Тема Беларуси занимает все больше нашего внимания. И, конечно же, никого не могут оставить равнодушными (кроме совсем равнодушных) рассказы переживших «задержание» в СИЗО (или как там они называются, Центры исправления преступников?) соседней страны.
Избиения и угрозы ещё большими избиениями. Угрозы изнасилованием в адрес девушек, попавшим в автозаки. «Набивание» людей в камеры, как килек в консервную банку: в помещениях, рассчитанных на 6 человек, подручные «бацьки» содержали в 5-10 раз больше людей.
Вышедшие заключенные говорили о том, что даже нацисты в 41-м так не поступали. Тем более, что гитлеровцы не уничтожали и не унижали представителей своего же народа, концентрируясь на «окончательном решении вопроса» унтерментшей — еврев, ромов, гомосексуалистов и т.д.
В этом есть две концептуальные ошибки.
Во-первых, нацисты уничтожали и немцев, которые были несогласны с их курсом (почитайте, хотя бы эмигрантские книги Ремарка).
Во-вторых, и это главное, истоки «отмороженности» белоруского ОМОНа нужно искать в советском прошлом:
• В тех книгах Солженицина, которые описывают набивание «под завязку» «столыпинских» вагонов и трюмов барж, едущих «на Север», из которых многих просто выкидывали уже неживыми.
• В описаниях депортации крымских татар и других народов, показавшихся Сталину нелояльными, приведших к смертям половины депортируемых.
• В мемуарах генерала Петра Григоренко, где содержатся описания того, как чекисты запаковывали в грузовик и душили его выхлопными газами «куркулей» и как с ним самим обращались представители советской «карательной психиатрии».
• В воспоминаниях других жертв сталинизма, а тем более в костях его жертв, рассеянных по Соловках, Магаданах, Воркутах и других Сандормохах.
• Даже в произведениях советских писателей, которые ухитрились протащить через цензуру свои воспоминания о раскулачивании, Голодоморе, репрессиях, немецком плене, в который они попали из-за неготовности Сталина к той войне, которую ему навязал Гитлер, а потом еще и отсидели уже в советских лагерях за «измену Родине».
• И даже в более близких воспоминаниях о «перестроечных» событиях, когда еще советский ОМОН избивал участников первых митингов даже не за независимость Украины, а за «демократизацию СССР» (говорят, что жертвой таких избиений стал в свое время и нынешний депутат из ОПЗЖ, занимавший министерское кресло в правительствах Ющенко-Тимошенко).
И если приложить эти «лекала» к нынешней беларуской ситуации, то на кого больше похожи «марсиане» (беларуский аналог украинского определения «Беркута» как «космонавтов»)? Почему-то кажется, что эти силовики более подобны «зомби», запрограммированным на «установление порядка», в котором опять вершину власти накроет своей задницей Ляксадр Рыгоровыч, до сих пор ведущий себя как советский начальник средней руки – какой-нибудь секретарь райкома.
Только вот не зря уже и в украинских соцсетях все более популярным становится «тэг», озаглавленный «Лукашеску». Не пора бы «бацьке» задуматься? Ведь появился и тэг Лука-шеску-дафи. А черенком лопаты в анальный проход, как это случилось с ливийским диктатором, больно, наверное?
Баларусская власть пока что пытается демонстрировать уверенность в своей правоте, мол наказываем только «провокаторов», а тех, кто случайно «попал под раздачу» (выражение министра внутренних дел, который даже – невиданное ранее для сябров явление – извинился перед ними) выпускаем. Вот только рассказы этих выпускаемых, которые по мнению властей должны были бы запугать потенциальных участников протестов, возымели противоположный эффект, и сегодня на улицах белорусских городов опять тысячи людей. И похороны жертв милицейского беспредела (сегодня тысячи пришли проститься с первым из них — Александром Тарайковским, погибшим 10 августа возле минской станции метро Пушкинская) могут возыметь тот же эффект, что и похороны затравленного властями тунисского торговца, чье самосожжение запустило «арабскую весну», уничтожившую казалось бы незыблемые режимы. Например, 30-летнее правление Хосми Мубарака в Египте.
На этом фоне показные спокойствие и уверенность официального Минска напоминает спокойствие режима Януковича в первой половине февраля 2014. И как показал опыт украинского «крепкого хозяйственника», судьба зажравшейся власти, вытолкнувшей людей на массовые протесты, может решиться за считанные недели, дни или даже часы. В каких бы «ежовых рукавицах» она не держала бы этот самый народ.
И тогда появится еще больше рассказов пострадавших от рук «наследников Дзержинского» в беларусских застенках. Они дополнят те сотни видео с площадей Минска, Бреста, Гродно и других городов, на которых несколько экипированных «космонавтов» избивают одного безоружного и даже лежащего сябра – часто даже не участника протестов, а просто случайно оказавшегося рядом с ними. И все это даст повод и украинцам накануне местных выборов задаться над тем, стоит ли поддерживать силы, чьи представители, например Дубинский от «Слуги народа» и Рабинович от ОПЗЖ (причем одними и теми же словами), призывают Зеленского следовать примеру Лукашенко, и ментовскими дубинками загонять нас в «светлое прошлое», чей звериный оскал явно проступает в беларусском и российском (вспомните прошлогодние разгоны демонстраций в Москве) настоящем.
Роман Сыринский