![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Камера. Мотор. Стоп.
![]() 25.07.2013 / Газета: Юг / № №47(16068) / Тираж: 122306
В Одессе завершил работу Четвертый международный кинофестиваль. Вот и свернута красная дорожка у Оперного, опустела площадка фестивального дворца (в него на время преображается Театр музыкальной комедии) и фестивального центра (им из года в год становится кинотеатр «Родина»). Отгремели музыкальные фестивальные ритмы в клубе «Бернардацци», разъехались многочисленные гости с более и менее громкими именами. Пришло время, обернувшись назад, подвести итоги. Четыре прошедших года показали справедливость решения проводить масштабный кинофорум именно в Одессе, хотя доля скептицизма поначалу была велика. Тогда, четыре года назад, зрителей и представителей прессы, освещавших кинособытия, спокойно вмещали два зала «Родины», которые на утренних и дневных показах первого ОМКФ бывали на треть пусты. Во время нынешнего кинофестиваля уже казалось, что весь город все девять дней жил одним кинематографом. Центр культурной жизни Одессы на время переместился на Пантелеймоновскую: в ее начале — фестивальный дворец, а в конце — фестивальный центр. Жизнь здесь начиналась и нескончаемо бурлила с раннего утра до глубокой ночи, площадь перед дворцом пустела лишь с окончанием последнего киносеанса. Эти два средоточия главных культурных событий в городе сообщались между собой с помощью размеренно курсирующих автомобилей с кинематографистами, журналистами, слушателями летней школы и школы кинокритики. За столиками кафе и на площади перед дворцом денно и нощно живо обсуждались просмотренные фильмы двух конкурсных и целого ряда внеконкурсных программ. Там же можно было наблюдать прямую трансляцию пресс-конференций с создателями и исполнителями представленных на фестивале кинолент. А тем временем у входа вытягивались нескончаемые очереди на следующую картину. Как сообщила, подводя итоги форума, его президент Виктория Тигипко, количество зрительских посещений возросло в этом году на пятнадцать процентов. На некоторые фильмы зрители просто не смогли попасть, и это при вместимости залов дворца и центра — 1260 и 516 мест соответственно. Поэтому в следующем году (Пятый ОМКФ запланирован на 11—19 июля 2014 года) его организаторы намерены расширять фестивальные площадки, возможно, строить для этих целей какие-то специальные ангары. Пока же кинотеатром под открытым небом, как и в предыдущие годы, вновь стал Ланжероновский спуск. По этому случаю его, наконец, несколько подлатали и подновили. Дважды местом особых событий ОМКФ-2013 служила Потемкинская лестница. В день открытия фестиваля тысячи зрителей собрал открытый концерт Кустурицы и его «The No Smoking Orchestra». Несколькими днями позже там же, по сложившейся традиции, в живом музыкальном сопровождении был представлен шедевр немого кино 1927 года, получивший первого Оскара, — «Восход солнца» режиссера Фридриха Мурнау. Фильмов было много и разных. Однако в целом прослеживается мрачная тональность современного мирового кино. Минорный тон задал фильм-открытие фестиваля со знаменитым Робертом Рэдфордом, название которого переведено как «Не угаснет надежда», хотя в английском варианте картина называется «All is lost» — «Все потеряно». Надежде зрителей за неполные два часа в самом деле было суждено угаснуть. И хотя герой неведомым образом в последнюю минуту спасся, не дали шанса на оптимизм другие ленты конкурсных и внеконкурсных программ: «Необходимая смерть Чарли Кантримена» (или «Влюбиться до смерти»), «Девушка и смерть», «Когда я умирала», «Пока еще жива», «Не хочу умирать», «Убийца внутри меня». Даже в фильмах с, казалось бы, нейтральными названиями щемяще звенит тема тяжелой болезни или смерти, а их герои — психически неуравновешенные или безнадежно больные люди. Действие во французской киноленте «Камилла Клодель, 1915» с блистательной Жюльетт Бинош целиком происходит в психиатрической лечебнице. Смерть вторгается в жизнь героев фильма «Люди и звери». Убийство — центральное событие фильма «Автоинспекция». Героиня конкурсной картины «Пчелка» с энтузиазмом занимается эвтаназией, помогая больным отправиться на тот свет. Эмоциональный разлад диагностирует психиатр у главного персонажа ленты «Простые сложности Нико Фишера». Фильм «Должник» с блистательным Тимом Ротом заставляет содрогнуться зрителей от погружения в кошмарный мир убийств и расчлененки. Может, в силу этого россий-ская кинолента «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским в главной роли получила в Одессе сразу две главные награды. Приз «Лучший фильм фестиваля» и Гран-при — статуэтку «Золотой Дюк» по результатам зрительского голосования вкупе с денежным вознаграждением в размере