Исторически сложилось так, что, начиная с дореволюционных времен, зерно для Одесского порта всегда было стратегическим грузом. Через причалы порта перерабатывали различные культуры, которые отправляли на экспорт. Во все времена это был ходовой и выгодный для всех груз. Чем больше зерновых грузили на суда, тем больше средств зарабатывали трейдеры, порт, которые в свою очередь платили налоги в бюджеты различных уровней, в том числе городской. Поэтому повышение урожайности зерновых и соответственно увеличение их экспорта выгодны всем участникам транспортного процесса, выгодны государству.
Поскольку Украина находится в тройке мировых лидеров производства зерна (зерновой потенциал страны в ближайшие годы специалисты оценивают в 80-90 млн. т), то интерес зернотрейдеров к Одесскому порту с каждым годом возрастает. Это не могло не вызвать ответную реакцию со стороны операторов зерновых терминалов порта. Пять компаний Одесского порта, разрабатывая стратегию развития, сделали ставку на зерновые грузы. Учитывая это обстоятельство, администрация порта заложила в Стратегию развития Одесского порта до 2038 г. с учетом развития своих мощностей увеличение перевалки зерна с 8,8 млн. т в 2014-2015 МГ до 12,5 -13 млн. т в год.
«Показатели атмосферного воздуха в норме», — считают специалисты
Одесский порт расположен в центре города. С одной стороны, это престижно, своего рода визитная карточка Одессы. С другой, создает определенные трудности для предприятия и операторов его мощностей. Развивая зерновые мощности, администрация порта, в первую очередь, заботится о том, чтобы не нарушать экологию центральной части города. Ведь при перевалке зерно пылит, а автотранспорт, который доставляет его в порт, может загрязнять городские улицы.
Чтобы этого избежать, операторы терминалов под постоянным контролем экологов АМПУ, администрации порта создают у себя на терминалах аспирационные, т.е. обеспыливающие, системы, разрабатывают экологически чистые технологии перевалки.
«Все зерновые терминалы Одесского порта, - рассказывает начальник отдела экологической безопасности администрации порта Владимир Кискин, — построены и эксплуатируются в соответствии с самыми современными требованиями природоохранного законодательства Украины. Транспортировка зерновых грузов осуществляется по закрытым транспортным галереям. Узлы пересыпки грузов и ленточные транспортеры оборудованы системами аспирации. Погрузка на суда осуществляется судопогрузочными машинами, оборудованными грузовыми рукавами и накладками для пылегашения, которые обеспечивают минимальную высоту падения зерна и снижение скорости такого падения. Это в свою очередь максимально снижает пыление груза».
К примеру, на строящемся самом большом в порту зерноперегрузочном комплексе (ЗПК) «Бруклин-Киев» на Андросовском молу проектной мощностью 4,5 млн. т зерновых в год создана современная аспирационная система: высоконадежные французские фильтры ZEO-F (20 шт.), 8 эффективных фильтров ZEO-FC-9000 на станции разгрузки вагонов, а также фильтровальные рукава, обеспечивающие при загрузке зерна в контейнерах на стафировочном узле очистку воздуха до 99%. Емкости соединены со стафировочным узлом закрытой галереей.
В ООО «Олимпэкс Купе Интер.», оператора 4 причала и находящегося в тылу портового зернового терминала (ПЗТ) тоже действует аспирационная система: галерея, по которой зерно из емкостей поступает на судопогрузочную машину, закрыта, а обе судопогрузочные машины снабжена пылеулавливателями. Новый зерновой терминал на 23 причале, которым оперирует компания «Порто-Сан», перерабатывает зерно через напольный склад, откуда груз поступает по закрытым галереям на судопогрузочную машину, оборудованную пылеулавливателем. И т.д. Одним словом, все операторы зерновых терминалов Одесского порта при работе с грузом в первую очередь позаботились о том, чтобы исключить при перевалке зерна попадание в воздух пыли.
