ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




УКРАИНА И КОРОНАКРИЗИС: ЭКСПЕРТЫ ПРЕДЛАГАЮТ УКРЕПИТЬ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ГРОМАД
22:15 / 08.07.2020
УКРАИНА И КОРОНАКРИЗИС: ЭКСПЕРТЫ ПРЕДЛАГАЮТ УКРЕПИТЬ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ГРОМАД

Для всех стран мира эпидемия коронавируса стала серьезным испытанием не только эффективности системы здравоохранения, но и государственной системы в целом. Украина здесь — не исключение. И хотя, учитывая статистику заболеваемости, говорить об окончании коронакризиса преждевременно, есть возможность подвести определенные промежуточные итоги и наметить пути выходя из кризиса.
Эксперты Национального института стратегических исследований (НИСИ) представили аналитический доклад «Украина после коронакризиса — путь выздоровления». Авторы постарались охватить все аспекты, связанные с эпидемией и ее последствиями. Особое внимание в нем уделяется вопросам регионального развития и децентрализации.

Громады: самостоятельность и уязвимость

Как отмечается в докладе, необходимость борьбы с пандемией стала дополнительным «стресс-тестом» как для новосозданных объединенных громад, так и для региональных властей. Органы местного самоуправления проявляли высокий уровень административной самостоятельности во внедрении карантина, в то время, как вертикаль исполнительной власти не всегда реагировала своевременно, а законом четко не были установлены функции каждого из уровней власти и местного самоуправления.

Вместе с тем, коронакризис показал и уязвимость громад и местного самоуправления, в частности:

- значительную зависимость от решений центральной власти в сфере формирования бюджетов и недостаточную финансовую устойчивость, несмотря на бюджетную децентрализацию, зависимость от отдельных видов налоговых поступлений. Как известно, Верховная Рада приняла поправки к Налоговому Кодексу, которые предусматривали льготы предприятиям по уплате налога на землю и за недвижимость. Удельный вес поступлений, которые подпали под действие Закона (плата за землю и объекты нежилой недвижимости), в налоговых поступлениях Общего фонда составляет в среднем 2-3%. Однако остановка многих местных предприятий, особенно малых и средних, создала ситуацию, когда наибольшие потери местные бюджеты испытают из-за недополучения НДФЛ, доля которого в налоговых поступлениях местных бюджетов составляет до 70%, и единого налога от ФЛП (более 16%);

- недостаточную административную и организационную способность, отсутствие необходимых протоколов и регламентов для действий в условиях чрезвычайных ситуаций, слабую координацию регионального и местного уровней;

- несовершенство системы вторичного звена здравоохранения, второй этап реформирования которой, предполагавший изменение принципов финансирования, совпал по времени с пандемией, а также низкий уровень ее мобилизационной готовности. В результате часть закупки оборудования для больниц, средств защиты врачей осуществлялась волонтерами за счет привлечения средств предпринимателей, а структура этих закупок не всегда была рациональной. Вместе с тем, многие ОТГ начали закупать тестирующие системы гораздо раньше, чем это начали делать на региональном уровне и, таким образом, оказались более мобильными и гибкими в решении вопросов жизнедеятельности своих территорий.

- недостаточную координацию действий органов государственной власти и местного самоуправления как в вертикальной (между органами местного самоуправления общин и областными государственными администрациями), так и в горизонтальной (как между отдельными регионами и между отдельными громадами) плоскостях. Между тем, иногда руководство громад самостоятельно, по собственной инициативе, находило возможности сотрудничества, например, с органами пограничной службы Украины для отработки списков своих жителей, вернувшихся из- за границы для дальнейшей работы с ними по предупреждению распространения вируса;

- нехватку ресурсов, в первую очередь человеческих, для осуществления охраны правопорядка в условиях карантина, особенно в сельской местности, в результате чего зафиксированы случаи самоорганизации граждан для указанных целей, в том числе тех, кто владеет оружием.

Кроме того, наблюдалась политизация работы местного самоуправления, показателем чего может служить ситуация с мэром Черкасс.

Противоэпидемическая устойчивость: что делать?

