Киевский форум по безопасности как платформа для дебатов стал особенно популярен в последние несколько лет. И не удивительно. С началом российской агрессии против Украины понятие безопасности перешло из плоскости абстрактных дискуссий в плоскость конкретных действий. Кроме того, форум стал площадкой, где первые лица государства выступают со значимыми инициативами. Организатору форума экс-премьеру Арсению Яценюку (а именно его фонд Open Ukraine совместно с зарубежными партнерами является организатором данного действа) — это тоже плюс в карму.
11-й форум, прошедший в Киеве 12-13 апреля, не стал исключением. Разве что скромнее в воплощении... Высоких гостей было немало, важных заявлений тоже. И все-таки...
Первое впечатление, которое складывается после выступлений, — где-то я все это уже слышал. И увы, правда, набор тезисов, произносимых из высоких уст, звучит из раза в раз. Суть их сводится к следующему: «Украина защищает европейские ценности и свободы», «Украина — форпост демократии» «Россия — угроза всему миру», «Мировая демократия должна сплотиться и дать отпор России». Учитывая специфику, к этим тезисам прибавилось еще «Не стройте «Северный поток-2»...
Мантры... Повторяемые с завидным постоянством...
Да, безусловно, все это правда. Но непонятно, к кому обращались спикеры. Если к сидящим в зале, то там и так подавляющее большинство разделяют эти тезисы. Если к западным партнерам, то они это не раз слышали. Если к России, так там все равно не поймут, там верят в «братский народ», обманутый «гнусными янки».
У Петра Порошенко, несомненно, талантливые спичрайтеры и талантливые политтехнологи. Да и сам он талантливый актер и оратор. Не чета предыдущим президентам. Но впереди выборы, и вполне понятно, что каждое слово, каждое высказывание, каждая новая идея будут направлены на грядущую победу. И соответственно, идеи эти будут выдаваться дозировано, по нарастающей, для того, чтобы существующий и нынешний электорат не расслаблялся. Слишком много событий, слишком коротка память. Вот и о безвизе забыли.
Поэтому на пятом году войны Президент заявляет о готовности выйти из СНГ (хотя на самом деле не является его членом), желании иметь автокефальную поместную церковь (хотя о подрывной деятельности Русской православной церкви было известно еще в 2014 году), пересмотреть отдельные положения Большого договора с Россией (который был нарушен Россией в том же 2014 году).
И возникают вполне резонные вопросы:
- Если мы обращаемся к западным партнерам с призывом не вести business as usual с Россией, то как мы можем объяснить рост объемов торговли со страной-агрессором в 2017 году? Понятно, что эти объемы гораздо ниже, чем в довоенном 2013 году и вполне понятно, что в ее нынешнем состоянии Украина просто не способна отказаться от торговли. Но все же.
- Если мы обращаемся с призывом к европейцам не строить «Северный поток-2», то что сделала непосредственно Украина для сокращения собственной зависимости от российского газа? Ведь газ, который мы покупаем у европейских стран, — это по факту тот же российский газ.
- Если мы говорим об информационных российских угрозах и российской пропаганде, почему делается крайне мало для того, чтобы распространять в Европе правдивую информацию об Украине? Почему эта работа становиться уделом гражданского общества, волонтеров, экспертов, а не политикой государства?
- Почему когда мы говорим о том, что понятие безопасности включает в себя не только понятие военной, но и экологической, экономической, продовольственной, информационной и прочей безопасности, все в конечном итоге сводится только к военной составляющей, а об экологии и гуманитарных аспектах забывают? Например, почему до сих пор не принята Морская доктрина Украины и нет внятной стратегии развития морской отрасли?
И таких «почему» можно задать с десяток, а то и больше. Наверное, понадобился бы еще один форум по безопасности, чтобы обсудить весь комплекс вопросов.
Претензии в данном случае не к организаторам Киевского форума. Как площадка, он, безусловно, необходим. Можно предположить, что атмосфера следующего, который состоится в аккурат в период президентской и в преддверии парламентской кампании, будет еще более насыщена мантрами о «щите цивилизации». Вот только действенность всех этих слов будет еще меньше, чем сейчас.
Увы, приходится в очередной раз признать, что у украинской элиты нет пока ни целостной картины будущего страны, ни понимания того, где будет эта страна в изменившемся мире. Так, только пунктиры, черточки, мазки...
Артем Филипенко