Прозвенел первый звонок в школах и вузах. Начались занятия, лекции, семинары… Жизнь вновь пошла по некоему заданному циклу. Рутина образовательного процесса поневоле отодвинула на задний план острые вопросы отрасли. А ведь перед образованием сегодня стоят вызовы, по своему значению сравнимые с геополитическими. Поскольку именно от развития этой отрасли зависит будущее страны.
Мне уже доводилось писать о том, что сегодня отечественная система образования испытывает конкуренцию со стороны европейских вузов. Глобализация делает свое дело, и вполне прогнозируемо, что в обозримой перспективе все больший процент молодых украинцев будет стремиться получить образование за рубежом.
Наряду с этим действуют и другие факторы.
Во-первых, демография. Увеличение продолжительности жизни, уменьшение рождаемости, неизбежная в этих условиях реформа пенсионной системы, одним из направлений которой, увы, неизбежно станет увеличение возраста выхода на пенсию. И соответственно, встанет вопрос трудоустройства тех, кому за 50 и 60. Уже сейчас бьют в набат по поводу так называемого «эйджизма», когда компании вводят ограничения по возрасту. В объявлениях очень часто можно встретить такой пункт «до 30 лет», «до 35 лет». В основе такой политики не только стремление компаний использовать по максимуму потенциал (в том числе и физический) молодежи, но и определенные опасения, что уровень подготовки людей старшего возраста не будет соответствовать выдвигаемым требованиям. Ведь жизненный и профессиональный опыт не может заменить, к примеру, навыки в работе с компьютером. Как результат, люди предпенсионного или пенсионного возраста обречены в нынешних условиях заполнять нишу неквалифицированного труда.
Во-вторых, изменились требования к качеству знаний. С развитием интернета сегодня значительно расширились объемы доступной информации, а кроме того, меньше тратится времени на доступ к ней (к примеру, во многих случаях, нет потребности идти в библиотеку для того, чтобы найти нужную цитату, проверить верность формулы и т.д.). Важно не столько хранить в голове значительные объемы информации, сколько обладать навыками к освоению новых знаний, своеобразной «гибкостью ума», способности к восприятию нового. Подсчитано, что ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний. Ежегодно!
Достаточно вспомнить о тех изменениях, которые за последние 25 лет произошли в нашей жизни благодаря новым технологиям. В июне нынешнего года скончался футуролог Элвин Тоффлер, который еще еще в 1970 году ввел термин «шок будущего». Темп изменений в технологиях, в социальном строе, в политике, в мироустройстве сегодня настолько интенсивен, что среднестатистический житель Земли не готов к его восприятию. Мы можем столкнуться с ситуацией, когда уже к 30-40 годам полученные человеком знания и навыки буду безнадежно устаревать.
В-третьих, наряду с материальными ресурсами все большее значение в приросте национального богатства начинает играть человеческий капитал. Это та самая избитая фраза о том, что «наше главное богатство — люди». В экономически развитых странах, таких как Германия, США, Япония, удельный вес человеческого капитала составляет до 80% национального богатства. И естественно, что одним из важнейших условий для, так бы сказать, накопления и успешного использования капитала является образование.
В-четвертых, следует признать, что сегодня происходят серьезные изменения в экономике Украины, вызванные как внешними факторами (включением национального хозяйства в международную систему разделения труда), так и внутренними. Фактически за последние годы произошла деиндустриализация Украины. В силу разных причин… Неконкурентоспособности продукции, жадности олигархов, потери рынков… Теперь еще и война. Но процесс идет… Вместе с тем возникают новые отрасли, которые требуют новых специалистов. Готова ли сегодня отечественная система образования обеспечить потребности экономики качественными специалистами?
Примечательно, что на Западе уже давно осознали необходимость трансформации образовательной сферы. В марте 2000 года на Лиссабонском саммите Совета Европы был принят «Меморандум образования на протяжении жизни», в котором подчеркивается, что беспрерывное образование должно стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и занятости.
Одним из направлений, к примеру, является развитие дистанционного обучения, которое у нас только делает первые шаги. Так, в обзоре Глобального рынка электронного обучения (2014-2022), опубликованного в сентябре 2015 года, указывалось, что рынок дистанционного обучения составил более 165 миллиардов долларов в 2014 году. По прогнозам он будет возрастать ежегодно на 5,08% и достигнет цифры в 243,8 млрд. долларов к 2022 году. Можно только предположить, сколь мизерную часть в этом глобальном рынке составляет рынок дистанционного образования Украины.
Очевидно, что уже сейчас нам необходимо уделить должное внимание развитию инфраструктуры, подготовке программ и законодательному обеспечению образования на протяжении жизни. Да, это сложно делать в условиях экономического кризиса и войны. Возможно, для этого стоит привлечь международную техническую помощь, шире использовать возможности гражданского общества, экспертного сообщества. И самое главное — не стоит ждать от этих мер сиюминутного эффекта. Чаще всего они рассчитаны на далекую перспективу и эффект от их внедрения проявится только через десятилетие. Затягивать нельзя. Каждый последующий год равен по значению пяти предыдущим. Это пропорция, которую вывел Билл Гейтс. И с этой пропорцией мы пока отстаём.
Сергей Гриневецкий