогласно проголосовав против этого. Вот копия этого документа с подписями завкафедрой А.В. Александрова и секретаря кафедры Т.Н. Шевченко.

Сделай мы это тогда, — в следующем, 2009-2010-м, учебном году можно было бы создать третью кафедру и выйти уже на создание факультета. Мы реально могли ещё к 1 сентября 2010 года открыть факультет журналистики. Однако сделать этого не удалось, и главным препятствием на пути к этому стали сам проф. А.В. Александров и коллектив кафедры журналистики. Это не слова, а факт, подтверждённый документом.

— Да, поворот довольно неожиданный…

— Ещё неожиданнее выглядят последние события. После того, как доцент Е.А. Иванова год назад защитила докторскую диссертацию по социальным коммуникациям и у нас появился, наконец, доктор наук по профилю кафедры, создание факультета стало ещё более реальным и необходимым делом. Понимая это, ректор И.Н. Коваль в начале февраля собирает у себя совещание с участием проректора А.В. Запорожченко, декана Е.М. Черноиваненко и завкафедрой А.В. Александрова и ставит вопрос о разделении кафедры журналистики на две с последующим вскоре созданием третьей кафедры, что сделало бы возможным создание факультета журналистики. Первой новооткрытой кафедрой должна стать кафедра рекламы и связей с общественностью. Мы с А.В. Запорожченко поддерживаем эту идею, но А.В. Александров настаивает на том, чтобы первой была создана кафедра издательского дела и редактирования, а кафедра рекламы и PR — только через год. Так как аргументы этому мнению он привести не смог, его предложение не прошло. Решение было принято, а проф. А.В. Александров получил соответствующие поручения.

Казалось бы, нужно только радоваться тому, что сам ректор активно стимулирует процесс создания факультета журналистики, однако А.В. Александров в крайнем недовольстве инициирует обращение коллектива кафедры к ректору с требованием… открыть факультет журналистики. Странно? Очень.

Ещё более странно то, что возглавляемый А.В. Александровым коллектив настаивает на том, чтобы третья кафедра была открыта только к 1 сентября 2013 года. Таким образом, создание факультета журналистики делается возможным лишь через полтора-два года. Нетрудно понять, что таким образом открытие факультета журналистики сознательно оттягивается. Странно? Очень.

Вот почему я так рад тому, что на прошедшей 29 марта встрече с коллективом кафедры журналистики ректор университета И.Н. Коваль чётко очертил перспективы создания факультета: обе новые кафедры будут созданы не позднее середины октября нынешнего года, когда вступит в строй новый аудиторный корпус, после чего можно будет без проволочек открывать и новый факультет. Давно зная Игоря Николаевича, уверен: это слова, которые обязательно станут фактами.

Беседовал Александр ВОРОНОВ


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код: *
 
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *   Ваш e-mail:
Коментар: *
Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні новини:
01:02 19.04.2024
20:13 18.04.2024
18:56 18.04.2024
16:39 18.04.2024
15:11 18.04.2024


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011