ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:
 




Город с прошлым. Театральным
08.03.2014 / Газета: Одесские известия / № 25(4590) / Тираж: 18937

На проспекте Суворова, главной улице Измаила, стоит, наверное, самое презентабельное здание столицы Украинского Придунавья. Колоннада, свойственная южнобессарабской архитектуре, здесь имеет не утилитарно-бытовой характер (поддерживает выступающую часть кровли, которая позволяет укрыться от нещадного солнца), но служит торжественности и строгости строения. На фронтоне надпись – «Палац культури ім. Т.Г. Шевченка». Здание, специально построенное на месте бывшей мыловарни несколько лет спустя после освобождения города от немецко-румынских захватчиков (70-летие этого события мы будем отмечать в августе), тогда, в начале 50-х, имело похожую надпись: «Драматический театр имени Т.Г. Шевченко». Всего два слова, но как много они меняют, как много значат для приграничного города! Театр – это целая эпоха в истории Измаила. Ее влияние ослабевает с годами, но на каком-то генетическом, клеточно-нейронном уровне продолжает, я уверена, формировать натуру измаильчан, характер городской громады.

В культурно-духовной сфере утрата позиций, регресс особенно ощутимы. Помню, в одной из первых моих зарубежных поездок, еще в глубоко советские времена, меня поразила тотальная театральность Чехии. Даже в маленьком городке работал полноценный стационарный театр, роскошное здание которого украшало главную улицу. А крохотный театр в литовском Паневежисе, гремевший на всю нашу тогдашнюю огромную страну! В том мире, который мы теперь с придыханием называем цивилизованным и к которому еще недавно сами принадлежали, размер населенного пункта не имеет значения для его театральности: где бы ни жил человек, ему должна быть доступна культура во всех ее проявлениях.

Это не подвергалось сомнению советской властью, которая сразу же на освобожденной приграничной территории принялась создавать учреждения культуры. Наверное, не было сомнений и в том, что здесь, в бессарабской глубинке, театр должен носить имя великого украинского поэта. По решению Совета Министров УССР театр был переведен в Измаил из города Каменец-Подольского и начал свою работу здесь, на Дунае, 6 ноября 1950 года, в канун 33-й годовщины, как тогда говорили, Великого Октября. Приветственные телеграммы по этому случаю пришли из Совета Министров Украины, из Одесского русского драматического театра им. А. Иванова.

В составе областного русского драматического театра в Измаиле было 25 творческих работников. Многие из них уже заявили о себе на разных советских сценах. Это заслуженный артист Грузинской ССР А. Гонтарь, заслуженный артист Казахской ССР И. Чарский, заслуженный артист Дагестанской АССР А. Рено, актриса-орденоносец Л. Аргонская, ведущие артисты театра А. Митрохона, Н. За­харов, В. Арбенин, Ю. Мартынов, Д. Швец. К ним присоединилась и одаренная молодежь – выпускники театральных вузов, и среди них И. Кулешов, В. Александров,

В. Крас­няк… А. Черемысина занималась в студии Московского драмтеатра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а

М. Боголюбова успела поработать в Киевском украинском драматическом театре им. И. Франко.

Главным режиссером театра стал Л. Стельмахович. Среди его преемников был Глеб Затворницкий. В Измаильском историческом музее А.В. Суворова хранится фотография участников поставленного им спектакля «Мораль пани Дульской» по одноименной пьесе польской писательницы Габриэлы Запольской. Главную роль исполняла прима театра Юлия Жулавская. В то время в театре играли также Алексей Леонидов, Зоя Флоренсова, Ариадна Кузнецова, Тамара Шарунго, Тамара Ямбулатова, Юрий Демидов. Ставили русскую (Александр Островский, Лев Толстой, Николай Гоголь) и советскую (Борис Лавренев, Константин Симонов, Александр Корнейчук) классику, произведения зарубежной драматургии. Театр сотрудничал и с молодыми местными авторами.

К 100-летию со дня смерти Тараса Шевченко, чье имя, напомним, носил театр, поставили его драму «Назар Стодоля». Зрители и рецензенты отмечали лиризм и открытую эмоциональность постановки Глеба Затворницкого. Юбилейный спектакль посмотрели не только горожане, но и жители почти всех районов тогдашней Измаильской области. Украинскую классику, как и другие спектакли измаильчан, прекрасно воспринимала болгарская, молдавская, гагаузская, албанская аудитория.

Измаильский театр вообще много гастролировал по Украине и Молдавии, выступал в Одессе, Кишиневе, Белгороде-Днестровском, Луцке, Ровно, Ивано-Франковске, в Тернополе, Бердичеве, Черкассах, Умани… В фондах Измаильского исторического музея Суворова хранятся афиши тех гастролей и рецензии на гастрольные спектакли измаильчан.

В самом же Измаиле русский драматический театр был настоящим очагом культуры, центром творческой, духовной жизни. Благодарная и взыскательная публика неизменно заполняла зал на каждом спектакле, горячо реагировала, с нетерпением ждала премьер. И сам театр держал своего зрителя в тонусе, развивал его эстетически, повышал театральную культуру. Для этого устраивались творческие встречи и отчеты актеров и режиссеров, дискуссии, общественные просмотры, обсуждения спектаклей.

