САММИТ НАТО: ЮЖНЫЙ ФЛАНГ
Состоявшийся 11-12 июля в Брюсселе саммит НАТО запомнился скандальными заявлениями американского Президента и ожесточенными спорами между союзниками по поводу того, кто и сколько должен платить за общую безопасность.
Что касается итогов саммита для Черноморского региона, то здесь складывается противоречивая картина. С одной стороны, регион не остался без внимания. С другой, наряду с четким пониманием угроз и ответов на эти угрозы — недосказанности и дипломатические реверансы, оставляющие возможности для толкования.
Комментарии в украинских СМИ по итогам саммита представляют собой широкий диапазон: от «все пропало, нас сливают», до «победа, победа». Причем оценки экспертов о степени полноты стакана разнятся от их лояльности к действующей власти, и в первую очередь, к Президенту Петру Порошенко.
При этом по характеру споров создается впечатление, что вот именно в этот раз и именно в Брюсселе решался вопрос — быть или не быть Украине в составе Североатлантического Альянса. Да, Украина на саммите НАТО из-за блокирования Венгрии удостоилась только заявления председателя заседания, а Грузия получила полноценную декларацию Комиссии НАТО — Грузия. Но Президент Украины присутствовал на саммите вопреки противодействию Венгрии и имел возможность донести свою позицию.
Как отметил глава НАТО Йенс Столтенберг, «учитывая восстановленное стремление Украины к членству в НАТО, альянс будет придерживается своего решения, принятого на Бухарестском саммите 2008 года и подтвержденного на следующих встречах на высшем уровне». Иными словами двери Альянса остаются для Украины открытыми. А насколько длительным будет этот процесс, зависит, в первую очередь от самой Украины, ее готовности проводить необходимые реформы как в сфере безопасности, так и в других сферах.
Впрочем для Украины сегодня важнее пункт 2 итоговой “Брюссельской декларации трансатлантической безопасности и солидарности”, где говорится: «Россия бросает вызов основанному на правилах международному порядку, дестабилизируя Украину, в том числе путем осуществления неправомерной и незаконной аннексии Крыма; она нарушает международное право, проводя провокационную военную деятельность и пытаясь подорвать наши институты и внести раскол».
И хотя НАТО не отказывается от диалога с Москвой, на что не преминули указать любители видеть во всем «зраду», заметим, что диалог этот предполагает все же определенные условия: «Мы по-прежнему стремимся к конструктивным отношениям с Россией, когда действия России позволят это».
Кроме того, в декларации глав государств и правительств, принимавших участие в саммите была выражена поддержка «территориальной целостности и суверенитета Украины, Грузии и Республики Молдова в рамках их международно признанных границ», а также содержится призыв к России «в соответствии со своими международными обязательствами... вывести войска, которые она размещала во всех трех странах, без их согласия». В данном случае речь идет скорее о некоем ритуальном действе, подтверждении неизменности позиции. Вполне понятно, что Россия вряд ли в настоящих условиях пойдет на вывод войск из трех стран Черноморского региона.
Так получилось, что в день, когда начался саммит НАТО, завершила работу XXVII-я ежегодная сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Которая в своей резолюции вновь подтвердила «необходимость обеспечения полного вывода вооруженных сил и запасов боеприпасов Российской Федерации с территории Республики Молдова и преобразования нынешней операции по поддержанию мира в международную гражданскую миссию».
Коснулись решения Брюссельского саммита и других государств Черноморского региона. В итоговой декларации глав государств отмечается, что «ряд воздушных и морских мер в Черноморском регионе привели к значительному увеличению присутствия НАТО и морской деятельности в Черном море».