По мнению авторов доклада, «стратегия выхода из коронакризиса и достижения противоэпидемической устойчивости должна быть направлена на создание на уровне регионов и общин управленческих и экономических систем, способных предотвратить распространение угроз, гарантировать стабильность и быстрое восстановление хозяйственной деятельности, восстановление положительной динамики жизненного уровня населения».

Среди задач, которые стоят перед государством в ходе реформы децентрализации — необходимость в полной мере «вооружить» необходимым инструментарием органы местного самоуправления, на которые уже де-факто лег основной груз противоэпидемических мероприятий. Способность громад к противоэпидемической устойчивости в новых условиях становится одним из ее существенных конкурентных преимуществ.

Так, для снижения рисков здоровью населения эксперты предлагают по-новому подойти к обустройству жизненного пространства и улучшения экологической ситуации. Для начала необходимо проведение противоэпидемического аудита территорий и выявления основных точек возможного риска заражения, а в перспективе — постепенной перестройки и построения новых городских общественных пространств

Кроме того, эксперты предлагают принять следующие меры, которые, по их мнению будут способствовать повышению противоэпидемической устойчивости:

- разработать механизмы возмещения потерь бюджетов территориальных громад, понесенных в результате принятых на общегосударственном уровне решений, которые предусматривали освобождение от налогообложения в период действия карантинных мероприятий;

- внести изменения в законы Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «О защите населения от инфекционных болезней», «О местном самоуправлении в Украине», «О местные государственные администрации» о разграничении полномочий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления в сфере борьбы с эпидемиями;

- разработать рекомендации относительно стандартов действий на уровне каждой административно-территориальной единицы для обеспечения противоэпидемических и других антикризисных мер в различных ситуациях;

- оказать консультативную и инструктивную помощь регионам и громадам в реализации общенациональных директив с учетом специфики и возможностей каждого региона, разработке собственных антикризисных программ;

- разработать и утвердить региональные/территориальные программы противодействия распространению заболевания COVID-19, с учетом особенностей местных демографических, социально-экономических показателей, ситуации с общественным здоровьем (статистика болезней), структуры экономики и т. п;

- создать на базе облгосамдинистраций областных координационных центров с привлечением представителей органов власти и органов местного самоуправления, волонтеров, общественных активистов, экспертов и ученых университетов и научно-исследовательских учреждений для согласования конкретных оперативных действий на местном уровне;

- разработать и включить в учебные программы специального курса по действиям в условиях пандемии и карантина, организация обучения для государственных служащих, работников органов местного самоуправления на базе Национальной академии государственного управления при Президенте Украины.

Безусловно, реализация как этих, так и других рекомендаций, разработанных специалистами Национального института стратегических исследований, требуют политической воли и осознания того, что посткризисное восстановление на свершится само собой. Не исключено, что коронакризис — не последний в череде подобных испытаний ожидающих человечество. А это значит, что надо быть готовым и к новым неожиданностям.

Артем Филипенко, заведующий отделом исследованию Южного региона Национального института стратегических исследований


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код: *
 
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *   Ваш e-mail:
Коментар: *
Пошук:
розширений

Микола Саранча
Роль міді та марганцю для озимої пшениці
У сучасному сільському господарстві все більшу роль для отримання щедрих та якісних врожаїв озимої пшениці відіграють мікроелементи, зокрема мідь та марганець. Вони мають вагомий вплив на проходження фізіологічних процесів під час росту та розвитку рослин та формування врожаю. Значення мікроелементів для сільськогосподарських рослин зросло із підвищенням врожайності, яку стимулюють, застосовуючи NPK добрива. Проте забезпечення мікроелементами з ґрунту не завжди задовольняє потребу рослин, що і призводить до прояву дефіциту.

Традиційні Шевченківські читання, присвячені 210-й річниці від дня народження Великого Кобзаря
6 березня о 12:00 у Музеї книги ОННБ — Шевченківські читання до 210 річниці від дня народження Великого Кобзаря

Останні новини:
00:30 19.03.2024
19:39 18.03.2024
17:12 18.03.2024
16:49 18.03.2024
16:09 18.03.2024


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.019