ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:
 




На европейский путь еще надо выйти
05.12.2013 / Газета: Одесские известия / № 134(4553) / Тираж: 18937

Имя нынешнего председателя Одесского областного совета Николая Тиндюка хорошо известно в регионе, для которого он сделал много полезного, вот уже почти четыре десятилетия работая в органах исполнительной власти и местного самоуправления. Как добросовестного и деятельного депутата областного совета нескольких созывов, его уважают жители многих территориальных громад Тарутинского, Беляевского, Балтского и других районов Одесщины, где при активном участии Николая Андреевича много сделано в плане газификации населенных пунктов, прокладки водопроводных сетей, ремонта и строительства школ, детских садов, учреждений здравоохранения, культуры, спортивных площадок, иных объектов сельской инфраструктуры.

Принимать взвешенные решения на должностях первого заместителя председателя облгос­администрации, а со временем – заместителя и первого заместителя председателя облсовета ему давали возможность богатый жизненный опыт, глубокие знания законодательства. Исходя из вышесказанного, журналист редакции, во время встречи с председателем облсовета накануне Дня местного самоуправления, задал ему следующий вопрос:

– Уважаемый Николай Андре­евич! Хотелось бы в преддверии праздника узнать Ваше мнение о местном самоуправлении, его роли и значении в жизни региона, страны. Знаете, как-то пришлось услышать такое: сельский голова сегодня – это и швец, и жнец, и на дуде игрец. То есть универсальный представитель власти, который решает едва ли не все проблемы своей территориальной громады…

– То, что Вы сказали о сельском голове – лишь одно звено всей системы местного самоуправления. А вообще, если говорить о местном самоуправлении в общей структуре власти в Украине, то ему принадлежит ключевая роль в организации общественной жизни страны в целом и нашего региона в частности. На эту тему я часто веду речь со слушателями Одесского регионального института государственного управления Национальной академии госуправления при Президенте Украины. Участники этих встреч – в основном сельские головы, секретари сельских советов, председатели и заместители председателей районных советов и другие представители органов местного самоуправления.

Главное, что я хотел бы отметить. Первое: в пятой статье Конституции Украины записано, что единственным носителем власти в Украине является народ. И народ реализует свое право управлять государством через органы исполнительной власти и местного самоуправления. Если подумать и поразмыслить, как же средний гражданин реализует это право, то, на мой взгляд, здесь есть проблема. Потому что обычный украинец, скажем, не принимает участия в назначении, а перед этим – обсуждении кандидатур на должности руководителей органов исполнительной власти. Но опосредованно он это право может реализовать путем обсуждения на сходах громад, донося свое мнение через органы местного самоуправления. Потому что избирает в них депутатов, а те, в свою очередь, избирают свои рабочие органы (постоянные комиссии, президиум, наконец – руководителя совета), которые и должны учитывать мнение каждого гражданина. Поэтому во время принятия соответствующих решений, скажем, на уровне областного совета, мы еще в предыдущем созыве (даже при отсутствии Закона «О доступе к публичной информации») ввели (первыми в Украине) предварительное размещение соответствующих проектов решений, которые будут рассматриваться на очередной сессии, на нашем сайте – для того, чтобы и структуры управленческие, и юридические и физические лица, и, наконец, каждый гражданин могли высказать свое мнение по тому или иному проекту решения. Нужно его принимать или нет? А если дорабатывать, то в каком аспекте? Кстати, когда этот механизм заработал, то многие граждане стали обращаться с соответствующими предложениями, замечаниями, даже возражениями. И эти обращения, согласно регламенту, рассматривались на заседаниях профильных комиссий, на их совместных заседаниях, на президиуме облсовета и лишь тогда выносились уже непосредственно на сессию для принятия соответствующего решения по тому или иному вопросу. Мы никогда не отказывались и не будем отказываться в дальнейшем от непосредственного общения с людьми.

Для примера. По решению фракции Партии регионов облсовета я был назначен одним из кураторов Балтского района вместе с коллегами – председателем Балтской райгосадминистрации Василием Марковичем Бабанским и директором Балтского педагогического училища Сергеем Ивановичем Иванниковым. Я не буду много говорить, что мы там сделали, чего достигли в решении вопросов экономического и социального характера. Хочу подчеркнуть принципиальный момент, который касается единства. В данном случае – единства команды. Имею в виду – и тамошних органов исполнительной власти, местного самоуправления, и депутатского корпуса района и города Балты вместе с мэром в решении разных вопросов. Мы сообща определяемся с очередностью их решения, привлечением ресурсов для этого, приоритетами. С этим всем мы идем к людям, заручаемся их поддержкой и действуем. Тогда все и получается. И не только на примере Балтского района. Так должно быть везде. Таким образом, можно говорить о том, что люди привлекаются непосредственно к обсуждению, принятию и реализации решений. Конечно, у каждого – разная ответственность. Тем более – у должностного лица. Но если так выстраивать свою работу, то, конечно, можно рассчитывать на положительный результат.