Что касается снижения нагрузки на транспортную инфраструктуру города в результате доставки в порт зерновых грузов, то, как известно, именно для этих целей порт в конце 90-х — начале 2000-х годов построил магистральный путепровод, по которому движутся большегрузные автомашины..Путепровод позволяет груженому автотранспорту заходить в порт, минуя городские улицы, непосредственно с объездной дороги. Это, безусловно, позитивно сказывается на показателях атмосферного воздуха. К тому же, все транспортные средства порта регулярно проходят инструментальную проверку на дымность и токсичность отработанных газов двигателей внутреннего сгорания.
«Не навреди» — основная заповедь администрации порта
«Одесский порт для нас не конкурент». Эти слова сказал директор ГП «МТП «Южный» Александр Лагоша во время пресс-конференции для членов ассоциации морских журналистов. Что имел ввиду руководитель предприятия? Как известно, основной груз порта Южный — рудные грузы, в первую очередь ЖРК. Для этого в порту созданы все условия: АМПУ провел дноуглубление до 18,5 м для приема кейпсайзов, приобретена перегрузочная техника. По итогам 2014 г. госпредприятие переработало через 5 своих причалов 14,7 млн. т рудных грузов. Однако в планах на будущее — наращение грузоперевалки за счет создания новых перевалочных мощностей. «Конкурент у нас один – компания ТИС, которая за последние пять лет за счет строительства новых мощностей увеличила объем перевалки навалочных в два раза. Одесский порт в число конкурентов не входит — для него ЖРК — эпизодичный груз».
Комментируя ситуацию с рудными грузами замначальника администрации Одесского порта Руслан Сахаутдинов еще в 2014 г. отметил, что «после того, как начались дноуглубительные работы в порту Южном, мы потеряли объемы рудных грузов: отпала необходимость в дозагрузке судов на рейде, которую раньше практиковал Одесский порт… К тому же этот грузопоток не свойственный для нашего порта».
В подтверждение этих слов приведем статистику: за 9 месяцев нынешнего года на причалах порта было переработано 428,7 тыс. т ЖРК (сравните показатели аналогичного периода 2014 г – 1,4 млн. т). По сообщению дирекции стивидорных компаний «Олимпэкс Купе Интер.», «Металзюкрейн», «Бруклин-Киев», которые активно переваливали этот груз, в нынешнем году объемы его резко упали, а «Олимпэкс Купе», по сообщению дирекции, ни в 2014, ни в нынешнем году не обработал ни одного судна с железорудным сырьем. Таким образом, администрация порта постепенно избавляется от пылящего груза.
В 2006 г. Одесский порт присоединился к Международному стандарту качества в разделе «Управление охраной окружающей природной средой». Следуя этому стандарту, все грузовые операции в порту выполняются в строгом соответствии с рабочими технологическими картами с соблюдением всех необходимых природоохранных мер. Имеются ввиду, снижение интенсивности погрузки или полная остановка грузовых операций при неблагоприятных погодных условиях (ветер более 10 м/с), своевременная уборка складских площадей и причалов площадей, причалов от пыли, остатков грузов,
постоянное наблюдение за процессом погрузки, акватории вокруг судна и т.п.
Кроме того, по словам В.Кискина, порт осуществляет постоянный ежеквартальный мониторинг состояния атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны порта, морской воды в акватории порта. «Такие исследования проводятся на протяжении последних 10 лет Украинским научно-исследовательским институтом морского флота. За все время исследований превышений действующих нормативов не выявлено».
В 2014 г. ГП «Администрация морских портов Украины» присоединилась к Рабочему проекту «Экопорт» в составе Ассоциации морских портов Европы. Один из первых, кто соответствует стандартам этого проекта, по праву считается Одесский порт. Предприятие, администрация которого, идя в ногу со временем, развивает свои мощности, но при этом строго соблюдает природоохранное законодательство, заботится о том, чтобы не нарушать экологию центральной части города. Аналогично врачам администрация порта в своей деятельности руководствуется заповедью – «не навреди».
Автор: Т. Овруцкая