![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
КОНТЕЙНЕРНОЕ ЗАВТРА ЧЕРНОГО МОРЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
![]() 11.09.2013 / Газета: Моряк Украины / № 36(812) / Тираж: 10025
Очередной, седьмой по счету, смотр контейнерных мощностей Черноморского региона состоялся я Одессе яри содействии издательства «Порты Украины». Общий вывод всем операторов контейнерных терминалов шести черноморских стран — у рынка основного грузопотока Положительная динамика к росту. Правда, последствия кризиса на всех участниках сказались по-разному, а кое-где кризис пытается удержаться в хронической форме. То, что сегодня Черноморский контейнерный рынок начал постепенно восстанавливаться, всем очевидно. Если дело пойдет такими же темпами, как сейчас, то контейнерный грузооборот Черноморских стран в этом году вырастет на 7% по отношению к прошлому. Выросли грузообороты в портах России, Грузии, Болгарии. Но вклад Украины в эту цифру пока небольшой. По сравнению с пиком контейнерных перевозок 2008 года украинские порты выполнили всего 60% грузооборота. Куда уехал груз, он был еще вчера? Что же мешает развитию контейнерного рынка, который так медленно восстанавливается после кризиса? Есть же достаточные контейнерные мощности, хорошо оснащенные терминалы. Сделать жизнь портовиков легче, по идее, должен «Закон о морских портах Украины», новый таможенный кодекс, который упростил процедуру досмотра груза. Однако иностранные грузоотправители/получатели не довольны порядками в наших портах. Так, генеральный директор компании «Маерск Украина» Йеспер Педерсен, отстаивая интересы судоходных компаний, видит причину недовольства в украинском таможенном контроле, который препятствует развитию контейнерных перевозок страны. В свою очередь первый заместитель начальника Южной таможни Миндоходов Украины Юрий Соколов в докладе «Новации в таможенном оформлении контейнерных грузов в Украине» попытался реабилитировать службу, которая является третьей по наполнению бюджета в стране, принося ежегодно 20 млн. гривен. - Для улучшения условий прохождения контроля в новом таможенном кодексе изменены правила оформления таможенного груза, контейнеров, установлены .определенные сроки. Мы ввели на постоянной основе оформление всех грузов по электронным документам. Систему обработки контейнера в электронном виде и на твердом носителе во всех портах мы планируем внедрить до Нового года. Новое законодательство позволило минимизировать таможенные формальности, сделало свободной практику нахождения и отправки груза. Однако это не привлекло груз. Он продолжает уходить в соседние порты. Свое мнение высказал президент Ассоциации контейнерных линий Украины Стефан Кленчу. - Украина теряет грузопотоки из-за высоких тарифов, проблем в отношениях с контролирующими органами власти. Это и таможня, и экология, и многие другие. На обычный контейнер с обувью приходится 5-7 проверяющих. В Гамбурге работает одна таможня, ставит штамп, — и это вся проверка. В украинских портах все непредсказуемо. Можно пройти досмотр за два дня, а можно застрять на две недели. Пришла комиссия делать 100% сканирование — все стоят в очереди. Как будет, никто не знает заранее. Ничего нельзя планировать. Бывает, что производство останавливается на заводе из-за того, что контейнер застрял в порту. Завод в следующий раз говорит: «Не нужен мне одесский порт, даже если он ближе. Буду возить через Гданьск, потому что там сюрпризов нет. Пусть вокруг Европы, на 2 недели больше, но мы можем запланировать цепочку, чтобы контейнер пришел вовремя». Сейчас главное правило just in time. Если его не соблюдать, вас дисквалифицируют как серьезного игрока на рынке. В ассоциации мы пытаемся донести это до тех, кто в Украине принимает решения. Свою роль также играют тарифы. В Украине в два раза дороже чем в Констанце, в 4 раза — разница с Грецией и Египтом. Но мое мнение — не следует снижать тарифы. Самое главное завоевать репутацию, которую Украина уже сильно подорвала. Ей придется ее долго и упорно восстанавливать. Увеличим глубины