К примеру, итогами саммита могут быть довольны в Бухаресте. Критика американского Президента в адрес союзников по Альянсу и требование увеличить расходы на оборону до 2% ВВП не затрагивает Румынию. Там уже вышли на этот рубеж. Более того, согласно докладу, подготовленному Стокгольмским международным институтом исследований проблем мира (SIPRI), в период между 2016 и 2017 годами военные расходы Румынии увеличились на 50%, что является самым высоким показателем роста в мире. Подобные темпы роста объясняются тем, что Румыния начала реализацию плана военной модернизации и расширения на 2017-2026 годы. Румыния занимает второе место среди стран Центральной Европы с точки зрения военных расходов после Польши, расходы которой составляют 42% от общей численности региона.
Показательный пример. Месяц назад Министерство обороны Румынии попросило парламент одобрить выделение средств на исследования и разработку бронетанковой техники, которая будет производиться на местном оружейном заводе в Морени, в партнерстве с немецкой группой Rheinmetall. Стоимость проекта составляет около 230 миллионов евро.
Для этих целей было создано Romanian Military Vehicle Systems — совместное румынско-немецкое предприятие с участием компаний Moreni и Rheinmetal. Совместное предприятие намерено наладить выпуск плавающего колесного бронеатранспортера AGILIS для румынской армии. Румынское Министерство обороны планирует купить 342 таких бронеавтомобиля. Большая часть деталей для нового автомобиля будет выпущена в Румынии. Заметим, что программа перевооружения уже позволила создать более 400 рабочих мест. Румыния также приобрела 227 бронетранспортеров Piranha производства швейцарской группы General Dynamics European Land Systems — MOWAG. Почти 200 из них будут выпущены на Бухарестском оружейном заводе.
Румыния в нынешнем году начала процесс закупки четырех новых корветов водоизмещением 1600 тонн для своих Военно-морских сил. Согласно плану, первое судно будет построено в течение трех лет. Программа закупок должна быть завершена в течение семи лет. Стоимость программы – 1,6 млрд евро (около 2 млрд долларов). Эта закупка была утверждена парламентом Румынии в феврале.
По результатам саммита Бухаресту удалось добиться и усиления присутствия НАТО в стране. Так по итогам саммита решено, что в Румынии будет размещен оперативный командный центр, а многонациональная бригада, уже находящаяся на румынской территории, останется здесь на постоянной основе. По словам Президента Румынии Коауса Иоханниса когда оперативный центр будет полностью готов, предполагается, что в тем будут находиться порядка 400 офицеров генерального штаба из всех стран НАТО.
Кроме того, Румыния заявила на саммите, что она усилит в следующем году своё военное присутствие в Афганистане с 700 до более чем 950 военнослужащих.
Правда, запланированная в рамках саммита встреча Клауса Йоханниса с американским Президентом так и не состоялась. Но это не смогло затмить позитивные результаты, которых добилась Румыния по итогам саммита.
Все слышали, как Дональд Трамп критиковал в Брюсселе Германию, которая покупает у России газ, но никто не слышал, чтобы он критиковал Турцию, которая закупает у России не только газ, но и комплексы С-400.
А тем временем министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на форуме НАТО сообщил, что первые батареи С-400 будут поставлены в Турцию до конца будущего года. По его словам, решение Турции о покупке С-400 объясняется срочной необходимостью по защите своего воздушного пространства.
«Мы не смогли приобрести подобные системы у своих партнеров. Поэтому было принято предложение России. Турция – суверенное государство и вправе сама принимать решения», — сказал Чавушоглу. Министр отметил, что покупка С-400 у России не означает, что Турция намерена отдалиться от НАТО.
В декабре 2017 года Турция и Россия подписали соглашение о продаже российской системы противовоздушной обороны С-400 «Триумф» в размере 2,5 млрд долл, в которое вошли четыре подразделения системы, каждая из которых оснащена девятью пусковыми установками.
В июне нынешнего года в телевизионной программе президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган раскритиковал нежелание турецких союзников НАТО продавать оружие Турции и предложил продолжить военное сотрудничество между Турцией и Россией. «Россия предоставила нам кредит на С-400 на очень разумных условиях. На втором и третьем этапах мы продолжим совместное производство. Возможно, мы будем совместно производить С-500 — сказал Эрдоган.
