ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Узники «Свободного Нептуна»
21.01.2017 / Газета: Одесские известия / № 4(4930) / Тираж: 18937

В конце прошлого года наша газета (№ 101 (4924) от 24 декабря 2016 г.) опубликовала материал В. Китика «Украинские «подфлажники» в беде». Двадцать два украинских моряка – экипаж судна «Free Neptune» (флаг Либерии, судовладелец – греческая компания «Free Balkers») – с лета прошлого года став заложниками недобросовестных бизнес-игр судовладельца, оказались в буквальном смысле узниками этого злосчастного судна. Пусть и в добровольно-вынужденном порядке.

Сейчас «Free Neptune» находится в территориальных водах Султаната Оман. Без достаточных запасов еды и воды. Случаются перебои с топливом, а это означает отключение холодильников с нехитрой снедью, электроплит. Не на чем приготовить пищу.

В тропических условиях Аравий­ского полуострова, где температура воздуха достигает 50 градусов по Цельсию, жизнь в подобных условиях иначе как пыткой назвать трудно. Покинуть судно моряки тоже не могут – судовладелец не рассчитался с ними за работу.

Нежелание, неумение (или заведомая стратегия греческих менеджеров?) выполнять условия заключенных с моряками контрактов привели к тому, что экипаж в начале декабря прошлого года объявил голодовку, о чем поставил в известность и судовладельца, и мировое морское сообщество, вывесив информационный баннер на борту.

К решению проблемы подключились украинские дипломаты, ITF (Международный транспортный профсоюз, штаб-квартира которого находится в Лондоне), Благотворительный фонд помощи морякам «Ассоль», сотрудники крюинговых компаний, набиравшие экипаж. Увы, пока заметного прогресса в деле не наблюдается: воз и ныне там: моряки страдают на борту, их семьи – на берегу.

История мореплавания вообще изобилует драматизмом и трагедиями. Не зря кто-то знающий заметил: «Кто на море не бывал, тот и горя не видал». Но одно дело – преодолевать стихийные бедствия, совсем другое – искусственно созданные одними людьми для других. Как в нашем случае.

♦«Все начиналось как обычно»

С этих слов Зоя Ткаченко повела повествование об одиссее своего сына Андрея, третьего механика «Free Neptune». С нею, а также с супругой старшего помощника капитана Артура Земцева Альбиной Стешовой мы встретились в канун Рождества. И первая новость, которую они сообщили, порадовала: аккурат перед новогодним праздником моряки прекратили голодовку.

Слово Зое Александровне:

– Рейс у сына начинался как обычно. «Free Neptune» стоял в Ильичевске. Андрей прибыл на борт 29 декабря 2015 года. В принципе, один тревожный момент все-таки был: судно немного задержалось в порту из-за того, что предыдущий экипаж отказался сходить на берег, пока не будет выплачена вся зарплата. В конце концов с моряками рассчитались. А вновь прибывших попытались успокоить: мол, не волнуйтесь, задержка зарплаты возможна и впредь, но максимум на полтора-два месяца. Я и в страшном сне не могла представить, что ровно через год получу от сына такую эсэмэску: «Сегодня ровно год, как я сел на это корыто. Жесть». Ведь когда рейс только начинался, все выглядело вполне пристойно: судно 1996 года постройки находилось в хорошем техническом состоянии. Да и предупреждения о возможных задержках с зарплатой воспринимались скорее как извинения. Но мы просто не могли предположить, что за целый год работы моему сыну не выплатят ни цента!

…30 декабря 2015 года «Free Neptune» вышел из Ильичевска и взял курс на Ливию. Из Ливии пошли в Республику Джибути (северо-восточная Африка). Здесь выгрузились и порожняком последовали в порт Маскат (Султанат Оман). И тут, что называется, теплоход застрял.