и упростим досмотр?! Стратегию привлечения грузопотоков, с точки зрения Администрации морских портов Украины, обозначил начальник службы стратегического развития Вячеслав Вороной. - Мы видим привлечение грузопотоков за счет организационных мероприятий, системы портового сообщества, упрощения контролирующих процедур, создания условий для привлечения инвестиций в эту сферу на законодательной основе. А также путем проведения организационных мероприятий, улучшения внутритерминальной и внутренней инфраструктуры порта, увеличения глубин,чтобы принимать большие суда, и снижения себестоимости судо-заходов. В плане мощностей, у нас более чем достаточно, чтобы обслуживать грузопотоки на 5-10 лет. Кроме того необходима модернизация тарифной политики. Сегодня министерство внедрило свободные тарифы. Введение новых кодексов электронного декларирования помогли вернуть грузопоток, который шел на северные порты и эту тенденцию надо сохранить. Таможенный кодекс у нас был и остается одним из лучших в мире. Все зависит от реализации этих законов, как будут трактовать и выполнять те законодательные акты, которые были приняты. Насыпные грузы — перспектива контейнерного грузооборота В последнее время свою лепту в контейнерный грузооборот стали вносить насыпные грузы. Европейские стандарты требуют, чтобы зерно, металлы, удобрения перевозились в контейнерах. - Это делает груз более сохраняемым, — отмечает генеральный директор группы компаний «Бруклин-Киев» Юрий Губанков в докладе на панельной дискуссии «Навал в контейнеры: перспективы и проблемы перевозки навалочных грузов в контейнерах». — Кстати, сегодня «Бруклин-Киев» — единственная компания на Черном море, где при стафировке не повреждаются зерна кукурузы. Портовики намерены так держать и дальше. Однако процент насыпных грузов в контейнерах пока еще невелик, составляя всего 3% от общего грузооборота. Тем не менее, это одно из перспективных направлений развития контейнера. На контейнерном саммите также говорилось о внедрении новых технологий обработки контейнеров и роли региональных логистических центров в контейнерном бизнесе. «Обзор современных технологий для автоматизации контейнерных терминалов» провел начальник отдела аналитики и консалтинга компании «SOLVO» Максим Максимов, организовавший первый музей логистики в мире. Сегодня он насчитывает 100 экспонатов, а книга подаренная организаторами контейнерного саммита журналом «Порты Украины» станет 101-ым. Одесса — вторая по объемам перевалки контейнеров на Черном море Традиция встреч операторов контейнерного рынка -определять лидеров ежегодного рейтинга. По итогам работы в 2012 году, лучшим признан румынский порт Констанца, переваливший более 650 тысяч TEU, на втором месте — компания «ГПК Украина» с показателем в два раза меньше. Третий — грузинский порт Поти. - Когда догоните порт Констанца? — спрашиваем у генерального директора компании «НРС Hamburg Port Consulting», президента «ГПК Украина» Клауса Шмёкера. - Когда построим глубоководный терминал, у нас будет для этого больше возможностей. Я полагаю, что большой терминал имеет больше шансов успешно функционировать. По аналогии, если сравнить киевский аэропорт, одесский и донецкий. Все стремятся в столицу, потому что там большой аэропорт, лучше сервис и больше возможностей. - Как будете привлекать грузопотоки? - Сегодня у нас наблюдается рост по импорту 25%, по экспорту — 42%. Таким образом, мы можем, даже не прикладывая к этому усилий, наблюдать рост грузопотока из Азии. Во-вторых, мы надеемся на грузопоток из России, который, вероятно, значительно возрастет, если Украина присоединится к Таможенному союзу. Либо, по второму сценарию, если это будет договор об ассоциации ЕЭС. Западные товары будут пробивать себе пути также через Одесский порт. Поставка товара из Китая в Польшу у нас будет гораздо быстрее, чем обходной путь через Балтику. Экономится 8 дней. - Насколько «Закон о портах Украины» повлиял на работу компании? - Пока мы ничего сказать не можем. Когда новый закон принимается, его сопровождает пошаговый план