Опять же, я вел речь о сходах людей, встречах с общественностью, посещении населенных пунктов тех или иных районов… В одной из телепередач говорил, что мне сегодня не обязательно ехать в тот или иной район знакомиться (за довольно продолжительное время работы в органах исполнительной власти и местного самоуправления я все районы очень хорошо изучил: их недостатки, преимущества, потенциал, проблемы, перспективы). Надо, если ехать, то с конкретными предложениями по решению самых значимых, наиболее актуальных проблем. Скажем, я должен был в конце ноября, как куратор, в своем районе провести прием граждан по установленному графику. Я это сделал. Несмотря на то, что сменил кресло, став председателем облсовета. Мне вроде бы в Балтском районе и представляться особой нужды нет. Мы достаточно серьезно работаем там с коллегами – депутатами облсовета (о чем уже частично шла речь). Но определиться, как нам двигаться вперед, очертить пути для решения главнейших проблем, надо. А самое главное во всем этом – чтобы был весомый результат нашей совместной деятельности. И если мы определяемся, кто же является самым ответственным звеном местного самоуправления в стране в целом и в регионе в частности, то здесь я абсолютно с Вами согласен: это как раз сельские советы и их должностные лица. Потому что они стоят ближе всего к людям. Потому что люди прежде всего идут к сельскому или поселковому голове со своими проблемами. И то, что он может решить (если это порядочный и ответственный человек, которому доверяют), то он, конечно, решает. Не хватает собственных сил, недостаточно их у него (нее), есть другие структуры – районного и областного масштаба. Но просто отмахнуться от человеческих проблем и сказать «это не мое» и «знать ничего не знаю» – так не должно быть! И сейчас я хочу продолжить данную линию на повышение ответственности именно этого руководящего звена органов местного самоуправления.

Кстати, если вспомнить наше законодательство о местном самоуправлении, местных советах в Украине, то, скажем, в старом законе даже выписано, что сельские, поселковые и городские советы являются советами базового уровня. То есть там, где люди непосредственно живут – это основа. В действующем ныне законодательстве такой нормы, к сожалению, нет. Но от этого сущность местного само­управления и его должностных лиц не изменилась. На сельские, поселковые и городские советы возложено множество обязанностей и полномочий. Есть чем заниматься на местах! Ответственность – очень большая! А отсюда возникает вопрос, кстати, заложенный в этом же законодательстве («…для исполнения полномочий соответствующие советы наделяются материальными и финансовыми ресурсами»). К сожалению, ресурсов – и материальных, и финансовых – недостаточно для исполнения полномочий, определенных в действующем законодательстве. Что делать? Сакраментальный вопрос прямо по Чернышевскому! Важно не только задавать этот вопрос, но и знать, как делать. И какие последствия этой работы должны быть. И в этом плане абсолютно логичной является инициатива Президента Украины по разработке Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти. Вы знаете, что проект Концепции обсуждался на государственном уровне и на уровне общественных объединений, Ассоциации областных и районных советов, в сельских и поселковых советах. Много есть взглядов на то, как нам выстроить само местное самоуправление как властную структуру базового уровня. Видится, в том числе, и возвращение к вполне оправданной практике, которая была раньше и заключалась в том, что органы местного самоуправления уровня области, района должны иметь в своем подчинении образованные ими же органы исполнительной власти (точнее – исполнительные органы). Это и есть система развития власти как по вертикали, так и по горизонтали, о которой мы часто говорим. Это непростое дело. Можно говорить о пересмотре полномочий сельских, поселковых советов – с определением механизма реализации этих полномочий, пересмотром Бюджетного и Налогового кодексов. Для того, чтобы как раз укрепить финансовую базу для решения этих вопросов.