– Месяца полтора судно находилось на рейде Маската, – продолжает рассказ Зоя Александровна. – Уже в июне закончилась еда, на исходе была питьевая вода. Судовладелец посчитал, что стоянка на рейде Маската обходится слишком дорого, все-таки это столица Омана, и перенаправил судно в район порта Сохор. Благодаря стараниям наших крюинговых компаний на борт удалось доставить питьевую воду и какую-то провизию, но надолго ее не хватило. Представьте себе: уже больше двух месяцев нет сахара и соли! Дошло до того, что родственники на берегу ищут в интернете рецепты выпаривания соли из морской воды и отправляют их морякам… А потому поверьте: объявление голодовки было не просто протестом, а жестом отчаяния. При этом часть экипажа участвовала в протестной акции, а часть голодала, так сказать, технически. Ведь на борту продуктов не было, за исключением месива из риса. Правда, капитания оманского порта откликнулась на беду украинских моряков, и некоторые продукты доставили на судно. До Нового года их не хватило. Но спасибо и за это. Арабы пожалели наших людей, а греческий судовладелец и не подумал…

– Мой муж на «Free Neptune» находится с 22 марта 2016 года, – рассказывает Альбина Владими­ровна. – Прибыл на замену. Приблизительно через неделю позвонил и предупредил, что с зарплатой, возможно, будут перебои. Ни я, ни он тогда и не подозревали, что перебои будут не только с зарплатой, но и с водой, и с едой, и даже со связью! Контракт у Артура «5 ± 1». На сегодня, отработав почти два таких контракта, он еще ни разу не получил зарплату. Судовладелец обещает рассчитаться, когда продаст судно. Но продажа то срывается по непонятным причинам, то вообще разговоры о ней затихают. А хозяин, как выяснилось, не обязан давать отчеты о своих действиях. Странная выходит ситуация.

♦Мариуполь обеспокоен

Часть экипажа на «Free Nep­tune», кроме одесской, набирала мариупольская компания «Euromariner LLC». По телефону мы связались с ее директором Инной Поминчук. Инна Анатольевна всерьез обеспокоена судьбой «нептунцев»:

– Ситуация с экипажем «Free Neptune» у нас на постоянном контроле. За все годы работы мы впервые столкнулись с подобным ЧП. Дело в том, что у нас прямой договор с фирмой из Сингапура, которая и рекомендовала греческую компанию «Free Balkers» как надежную. Но случилось то, что случилось. И этот партнер оказался не то на грани банкротства, не то уже банкрот. Разумеется, моряки не должны пострадать из-за этого. Правда, если бы они согласились на условия, которые им предлагались ранее (Инна Анатольевна не стала уточнять, какие конкретно), – конфликт, очевидно, был бы уже улажен. Сейчас решается вопрос о продаже судна. А Либерийская администрация выдвинула судовладельцу условия: если до 15 января 2017 года он не выплатит зарплату экипажу и не репатриирует его на родину, будет решаться вопрос о лишении права флага. А это означает, что судно лишается документов и его невозможно будет продать. Следовательно, и морякам платить будет не из чего…

– Инна Анатольевна, а вы в курсе, что в декабре моряки обратились к судовладельцу с предложением выплатить им 30% заработка, выдать соответствующие справки о задолженности по зарплате и отправить экипаж в Украину, где люди бы ждали окончательного расчета? Но судовладелец отказался.

– Да, я в курсе. А почему он так поступил, не знаю. Повторюсь: с этой компанией мы раньше не работали. Скажу, что кроме зарплаты, есть еще одна проблема у некоторых членов экипажа, которую нам сегодня помогают решать сотрудники МИД Украины. Речь о том, что у нескольких моряков заканчивается или уже закончился срок действия международных документов. Сейчас дипломаты решают этот вопрос. Но если честно, я не совсем понимаю, как с такими документами можно было отправлять людей в рейс.

Этот камушек, похоже, был нацелен в огород одесской крюинговой компании «Джерела». Но если человек подписывает контракт по схеме «5 ± 1», а в рейсе находится 10-16 месяцев, не мудрено, что и документы у кого-то со временем оказываются просроченными. Это к слову. Что же касается самого разговора, порадовало, что директор не стала уклоняться от обсуждения неприятной темы, более того, она действительно оказалась в курсе всех событий на «Free Neptune» и старается сделать все от нее зависящее, чтобы экипаж вернулся домой здоровым и с гарантированной зарплатой. Во всяком случае, мне так показалось. Беда в другом. Слишком мало в арсенале моряков и общественности рычагов влияния на недобросовестных судовладельцев, или же эти рычаги используются неэффективно. Ведь не секрет, что случай с «Free Neptune» не такой уж уникальный. А хозяева компании «Free Balkers» (Греция) не единственные, кто «кидал» или пытался «кинуть» на деньги наших моряков.

