ИА «Контекст Причерноморье»
логин:
пароль:
 
Последнее видео
КРУГЛИЙ СТІЛ «Проблеми політичної та громадської діяльності ромської спільноти Одеської області»
Инфографика
Курсы валют. Доллар США. Покупка:
 
Погода




ЧЕРНОМОРСКИЙ ДНЕВНИК. ВЫПУСК №5 19.07.2018
16:00 / 19.07.2018
ЧЕРНОМОРСКИЙ ДНЕВНИК. ВЫПУСК №5 19.07.2018

САММИТ НАТО: ЮЖНЫЙ ФЛАНГ

Состоявшийся 11-12 июля в Брюсселе саммит НАТО запомнился скандальными заявлениями американского Президента и ожесточенными спорами между союзниками по поводу того, кто и сколько должен платить за общую безопасность.
Что касается итогов саммита для Черноморского региона, то здесь складывается противоречивая картина. С одной стороны, регион не остался без внимания. С другой, наряду с четким пониманием угроз и ответов на эти угрозы — недосказанности и дипломатические реверансы, оставляющие возможности для толкования.

Комментарии в украинских СМИ по итогам саммита представляют собой широкий диапазон: от «все пропало, нас сливают», до «победа, победа». Причем оценки экспертов о степени полноты стакана разнятся от их лояльности к действующей власти, и в первую очередь, к Президенту Петру Порошенко.

При этом по характеру споров создается впечатление, что вот именно в этот раз и именно в Брюсселе решался вопрос — быть или не быть Украине в составе Североатлантического Альянса. Да, Украина на саммите НАТО из-за блокирования Венгрии удостоилась только заявления председателя заседания, а Грузия получила полноценную декларацию Комиссии НАТО — Грузия. Но Президент Украины присутствовал на саммите вопреки противодействию Венгрии и имел возможность донести свою позицию.

Как отметил глава НАТО Йенс Столтенберг, «учитывая восстановленное стремление Украины к членству в НАТО, альянс будет придерживается своего решения, принятого на Бухарестском саммите 2008 года и подтвержденного на следующих встречах на высшем уровне». Иными словами двери Альянса остаются для Украины открытыми. А насколько длительным будет этот процесс, зависит, в первую очередь от самой Украины, ее готовности проводить необходимые реформы как в сфере безопасности, так и в других сферах.

Впрочем для Украины сегодня важнее пункт 2 итоговой “Брюссельской декларации трансатлантической безопасности и солидарности”, где говорится: «Россия бросает вызов основанному на правилах международному порядку, дестабилизируя Украину, в том числе путем осуществления неправомерной и незаконной аннексии Крыма; она нарушает международное право, проводя провокационную военную деятельность и пытаясь подорвать наши институты и внести раскол».

И хотя НАТО не отказывается от диалога с Москвой, на что не преминули указать любители видеть во всем «зраду», заметим, что диалог этот предполагает все же определенные условия: «Мы по-прежнему стремимся к конструктивным отношениям с Россией, когда действия России позволят это».

Кроме того, в декларации глав государств и правительств, принимавших участие в саммите была выражена поддержка «территориальной целостности и суверенитета Украины, Грузии и Республики Молдова в рамках их международно признанных границ», а также содержится призыв к России «в соответствии со своими международными обязательствами... вывести войска, которые она размещала во всех трех странах, без их согласия». В данном случае речь идет скорее о некоем ритуальном действе, подтверждении неизменности позиции. Вполне понятно, что Россия вряд ли в настоящих условиях пойдет на вывод войск из трех стран Черноморского региона.

Так получилось, что в день, когда начался саммит НАТО, завершила работу XXVII-я ежегодная сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Которая в своей резолюции вновь подтвердила «необходимость обеспечения полного вывода вооруженных сил и запасов боеприпасов Российской Федерации с территории Республики Молдова и преобразования нынешней операции по поддержанию мира в международную гражданскую миссию».

Коснулись решения Брюссельского саммита и других государств Черноморского региона. В итоговой декларации глав государств отмечается, что «ряд воздушных и морских мер в Черноморском регионе привели к значительному увеличению присутствия НАТО и морской деятельности в Черном море».

К примеру, итогами саммита могут быть довольны в Бухаресте. Критика американского Президента в адрес союзников по Альянсу и требование увеличить расходы на оборону до 2% ВВП не затрагивает Румынию. Там уже вышли на этот рубеж. Более того, согласно докладу, подготовленному Стокгольмским международным институтом исследований проблем мира (SIPRI), в период между 2016 и 2017 годами военные расходы Румынии увеличились на 50%, что является самым высоким показателем роста в мире. Подобные темпы роста объясняются тем, что Румыния начала реализацию плана военной модернизации и расширения на 2017-2026 годы. Румыния занимает второе место среди стран Центральной Европы с точки зрения военных расходов после Польши, расходы которой составляют 42% от общей численности региона.