двенадцати тысяч евро. То есть организаторы, жюри и зрители на этот раз были единодушны. При этом не оригинальны: совсем недавно «Географ…» режиссера Александра Велединского и продюсера Валерия Тодоровского уже получил главную награду российского «Кинотавра». Вручая награду ОМКФ, глава жюри международной конкурсной программы Александр Роднянский подчеркнул, что это решение, занявшее у членов жюри всего несколько минут, было принято единогласно. Всего в этом году в международном конкурсе было представлено двенадцать фильмов, а за украинскую национальную кинопремию боролись четыре полнометражные картины и двенадцать лент-короткометражек. Лучшим короткометражным фильмом Украинской национальной кинопремии признана картина «Дорога» Максима Ксенды. Обладателями призов жюри Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI) стали полнометражная лента Валентина Васяновича «Креденс» и короткометражная картина «Уроки украинского» Руслана Батицкого. Впервые в этом году, как объявили ведущие церемонии подведения итогов и закрытия кинофестиваля, на ОМКФ вручена награда за лучший украинский полнометражный фильм — «Параджанов». Два года назад этот проект представляли на питчинге ОМКФ. Проект успешно был реализован. А его победа изначально прогнозировалась — картина, являющаяся ко-продукцией сразу четырех стран — Украины, Армении, Грузии и Франции, — номинировалась одновременно на две премии двух конкурсных программ. На пресс-конференции сорежиссеры Серж Аведикян и Елена Фетисова (она же сценарист и продюсер) объясняли журналистам, что фильм под названием «Параджанов» не является документальным, это художественное кино. Увы, но и в этом случае мне показалось, что личность такого яркого неординарного художника и человека не раскрыта в полной мере, как не нашли отражения в ленте события и люди, сыгравшие в жизни Мастера очень важную роль. Оттого фильм при его несомненных достоинствах и великолепной операторской работе оставляет впечатление незавершенности, эскизности. «Золотого Дюка» авторам фильма вручали известные российские актеры Александр Кузнецов и Ольга Кабо. И не случайно. Именно они сыграли главные роли в картине, снятой в Одессе ровно двадцать пять лет назад, — «Приморский бульвар». Показ киноленты стал одним из событий нынешнего кинофестиваля. Приз «За лучшую актерскую работу» члены жюри международной конкурсной программы Франциска Петри и Андрей Курков вручили актерскому дуэту — юным Лике Баблуани и Мариам Бокерии, сыгравшим главные роли в фильме «В цвету» грузинского режиссера Наны Эквтимишвили. История взросления тринадцатилетних подростков на фоне событий начала девяностых в Тбилиси никого не оставила равнодушным. Как не оставила никого равнодушным история двух, по сути, очень одиноких людей, мужчины и женщины, которых жизнь нечаянным образом вдруг подвела друг к другу, в картине «Ланчбокс» индийского режиссера Ритеша Батра, удостоенного приза «За лучшую режиссуру». Не нужно быть пророком, чтобы понять одну нехитрую истину, и фильмы-победители лишний раз это подтверждают. Зрители истосковались по романтизму, по настоящим чувствам, которым все меньше места в нашей жизни, и ищут это в кино. Но в современном кино душа бродит в мрачных потемках в поисках выхода, не видя поводов для радости. Как будто кто-то объявил их анахронизмом и упорно изживает с экрана. Когда ОМКФ только задумывался, была у его организаторов шальная мысль — сделать фестиваль в Одессе с юмористическим веселым уклоном. Но бесперспективность и тесные рамки такого направления заставили вскоре от нее отказаться. Теперь же безрадостный, если не сказать безотрадный, настрой последних кинолент фестиваля заставляет ностальгически вспомнить любимые киноленты, благодаря которым мы даже в самые мрачные периоды истории улыбались и чувствовали себя счастливыми. Автор: Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ
|
Пошук:
![]() ![]() ![]() Сергій Токарєв
На Всемирном экономическом форуме (WEF) был представлен отчет The Future of Jobs Report 2025, анализирующий будущее рынка труда. Хотя основной акцент в исследовании сделан на изменения в профессиях, наибольшие выводы из него должны сделать высшие учебные заведения — говорит в своей колонке для 24 канала Сергей Токарев, инвестор, сооснователь и партнер Roosh.
![]() ![]() ![]() В Одеській області ветеранів та їхні родини запрошують приєднуватися до проекту «Реабілітація танцем».
![]() Останні моніторинги:
00:00 31.03.2025 / Чорноморські новини
![]() 00:00 31.03.2025 / Чорноморські новини
![]() 00:00 31.03.2025 / Чорноморські новини
![]() 00:00 31.03.2025 / Чорноморські новини
![]() 00:00 31.03.2025 / Чорноморські новини
![]() |
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.028 |