♦Через тысячи миль вместе

Предрождественский ветер на Соборке пронизывает до костей. Колокол на звоннице храма отбил час, затем второй… А женщины все рассказывают, дополняя друг дружку, одна – о муже, вторая – о сыне, обе – об их товарищах по несчастью, о семьях моряков.

– За время, пока сын находится в рейсе, – говорит Зоя Ткаченко, – муж перенес сложную и дорогостоящую операцию, стал инвалидом. Мы набрались долгов, рассчитывали на заработок сына. Кто ж думал, что так получится. Но не только наша семья терпит подобную беду. У судового сварщика тяжело больна жена – онкология. Еще у одного моряка на берегу осталась жена с двумя детками-крохами. Сейчас у них практически нет средств к существованию.

– Да практически в каждой семье проблем – «воз и маленькая тележка», – поддерживает Зою Альбина Стешова. – Правда, с тех пор как наши родные оказались в беде, семьи на берегу стараются поддерживать друг дружку, мы сплотились, регулярно находимся на связи. И когда греки отказались от предложения наших ребят относительно выплаты 30%, мы поняли решение шестерых моряков, которые согласились на кабальные условия судовладельца – ехать домой без денег, только со справкой о зарплате. Так как знаем, что их семьи оказались в критическом положении. Но вы представляете – и они не смогли уехать! Справка, которую предложил судовладелец, на поверку оказалась юридически ничтожной, клочком бумаги, по которому и цента от заработка не отсудишь.

– Хотя на самом деле речь идет не о центах, а о весьма значительных суммах, – не сдерживается Зоя Александровна. – Уже несколько месяцев на судне отсутствует связь, так как судовладелец отказался оплачивать эту услугу. Остался лишь спутниковый канал, который мы оплачиваем сами, чтобы иметь хоть телефонную связь. А судовладелец задолжал Оману только за стоянку судна свыше 200 тысяч долларов. Что же касается зарплат моряков, то на май месяц 2016 года задолженность экипажу составляла 400 тысяч долларов. Сейчас, наверное, к миллиону приближается…

Уже под самый занавес разговора речь зашла и о праздновании Нового года.

– Позвонил мне муж,– улыбается Альбина Владимировна, – в 10 часов вечера, мол, у них уже Новый год! И рассказывает, что на новогодний стол моряки умудрились приготовить даже «оливье». Правда, из каких ингредиентов салат, уточнять не стал… А без пяти минут 12 по киевскому времени Артур опять перезвонил. Как раз Президент по телевизору выступал. Муж просит: «Включи погромче, хочу услышать, я будто дома нахожусь!».

Вот так по телефону мы и встретили с мужем 2017-й…

И последнее. Восьмого января Артур Земцев поздравил супругу Альбину с днем рождения. Заодно сообщил, что, вероятно, в конце января экипаж «Free Neptune» вернется в Украину. К сожалению, моряков вынуждают принять условия, выдвинутые греческим судо­владельцем: отправляться домой со справкой о зарплате вместо реальных денег…

Как будут развиваться события? Поживем – увидим.

Автор: Анна Бердичевська

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Сергій Токарєв розказав про заходи, що покращать стан українського IT-сектору
Втрати контрактів та складнощі із залученням іноземних інвестицій — це ті виклики, з якими сьогодні найчастіше стикаються українські IT-компанії. На цьому наголошує Сергій Токарєв — IT-інвестор та бізнесмен, співзасновник інвестиційної групи Roosh. На його думку, становище вітчизняного сектору може покращити активний міжнародний іміджбілдинг.

SHABO провело серію дегустацій Великих вин України
Одне з провідних українських виноробних підприємств SHABO провело серію дегустацій, присвячену 20-річчю компанії.

Останні моніторинги:
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012