Показательный пример. Месяц назад Министерство обороны Румынии попросило парламент одобрить выделение средств на исследования и разработку бронетанковой техники, которая будет производиться на местном оружейном заводе в Морени, в партнерстве с немецкой группой Rheinmetall. Стоимость проекта составляет около 230 миллионов евро.

Для этих целей было создано Romanian Military Vehicle Systems — совместное румынско-немецкое предприятие с участием компаний Moreni и Rheinmetal. Совместное предприятие намерено наладить выпуск плавающего колесного бронеатранспортера AGILIS для румынской армии. Румынское Министерство обороны планирует купить 342 таких бронеавтомобиля. Большая часть деталей для нового автомобиля будет выпущена в Румынии. Заметим, что программа перевооружения уже позволила создать более 400 рабочих мест. Румыния также приобрела 227 бронетранспортеров Piranha производства швейцарской группы General Dynamics European Land Systems — MOWAG. Почти 200 из них будут выпущены на Бухарестском оружейном заводе.

Румыния в нынешнем году начала процесс закупки четырех новых корветов водоизмещением 1600 тонн для своих Военно-морских сил. Согласно плану, первое судно будет построено в течение трех лет. Программа закупок должна быть завершена в течение семи лет. Стоимость программы – 1,6 млрд евро (около 2 млрд долларов). Эта закупка была утверждена парламентом Румынии в феврале.

По результатам саммита Бухаресту удалось добиться и усиления присутствия НАТО в стране. Так по итогам саммита решено, что в Румынии будет размещен оперативный командный центр, а многонациональная бригада, уже находящаяся на румынской территории, останется здесь на постоянной основе. По словам Президента Румынии Коауса Иоханниса когда оперативный центр будет полностью готов, предполагается, что в тем будут находиться порядка 400 офицеров генерального штаба из всех стран НАТО.

Кроме того, Румыния заявила на саммите, что она усилит в следующем году своё военное присутствие в Афганистане с 700 до более чем 950 военнослужащих.

Правда, запланированная в рамках саммита встреча Клауса Йоханниса с американским Президентом так и не состоялась. Но это не смогло затмить позитивные результаты, которых добилась Румыния по итогам саммита.

Все слышали, как Дональд Трамп критиковал в Брюсселе Германию, которая покупает у России газ, но никто не слышал, чтобы он критиковал Турцию, которая закупает у России не только газ, но и комплексы С-400.

А тем временем министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на форуме НАТО сообщил, что первые батареи С-400 будут поставлены в Турцию до конца будущего года. По его словам, решение Турции о покупке С-400 объясняется срочной необходимостью по защите своего воздушного пространства.

«Мы не смогли приобрести подобные системы у своих партнеров. Поэтому было принято предложение России. Турция – суверенное государство и вправе сама принимать решения», — сказал Чавушоглу. Министр отметил, что покупка С-400 у России не означает, что Турция намерена отдалиться от НАТО.

В декабре 2017 года Турция и Россия подписали соглашение о продаже российской системы противовоздушной обороны С-400 «Триумф» в размере 2,5 млрд долл, в которое вошли четыре подразделения системы, каждая из которых оснащена девятью пусковыми установками.

В июне нынешнего года в телевизионной программе президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган раскритиковал нежелание турецких союзников НАТО продавать оружие Турции и предложил продолжить военное сотрудничество между Турцией и Россией. «Россия предоставила нам кредит на С-400 на очень разумных условиях. На втором и третьем этапах мы продолжим совместное производство. Возможно, мы будем совместно производить С-500 — сказал Эрдоган.

Свое стремление иметь на вооружении российские ракетные системы Турция оправдывает тем, что существующие противоракетные системы НАТО охватывают только 30% турецкого воздушного пространства и вовсе не гарантирует защиты от ракетных атак с территории Сирии. На самом деле, здесь кроются и возросшие претензии Анкары на региональное лидерство и стремление доказать свою способность действовать без оглядки на Вашингтон и Брюссель.

Американские официальные представители неоднократно предостерегали Анкару от этого шага, откровенно намекая, что могут отказаться от планов поставить истребители пятого поколения F-35.

19 июня Сенат США принял версию законопроекта о бюджете Пентагона на 2019 финансовый год. Согласно этому документу, Минобороны лишается возможности осуществлять поставку Турции американских вооружений, в частности F-35, из-за приобретения Анкарой российских ЗРК С-400. Существуют опасения, что использование Турцией современных американских самолетов вместе с системами С-400 позволит России получить доступ к новейшим секретным технологиям, используемым в самолете.