Свое стремление иметь на вооружении российские ракетные системы Турция оправдывает тем, что существующие противоракетные системы НАТО охватывают только 30% турецкого воздушного пространства и вовсе не гарантирует защиты от ракетных атак с территории Сирии. На самом деле, здесь кроются и возросшие претензии Анкары на региональное лидерство и стремление доказать свою способность действовать без оглядки на Вашингтон и Брюссель.
Американские официальные представители неоднократно предостерегали Анкару от этого шага, откровенно намекая, что могут отказаться от планов поставить истребители пятого поколения F-35.
19 июня Сенат США принял версию законопроекта о бюджете Пентагона на 2019 финансовый год. Согласно этому документу, Минобороны лишается возможности осуществлять поставку Турции американских вооружений, в частности F-35, из-за приобретения Анкарой российских ЗРК С-400. Существуют опасения, что использование Турцией современных американских самолетов вместе с системами С-400 позволит России получить доступ к новейшим секретным технологиям, используемым в самолете.
Тем не менее, первые два F-35 были переданы Турции вскоре после решения Сената.
Впрочем, союзников Турции по НАТО пугает не только закупки С-400, но и явный дрейф в сторону авторитаризма, что в свою очередь, может способствовать сближению Анкары и Москвы.
«Мы обеспокоены, мы определенно обеспокоены. Мы хотим, чтобы Турция была демократией, чтобы она оставалась страной верховенства закона», — заявила в интервью каналу CNBC посол США в НАТО Кей Бейли Хатчисон, когда ее попросили прокомментировать сближение Турции и России.
Хатчисон также добавила, что США обеспокоены покупкой Турцией российской системы противоракетной обороны С-400. «Это будет страшный удар, потому что это повлияет на функциональную совместимость самолетов НАТО, оборудования НАТО. Мы не можем иметь российскую оборонную систему, и таким образом быть способными разделять и иметь совместимость, которую мы имели для Турции», — сказала она.
Хатчисон сказала, что они надеются, что Турция уйдет от России и останется очень сильным членом НАТО. По словам Хатчисона, есть другие ракетные системы, которые могут быть доставлены в те временные рамки, которые ищет Турция и которые совместимы с НАТО. «Они хороший и сильный союзник, поэтому они должны обладать такой операбельностью», — отметила она.
Вместе с тем, в первый день саммита НАТО Bloomberg опубликовал статью с характерным названием «Настоящий кризис НАТО это Турция, а не Трамп». «Вот страна, которая скользнула в сферу влияния России — самой страны, для сдерживания которой было создано НАТО» — говорится в этой статье.
Впрочем, Турция была упомянута в итоговой декларации глав НАТО, но несколько в другом ключе. Как было отмечено, НАТО продолжает отслеживать и оценивать направленную против Турции угрозу запуска баллистических ракет, которая исходит с территории Сирии. «Адаптированные к Турции меры реагирования на исходящие с юга и возрастающие вызовы безопасности вносят вклад в обеспечение безопасности всего альянса. Эти меры будут полностью претворены в жизнь», — говорится в документе.
Таким образом, из всех государств Черноморского бассейна в наибольшем выигрыше оказалась Румыния, которая, как и прежде, претендует на роль основного представителя НАТО в регионе. Вероятно также, что определенных результатов добьется и Анкара. Во всяком случае, пример со строительством «Турецкого потока» и одновременно газопровода TANAP показывает, что Турция умеет извлекать пользу из своего геополитического положения и намерена быть предельно прагматичной. Поэтому, не исключено, что покупка С-400 – это попытка добиться преимуществ в получении ракетного вооружения от стран НАТО. На Востоке привыкли торговаться. С выгодой для себя.
Артем Филипенко, политический эксперт