Недавно был опубликован Совместный доклад Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в котором отмечается, что цены на продовольствие в ближайшее десятилетие будут постепенно снижаться. Но еще несколько лет назад эксперты прогнозировали мрачные картины будущего, где господствует постоянное недоедание и постоянно растут цены на продовольствие. Во многом на снижение цен повлиял экономический кризис, в том числе наметившаяся в последние годы тенденция снижения цены на нефть. Но не последнюю роль сыграл и рост производства зерновых, в том числе и в Украине, которая вернула себе утраченную роль европейской житницы.
В 2014 году экспорт аграрной продукции составил 31% от общего экспорта Украины, внешнеторговое сальдо составило 10,6 млн. долларов. По результатам года Украина заняла первое место по экспорту подсолнечного масла, четвертое – по ячменю и кукурузе, пятое – по субпродуктам из курятины и седьмое – по пшенице.
Более того, импорт продукции АПК в Украину в первой половине 2015 г. сократился на 46%. Казалось бы, можно радоваться, если бы не ряд «но».
Во-первых, как уже отмечалось, цены на продовольствие в обозримой перспективе будут снижаться, а следовательно, и доход от экспорта сельхозкультур, в первую очередь, от экспорта зерновых, будет снижаться. А как раз крупные агроформирования ориентированы на выращивание экспортных и наиболее прибыльных зерновых культур.
Во-вторых, первое место по экспорту подсолнечного масла, безусловно, почетно, но давайте не будем забывать, что подсолнечник, как и другая распространенная масличная культура – рапс, истощают почву. Следовательно, выигрывая в краткосрочной перспективе на наращивании производства подсолнечника, в долгосрочной мы проигрываем, истощая почву, поскольку, увы, несмотря на многочисленные декларации о необходимости защищать почву от истощения, на практике все остается прежним.
В-третьих, основной причиной сокращения импорта является вовсе не наращивание отечественного производства и насыщение рынка, а девальвация гривни и снижение покупательной способности населения. Завозить импортное продовольствие стало просто невыгодно.
По идее, появился шанс заполнить внутренний рынок отечественной продукцией. Тем более, что в условиях противостояния с Россией российский рынок оказался закрытым для украинских овощей. Ранее на российский рынок поставлялось около 5% выращенных в Украине тепличных огурцов и 20% помидоров.
Увы, все не так просто…
У нас за последнее время сложилась плохая традиция не читать аналитические материалы, которые готовятся отечественными учеными. А зря. Сошлюсь на Послание Президента Украины к Верховной Раде. Отставание развития системы аграрной логистики от потребностей рынка приводит к потерям трети урожая. Например, технические потери зерна в Украине достигают 15% годового урожая, тогда как потери зерна в странах Европы и в США не превышают 1-2% урожая, что является технически необходимым минимумом. Подчеркиваю: 15%! И это только по зерну. А что уж говорить о прочей сельхозпродукции. А разговоры о строительстве овощехранилищ ведутся уже не один год.
Переориентироваться на европейские рынки будет нелегко, поскольку там существуют жесткие требования. С 1 января 2016 года начнет действовать Соглашение об Ассоциации Украины и ЕС и, следовательно, встанет вопрос внедрения технических регламентов Европейского Союза, приведения стандартов сельхозпродукции в соответствии с европейскими. Рисков в этом процессе более, чем достаточно, и их необходимо учитывать.
Специфическая ситуация складывается и в животноводстве. К примеру, на мировом рынке ощущается дефицит говядины, а в Украине, напротив, господствует тенденция к сокращению ее производства. Причина проста – низкая рентабельность. Основная часть скота сегодня содержится в частных хозяйствах. Для увеличения производства нужен переход к крупным хозяйствам, соответственно, наращивание производства кормов, что, среди прочего, может стать важным подспорьем для крупных агрохозяйств, выращивающих зерновые. Для выхода на европейский и мировые рынки нужен также серьезный санитарный контроль, селекционная работа. И это также вопрос, который требует долговременных подходов.
Для характеристики финансового положения аграрного сектора лучше всего подходит знаменитый лозунг из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Объем капиталовложений в сельское хозяйство в прошлом году составил всего лишь 8,4% от общего объема капиталовложений в экономику. Причем порядка 90% из них — это средства самих предприятий. Кредитная ставка для сельхозпредприятий выше, чем в среднем по стране, что делает финансовые ресурсы недоступными. Как результат – нехватка оборотных средств. А государственная поддержка из года в год падает, причем даже из запланированных из госбюджета сумм до конечного потребителя доходят крохи.
И наконец, острой остается проблема социального развития села. В аграрном секторе сложился своеобразный излишек рабочей силы. Но отсутствие стратегии поддержки личных хозяйств, самого сельского уклада жизни приводит к деградации сельского населения.
Итак, вопросов более чем достаточно. В свое время, когда в конце 90-х XX века Украине началась аграрная реформа, в ее адрес было немало критики, в том числе и справедливой. Сегодня, спустя почти 20 лет, она дала свои результаты. Но именно сегодня, как никогда, Украине нужна новая стратегия развития агропромышленного комплекса. Отечественный аграрный сектор стал составной частью глобальной экономической системы и испытывает на себе влияние мирового рынка. Следовательно и мы должны научиться мыслить глобально и не полагаться на силу рынка. Но в том-то и беда, что в Украине за последние годы утрачены традиции видения на стратегическую перспективу. Если не сможем их возродить, рискуем проиграть даже при сложившейся благоприятной конъюнктуре.