Тем не менее, первые два F-35 были переданы Турции вскоре после решения Сената.

Впрочем, союзников Турции по НАТО пугает не только закупки С-400, но и явный дрейф в сторону авторитаризма, что в свою очередь, может способствовать сближению Анкары и Москвы.

«Мы обеспокоены, мы определенно обеспокоены. Мы хотим, чтобы Турция была демократией, чтобы она оставалась страной верховенства закона», — заявила в интервью каналу CNBC посол США в НАТО Кей Бейли Хатчисон, когда ее попросили прокомментировать сближение Турции и России.

Хатчисон также добавила, что США обеспокоены покупкой Турцией российской системы противоракетной обороны С-400. «Это будет страшный удар, потому что это повлияет на функциональную совместимость самолетов НАТО, оборудования НАТО. Мы не можем иметь российскую оборонную систему, и таким образом быть способными разделять и иметь совместимость, которую мы имели для Турции», — сказала она.

Хатчисон сказала, что они надеются, что Турция уйдет от России и останется очень сильным членом НАТО. По словам Хатчисона, есть другие ракетные системы, которые могут быть доставлены в те временные рамки, которые ищет Турция и которые совместимы с НАТО. «Они хороший и сильный союзник, поэтому они должны обладать такой операбельностью», — отметила она.

Вместе с тем, в первый день саммита НАТО Bloomberg опубликовал статью с характерным названием «Настоящий кризис НАТО это Турция, а не Трамп». «Вот страна, которая скользнула в сферу влияния России — самой страны, для сдерживания которой было создано НАТО» — говорится в этой статье.

Впрочем, Турция была упомянута в итоговой декларации глав НАТО, но несколько в другом ключе. Как было отмечено, НАТО продолжает отслеживать и оценивать направленную против Турции угрозу запуска баллистических ракет, которая исходит с территории Сирии. «Адаптированные к Турции меры реагирования на исходящие с юга и возрастающие вызовы безопасности вносят вклад в обеспечение безопасности всего альянса. Эти меры будут полностью претворены в жизнь», — говорится в документе.

Таким образом, из всех государств Черноморского бассейна в наибольшем выигрыше оказалась Румыния, которая, как и прежде, претендует на роль основного представителя НАТО в регионе. Вероятно также, что определенных результатов добьется и Анкара. Во всяком случае, пример со строительством «Турецкого потока» и одновременно газопровода TANAP показывает, что Турция умеет извлекать пользу из своего геополитического положения и намерена быть предельно прагматичной. Поэтому, не исключено, что покупка С-400 – это попытка добиться преимуществ в получении ракетного вооружения от стран НАТО. На Востоке привыкли торговаться. С выгодой для себя.

Артем Филипенко, политический эксперт


Комментарии

Нет комментариев
Контрольный код: *
 
 
введите, пожалуйста, буквы, которое вы видите слева
Ваше имя: *   Ваш e-mail:
Комментарий: *
Поиск:
расширенный

Сергей Гриневецкий
ДЕЦЕНТРАЛІЗАЦІЯ І НОВІ ВИМОГИ ДО ПІДГОТОВКИ ДЕРЖАВНИХ СЛУЖБОВЦІВ
Підготовка кадрів для державної служби та органів місцевого самоврядування була і залишається однією з найважливіших передумов функціонування всієї системи влади. Протягом новітньої історії України ми мали змогу неодноразово переконатися в тому, що від рівня підготовки чиновництва залежить ефективність держави як такої. Навіть найкращі закони, рішення Уряду та програми залишаться нереалізованими, якщо рівень виконавців не буде відповідати поставленим завданням.

Презентован новый номер газеты «Всемирные Одесские Новости»
Устные чтения авторов, героев и читателей публикаций газеты «Всемирные Одесские Новости», конечно, же не могли уместиться в заявленный часовой регламент, который, понятное дело, был нарушен. Презентация осеннего Третьего номера вновь, пожалуй, к радости всех присутствующих, напомнила о многоголосии и разноплановости одесситов, призванных ещё 28 лет назад, в час создания Всемирного Клуба Одесситов его президентом Михаилом Жванецким, объединятся. И лозунг-призыв «Одесситы всех стран, соединяйтесь!» сработал и нашёл как нельзя лучшее подкрепление на страницах газеты.

 
Loading...

Последние новости:
16:49 22.10.2018
12:48 22.10.2018
12:37 22.10.2018
12:26 22.10.2018
12:11 22.10.2018


© 2005—2018 Информационное агентство «Контекст-Причерноморье» New
Свидетельство Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины №119 от 7.12.2004 г.
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
© 2005—2018 S&A design team / 0.072