действий, которые попадают в правовое поле. А этот закон не описывает таких деталей, то есть подробно не предусматривает и не оговаривает отношения между владельцами терминалов и портов и государством. Нам придется подождать, и увидеть, во что это выльется. В данный момент он скорее усложняет нам работу. Через год-два, когда на основе этого Закона выработаются какие-то положения, будет легче, — подчеркнул Клаус Шмекер. — Сам по себе этот Закон необходим для Украины. Но в той форме, в которой он есть, как копия российского аналогичного Закона, не знаю, лучший ли этот вариант для Украины. Правила игры должны быть стабильным Участники встречи осмотрели с борта катамарана «Хаджибей» строительство нового глубоководного контейнерного терминала, которым оперирует компания «ГПК Украина» в Одесском порту, мощностью 600 тысяч TEU в год. На палубе флагмана пассажирского флота Украины также подводили итоги конференции. - 7-й Контейнерный Саммит объединил транспортные компании: перевозчиков, операторов терминалов, представителей властей Украины, России, Грузии, Румынии, Болгарии, Турции, — заключил Константин Ильницкий. — Обсудили насущные проблемы контейнерного рынка. В 2013 году весь контейнерный рынок выйдет по перевалке на уровень рекордного докризисного года. Это очень положительно. Не радует то, что восстановление рынка идет медленными темпами. Достигли общего докризисного объема перевалки в российских, грузинских, болгарских портах. В Украине тоже есть рост. По навалу в контейнерах Украина вышла на первое место в Черном море — по сбалансированности ввоза и вывоза. Пять лет назад у нас доминировал импорт. В страну завозилось три контейнера груза, из них два выезжали порожними. Сейчас резко сократился импорт, подрос экспорт. Традиционные украинские грузопотоки — это навалочные: зерно, уголь, руда. Сочетание ставок на перевозку контейнеров на рынке между востоком и западом позволило многим украинским компаниям начать значительное затаривание украинских грузов в контейнеры. Сегодня в контейнерах перевозятся значительные объемы зерна, уголь антрацит, удобрения. Наше достижение, что мы вышли на уровень, когда соотношение переработанных контейнеров в украинских портах составляет: 21 % — порожние, и почти 80% — груженные. Проблема украинских портов — неиспользованные контейнерные мощности. Весной следующего года откроется контейнерный терминал на Карантинном молу. Контейнерная мощность составит 3 млн. ТЕU. В 2012 году все украинские порты обработали всего 735 тыс.ТЕU. У нас получается трехкратное превышение мощностей. Но за контейнером все равно будущее. Все генеральные грузы уйдут в контейнеры. В Гамбурге 97% генеральных грузов идут в контейнере. На прошлом контейнерном саммите Юрий Васьков предложил участникам просить правительство поддержать законопроект о контейнерном грузопотоке, чтобы пресечь бесконечные изменения правил на рынке. Законопроект уже внесен в парламент от имени одного из народных депутатов. И, надеюсь, будет рассмотрен, а, возможно, и принят на ближайшей сессии, — подытожил Константин Ильницкий, — и это убережет наш рынок от бесконечного изменения правил игры, которые должны быть стабильны. Автор: Инна Ищук, Анатолий Венгрук
|
Пошук:
![]() ![]() ![]() Сергій Токарєв
На Всемирном экономическом форуме (WEF) был представлен отчет The Future of Jobs Report 2025, анализирующий будущее рынка труда. Хотя основной акцент в исследовании сделан на изменения в профессиях, наибольшие выводы из него должны сделать высшие учебные заведения — говорит в своей колонке для 24 канала Сергей Токарев, инвестор, сооснователь и партнер Roosh.
![]() ![]() ![]() 23 березня о 18.00 у філармонії на великому концерті Арсена Мірзояна в Одесі всіх чекатимуть виняткові і найсильніші емоції.
![]() Останні моніторинги:
00:00 20.03.2025 / Вечерняя Одесса
![]() 00:00 20.03.2025 / Вечерняя Одесса
![]() 00:00 20.03.2025 / Вечерняя Одесса
![]() 00:00 20.03.2025 / Вечерняя Одесса
![]() 00:00 20.03.2025 / Вечерняя Одесса
![]() |
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.024 |