Но и этого недостаточно будет. Надо посмотреть, чем мы располагаем вообще, когда говорим о реформировании территориальной организации власти. А отсюда – и возможной административно-территориальной реформе. Вообще, если так поразмыслить, то – может ли существовать отдельно админреформа, суть которой состоит в пересмотре функций и полномочий различных органов власти, включая и центральные, и местные? Может! Можно так сделать. Другой вопрос – а территориальную реформу можно сделать без административной? Скажем, объединить пять-шесть поселковых или сельских советов в один? Две-три области в одну? Или какое-то другое региональное образование? Можно, но не нужно! Потому что это сугубо арифметическое действие ни к чему не приведет. В свое время, в 2005 году, нам говорили: давайте мы объединим три-четыре поселковых совета, и все в них будут более богатыми. При той системе образования бюджетов, распределения полномочий никогда никто не станет более богатым. Чтобы понятнее было: три бедных семьи объединили в одну. Скажите, пожалуйста, от этого люди станут более богатыми? Нет, отвечу я, никогда! Они будут еще беднее, потому что для большего коллектива потребность в услугах разного характера существенно возрастает. Значит, мы выходим на необходимость осуществления административно-территориальной реформы с пересмотром функций полномочий, зоны ответственности и обеспечения их соответствующими ресурсами, но одновременно с пересмотром, скажем так, сущности территорий. Эта задача непростая. Она, опять же, выписана в Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти. И предложено решение этих проблем разбить на два этапа. Первый – до 2015 года. С учетом того обстоятельства, что Концепция еще не принята. Продолжается ее обсуждение с анализом предложений, которые уже поступили с мест, где каждый желающий мог высказать свою точку зрения о построении системы власти, в частности, территориальной организации системы власти. Возможно, в связи с глубоким анализом предложений несколько сместятся во времени и первый, и второй этапы. Но то, что первый этап связывается с анализом ситуации, отработкой механизмов, учетом замечаний и предложений с мест, – факт. Второй же этап станет периодом практической реализации всесторонне взвешенной Концепции. Что для этого сделать надо еще? Менять законодательство. И, кстати, не только законы, связанные с деятельностью местных органов власти. Имею в виду документы, регламентирующие деятельность местных государственных администраций и органов местного самоуправления. Этого абсолютно недостаточно. Ведь есть Основной Закон – Конституция Украины. И эти вопросы – с территориальной организацией власти – должны быть заложены прежде всего в Конституции. А уже потом, исходя из Основного Закона, нужно вносить изменения в старые или нарабатывать новые законодательные и нормативные акты. Кстати, раз я вспомнил Конституцию, то затрону еще один аспект. В 1997 году Украина присоединилась к Европейской Хартии местного самоуправления. А Конституция, по которой мы сейчас живем, – 1996 года. Между прочим, Украина подписала Европейскую Хартию местного самоуправления без каких-либо оговорок и исключений. То есть соглашаясь с ней по всем параметрам и аспектам. Хотя наша организация власти, местной власти и местного самоуправления прежде всего, не во всем отвечает положениям Европейской Хартии. И это еще один существенный посыл для того, чтобы в таком именно аспекте изменить Основной Закон нашего государства, нашей жизни, если хотите.

Вот что сегодня, в частности, представляет собой местное самоуправление в общей системе. Оно есть! Есть и серьезные достижения! Но есть и проблемы. И их нужно решать комплексно, я бы сказал, вдумчиво, обязательно с просчитыванием последствий проведения реформ! И еще об одном в этом же ракурсе. Я всегда, во время принятия решения на любом уровне, много лет работая в органах исполнительной власти и местного самоуправления, исходил из завета – не навреди! И мы должны им руководствоваться в своей деятельности. В том числе, реформируя и местное самоуправление, и территориальную организацию власти. Все подобные действия должны быть направлены к человеку, в пользу человека. Я исхожу из тезиса, на котором постоянно настаивает Президент Украины. Административные и социальные услуги должны подойти к человеку как можно ближе. Именно приблизить эти услуги к человеку, а не человек должен за ними бегать! Именно в этом разрезе должна осуществляться и административно-территориальная реформа. Тогда можно считать, что мы на правильном пути, на европейском пути.

Автор: Виктор Козюра

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Сергей Токарев рассказал, как адаптировать образование к рынку труда будущего
На Всемирном экономическом форуме (WEF) был представлен отчет The Future of Jobs Report 2025, анализирующий будущее рынка труда. Хотя основной акцент в исследовании сделан на изменения в профессиях, наибольшие выводы из него должны сделать высшие учебные заведения — говорит в своей колонке для 24 канала Сергей Токарев, инвестор, сооснователь и партнер Roosh.

Лесиними стежками – до бібліотеки!
В Одеській національній науковій бібліотеці з нагоди 154-ї річниці від дня народження Лесі Українки, у рамках проєкту «Лесиними стежками», до уваги користувачів представлено книжкову виставку «Море, море! Без краю просторе, Руху повне і разом спокою…»: Леся Українка і Одеса».

Останні моніторинги:
00:00 06.03.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 06.03.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 06.03.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 06.03.2025 / Вечерняя Одесса
00:00 06.03.2025 / Вечерняя Одесса


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.025