Сегодня среди достаточно большого количества отечественных бизнесменов, особенно средней руки, довольно распространено убеждение, что в нашей стране из-за «специфических» условий ведения бизнеса заниматься репутацией компании как минимум бесполезно. А с учетом того, что деньги, вложенные в формирование имиджа организации, как им кажется, можно было бы использовать более эффективно для финансирования других направлений бизнеса, то, пожалуй, и вредно.
«Вы знаете, репутация начинает формироваться еще на стадии запуска предприятия, причем вне зависимости, занимаются при этом его имиджем или нет, - считает Владимир Куруч, директор агентства маркетинговых коммуникаций PR-СТАНДАРТ. – Это наиболее устойчивое общественное мнение, которое, как правило, отражает объективную реальность. Изменить его крайне сложно. Чем ближе имидж к репутации, тем лучше. В идеале, репутация должна быть одной из составляющих имиджа, а не наоборот. Разница в том, что репутация – это то, что говорят о компании окружающие, а имидж – то, что вы намериваетесь до них донести».
По словам эксперта, с первых дней жизни любая организация вовлечена в связи с общественностью, поскольку тем или иным способом передает информацию о себе другим людям. Развешивая объявления в подъездах, организуя выставки и концерты, публикуя заметки в прессе, отвечая на телефонные звонки и письма, организация, даже не желая того, воздействует на процесс и результат восприятия ее другими людьми. Бумага, на которой вы пишите письма партнерам или клиентам, одежда сотрудников, манера поведения и разговора, интерьер помещения – все имеет значение для формирования имиджа организации в глазах общественности. И как следствие, окажет влияние на результат взаимоотношений с ней. А, поскольку, та или иная марка продукта выступает в роли символа организации с соответствующими требованиями к нему, ее репутация – не столько рекламные блоки, сколько качество работы самой фирмы, ее имидж и устойчивые традиции внимательного и уважительного отношения к потребителю.
«Хотим мы того или нет, но любая компания вне зависимости от ее размеров живет и развивается в системе межличностных коммуникаций. Это внутрикорпоративные отношения руководства с коллективом, взаимодействие с партнерами, связи организации с общественностью, с представителями власти, с контролирующими органами. Как только одна из выше перечисленных составляющих даст сбой, это немедленно скажется на бизнесе в целом. Поэтому формирование репутации и управление ею такая же повседневная и неотложная деятельность, как тщательное ведение финансовой отчетности», - утверждает Владимир Куруч.
По его мнению, PR-технологии для многих деловых людей в Украине, к сожалению, продолжают оставаться запасным вариантом. К ним прибегают крайне редко, преимущественно в период кризисных ситуаций. А между тем, public relations во всем мире, помимо гуманитарной функции, давно уже воспринимается как эффективное орудие менеджмента, приносящее вполне реальную прибыль.
«Это легко понять, если посмотреть на стремительный рост неценовой конкуренции. Посмотрите вокруг и вы увидите однотипные товары и услуги, которые практически ничем друг от друга не отличаются и с каждым днем их количество становится все больше. В этой ситуации клиент при равных условиях выбирает того поставщика, который ему наиболее симпатичен. Кому он доверяет. Есть еще одна причина, свидетельствующая о важности PR-технологий. Если за организацией уже закрепилась дурная слава, это вряд ли приведет к желанию воспользоваться ее товарами или услугами. А вернуть утраченные позиции гораздо сложнее, чем наработать новые. Чтобы этого не произошло, компания должна уметь управлять своим имиджем и заботиться о сохранении репутации, выстраивая долгосрочные PR-проекты. Меня часто спрашивают, можно ли организации не формировать свой образ? Да, можно. Но в таком случае его за вас сформируют клиенты, и управлять им вы уже не сможете», - резюмировал Владимир Куруч, управляющий партнер агентства PR-СТАНДАРТ.
Беседовал Андрей Ленский.