![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Нефтегавань Одессы сдадут без политики
![]() 06.12.2013 / Газета: Окна / № 22(423) / Тираж: 5002
Европейские нефтетрейдеры могут пройти мимо концессии лидера отрасли. Вслед за ними мимо Украины пройдет и транзит нефти АДМИНИСТРАЦИЯ морских портов Украины 11 октября впервые официально заявила о подготовке к передаче в концессию нефтерайона Одесского морского торгового порта, крупнейшего предприятия страны по перевалке нефти. При его установленной годовой мощности 25 млн. т, по официальным прогнозам, перевалка в этом году составит всего около 3,5–4 млн. т. Формальной причиной чрезвычайно низкой загрузки нефтегавани называется отток украинского транзита на новые российские мощности в ПортКавказе и Тамани, а также уход на рейдовую перевалку в Керченском проливе. Способствует такому бегству невыполнение РФ подписанного в 2011 году украинскороссийского соглашения о свободной торговле государств СНГ и особая схема начисления экспортных пошлин государствами Таможенного союза. Играет роль и корпоративный фактор. Большая часть мощностей Одесской нефтегавани аффилирована с группой «Приват», а трубопроводные поставки российские власти им давно заблокировали изза многолетнего имущественного конфликта между российской «Татнефтью» и принадлежащим группе Кременчугским НПЗ. На фоне стагнации нефтяного сегмента транзита самой загруженной частью Одесской нефтегавани является комплекс по перевалке сжиженного нефтяного газа (LPG). 11 октября, накануне заявления о готовящейся концессии Одесской нефтегавани, российская пресса поспешила напомнить, что этот газовый комплекс принадлежит компании UkrLloydsystem британского миллиардера Александра Жукова. Он вместе с Коломойским также владеет пакетом акций ведущей в Украине частной нефтегазодобывающей компании JKX Oil&Gas. Правда, ее объем добычи по сравнению с мощностями Одесской нефтегавани выглядит незначительным. В итоге созданный Жуковым в конце 1990-х газовый комплекс специализируется на перевалке LPG, который поступает не в Украину, а официально следует через ее территорию транзитом на рынки ЕС и Турции из РФ, Казахстана и других государств. При мощности более 1 млн. т комплекс в 2012 году перевалил порядка 0,4 млн. За последний год перевалка LPG через порты Украины выросла на 60% — это резкий контраст по сравнению с падением портовой перевалки нефти (ежегодное снижение 20–35%). Ведь украинскороссийские тарифные перипетии, связанные с Таможенным союзом и ЗСТ СНГ, пока мало касаются LPGбизнеса. Сжиженный нефтяной газ считается нефтехимическим полуфабрикатом, а не сырьем, поэтому экспортная пошлина для него традиционно ниже. В октябре, например, экспортная пошлина РФ на сырую нефть составила $416,4/т, тогда как пошлина на экспорт LNG — всего $121,3/т. Есть еще один нюанс. Нефтяная портовая перевалка испытывает явные затруднения изза конфликта с «Татнефтью», а у Жукова подобных крупных корпоративных конфликтов нет. С учетом родственных отношений с Романом Абрамовичем, который приходится ему тестем, скорее даже наоборот — во многих коммерческих проектах российские нефтехимические компании ему только рады. И в первую очередь ему рад «Сибур», которому принадлежит упоминавшийся LPGтерминал в российском порту УстьЛуга, где у Жукова работает два терминала по отгрузке химикатов. Так что с учетом всех этих деталей главным реальным претендентом на концессию нефтерайона Одесского морского торгового порта является Жуков, который, собственно, и контролировал нефтегавань Одессы до середины 2000-х. Правда, такую перспективу может изрядно подкорректировать широко известная судебная тяжба между Коломойским, Жуковым и европейскими акционерами украинской JKX Oil&Gas. В загрузках терминала Одесской нефтегавани продукция этой компании не играет почти никакой заметной роли. Но в случае победы в суде европейские акционеры смогут избавиться от старых партнеров по логистике и обратиться за помощью к более крупным нефте и газотрейдерам. Таким, например, как Glencore, Vitol или российскошвейцарская группа Gunvor. Все они, особенно последняя, слывут обладателями обширного опыта работы с транзитом энергоресурсов через дебри и хитросплетения российского таможенного, тарифного и прочего режимов. Несмотря на это, среди наиболее вероятных кандидатов на получение концессии нефтегавани Одесского порта европейские корпорациигиганты пока не фигурируют. И, по всей вероятности, причина даже не в чьихто симпатиях в украинской власти к Жукову или Коломойскому. Какникак, а подготовка концессии Одесского и других портов страны ныне происходит под пристальным вниманием самого богатого украинца, который не пылает чувствами к основателям «Привата» и их партнерам. Все дело в том, что решения Киева в сфере развития транзита нефти являются традиционно слабыми. И не в последнюю очередь потому, что государственные и частные компании Украины так и не смогли приобрести крупные активы в нефтедобыче РФ и Казахстана. А если нет своей добычи, нет своего интереса и в транзите. И на таком фоне концессия нефтегавани старым владельцам выглядит вполне объяснимой. Автор: ИВАН ПЕТРОВ, «Комментарии»
|
Пошук:
![]() ![]() ![]() Сергій Токарєв
На Всемирном экономическом форуме (WEF) был представлен отчет The Future of Jobs Report 2025, анализирующий будущее рынка труда. Хотя основной акцент в исследовании сделан на изменения в профессиях, наибольшие выводы из него должны сделать высшие учебные заведения — говорит в своей колонке для 24 канала Сергей Токарев, инвестор, сооснователь и партнер Roosh.
![]() ![]() ![]() В Одеській національній науковій бібліотеці з нагоди 154-ї річниці від дня народження Лесі Українки, у рамках проєкту «Лесиними стежками», до уваги користувачів представлено книжкову виставку «Море, море! Без краю просторе, Руху повне і разом спокою…»: Леся Українка і Одеса».
![]() Останні моніторинги:
00:00 06.03.2025 / Вечерняя Одесса
![]() 00:00 06.03.2025 / Вечерняя Одесса
![]() 00:00 06.03.2025 / Вечерняя Одесса
![]() 00:00 06.03.2025 / Вечерняя Одесса
![]() 00:00 06.03.2025 / Вечерняя Одесса
![]() |
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.019 |