Труппа участвовала в городских праздниках и торжествах, создавая модные тогда «живые картинки». Специфику, что называется, времени и места отражали некоторые амплуа актеров Измаильского театра. Так, Николай Иванов был «штатным» Лениным, а Сергей Новожилов – Суворовым.

А вот Татьяну Кузьмину (впоследствии Новикову) взяли в театр на амплуа травести. Ее, юную выпускницу Одесского культпросветучилища, на самодеятельной сцене заметил Михаил Соломонович Кисиц. Вместе с Региной Михайловной Ландис он осуществлял художественное руководство Измаильским театром. Супруги, основатели Ленинградского ТЮЗа, были и актерами, и режиссерами, и педагогами. Михаил Соломонович пригласил Татьяну в труппу. Так она стала актрисой. Но ненадолго, поскольку сезон 1962-1963 годов оказался последним в истории Измаильского профессионального театра. Вместе с другими коллективами он попал под общесоюзное сокращение театров в декабре 1962 года.

Актеры разъехались по другим городам, кто-то остался в Измаиле. Чета мэтров, Кисиц и Ландис, работала с самодеятельными коллективами. Ставили и Шевченко. Так, к 150-летию Великого Кобзаря народный музыкально-драматический театр ДК им. Т.Г. Шевченко осуществил постановку оперы Николая Аркаса «Катерина». Кстати, в спектакле была занята и Зоя Флоренсова.

Татьяна Новикова после своего краткого хождения на профессиональную сцену всю жизнь проработала в сфере культуры. Сейчас она единственный в нашем городе человек, кто служил в Измаильском драматическом театре. Она же – хранитель памяти о нем. Татьяна Николаевна не упускает случая рассказать о театральном прошлом Измаила в местной прессе, пополнить материалами о театре музейные фонды. В Измаильском историческом музее А.В. Суворова под ее руководством работает литературно-исторический театр. Его актерскую основу составляют учащиеся ООШ № 1, носящей имя великого полководца.

А имя Шевченко по-прежнему на фасаде городского Дома культуры, перед которым установлен памятник Кобзарю. В самом ДК многие десятилетия работает народный драматический театр им. Тараса Шевченко.

Потребность в театре жива в Измаиле. И зародилась она задолго до появления в городе профессиональной труппы. Татьяна Новикова нашла архивные документы, которые свидетельствуют о том, что еще в 1879 году дворянин-актер Федор Савельев подавал в городскую управу прошение об устройстве в городе драматического театра. Уже в наши дни идеей возродить в Измаиле театр увлекся городской голова Станислав Борисенко. Его поддерживало в этом руководство области в лице Сергея Гриневецкого, Минтранс Украины. Тогда с прицелом на стационарный театр даже капитально отремонтировали и реконструировали здание городского Дома культуры. Каким-то чудом в городе сохранилась театральная публика, которая неизменно заполняет залы на любых театральных представлениях.

Но театр так и не появился. Хотя мысль о его возрождении продолжает пульсировать в общественном сознании. Помню, как поразило меня признание инженера-строителя, одного из участников реконструкции ДК. «Представляете, как трудно мне было! – доверительно поделился он. – Ведь я даже никогда не был в театре». Не скрою, я была потрясена. Но вскоре с газетной полосы в этом признался и популярный журналист… Как же они умудрились получить образование, вырастить детей – и увернуться от такого древнейшего и сильнейшего явления искусства, как театр?

Разгадка, считаю, в отсутствии профессионального театра в их родном городе. Ведь задача периферийного театра, думается, даже не в удовлетворении духовно-культурных потребностей, а в их зарождении, привитии. Иначе появляются поколения земляков, которые даже не подозревают о том, что они нуждаются в театре.

Автор: Наталья Мессойлиди

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Американський стартап Toothio – новий напрям інвестицій Roosh Ventures
Інвестиційний фонд Roosh Ventures нещодавно став одним з інвесторів американського стартапу Toothio, який допомагає приватним стоматологічним клінікам та організаціям знаходити кваліфікованих співробітників. Портал надає доступ до бази, в якій є понад 30 000 фахівців.

Від Миколая до Різдва. Святкова програма для дорослих і дітей
Одеська національна наукова бібліотека традиційно підготувала для одеситів та гостей міста цікаву й розмаїту різдвяно-новорічну програму «Від Миколая до Різдва». Цей проєкт родинного дозвілля, спрямований на популяризацію книги та читання, згуртування сімей, організацію змістовного відпочинку, триватиме впродовж грудня (6.ХІІ – 31.ХІІ. 2024 р.). Тож запрошуємо здійснити захоплюючу подорож усією родиною у дивовижний світ книжок найстарішої книгозбірні України!

Останні моніторинги:
00:00 12.12.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 12.12.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 12.12.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 12.12.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 12.12.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.016