|
И возвращается будущее на круги своя...
16.03.2017 / Газета: Вечерняя Одесса / № 29-30(10439-10440) / Тираж: 10407
На Пересыпи обосновался «ТеатРок» Алексея Коломийцева. Мне довелось недавно увидеть спектакль «2014» по мотивам поэмы Велимира Хлебникова «Ночной обыск». НОВЫЙ театр не очень избалован «разбором полетов» — ну, разве что информациями в Интернете. Театральных студий и ангажементных проектов у нас достаточно, их проблемы — типовые и, по преимуществу, денежные. Взять хотя бы театр Натальи Прокопенко, пробавляющийся в настоящий момент моноспектаклями, потому что на аренду площадки для полносоставного актерского спектакля нет средств. Эта печаль и «ТеатРок» не минула. «2014» — инсценировка, созданная Алексеем Коломийцевым в 1997 году как рок-опера. Впервые эта «футуристическая опера» на музыку самого же А. Коломийцева (за ним — музыкальное училище) была представлена в 2008 году на сцене Харьковского государственного университета искусств им. И. Котляревского, который А. Коломийцев окончил как режиссер и в котором преподавал в течение года. В следующем году на фестивале «Курбалесия» постановка была отмечена за лучшую режиссуру и как лучший музыкальный спектакль. А недавно «опера по Хлебникову» была «пересажена» в Одесский украинский театр. Шума по этому поводу я не слышала. Послужной список нового для Одессы адепта подмостков настораживает: неуживчивым субъектом предстает кочевой режиссер, — «я от дедушки ушел...». Якобы по причине приверженности театральных «дедушек» замшелой рутине. Театр же, как известно, искусство командное. Он и «экипаж», как таковой не свободный от разумных компромиссов, и авторитарная структура, во главе которой устоит лишь субъект властный и заведомо «несъедобный». ПРИВЕРЖЕНЦЫ «футуристической оперы» (таковые есть) задаются вопросом: «Статистика показывает, что после этого спектакля зрители начинают читать Хлебникова. Культура же должна нести образовательный характер? Или это слишком?». Вопрос, конечно, обращен к молодежи. Упоминание о «статистике» меня, если честно, «улыбнуло». Но попытаюсь ответить. Футуристическая опера «2014» будет показана 25 марта в 19.00 по адресу: улица Черноморского казачества, 117 (остановка — «Сахарный завод», пройти вперед, здание «сталинки» бывшего клуба Энергокомбината) Нет, не обязательно — читать и возлюбить после спектакля стихи Хлебникова. Как и до спектакля. Театр существует не для приобщения зрителя к чтению. И вообще не для образовательных целей. Во все времена человек ходил в театр, чтобы получить: а) переживание; б) назидание; в) эстетический шок либо кайф от того, «как это сделано»; но этот пункт — для молодых, с узким, до поры до времени, личным горизонтом; на стадии эстетического восприятия действительности застревают субъекты духовно незрелые... Ваша покорная слуга поэму В. Хлебникова «Ночной обыск» читать предварительно не стала. С установкой: если, не зная оригинала, прочту в спектакле внятную мысль, то вещь состоялась, и при чем тут Хлебников, — важно, что имеет за душой его интерпретатор. ...Вещь сложилась. При всех накладках, обусловленных, попросту, нищетой материального ресурса. Авторский посыл — Коломийцева, а не Хлебникова, — прочитывается внятно. Режиссер предпослал действу разъясняющую преамбулу, и хорошо сделал, с оглядкой именно на молодую аудиторию, которой и адресован спектакль всей своей эстетикой. Делаю оговорку: вещь состоялась как зрелище — на уровне театра-студии. Поэтическими спектаклями-интерпретациями начинали свою деятельность полупрофессиональные коллективы времен студийного бума. На поэтическом спектакле оттачивались: сценическая речь с искусством декламации; сценическая пластика; органика в выполнении сценических метафор, умение проникнуться настроением и смыслом физического действия. Такие малые спектакли служили стартовой площадкой, были подступом к полноценной психологической драматургии. Спектакль «на стихи» — вещь эпизодическая. Стихи — монолог. Театр — диалогичен. Но существенно то, что «2014» — опера. Музыкальный театр, который вполне комфортно существует на поэтических текстах. И как таковому ему нужна идеальная аппаратура!.. «Радикальной театральной эстетики», которую приписывают Алексею Коломийцеву в, скажем, «Украинской правде», молодые — им простительно — «акулы пера», я, каюсь, не заметила. Это радикализм примерно 1979 года вослед Таганке. Или, позднее, в след А. Жолдаку. Но спектакль, в общем, дает атмосферу, со всем ее — не внезапным, но книжно-культурным, — ассоциативным рядом. «Осколки», которыми играют персонажи по ходу действа. Решетка, набранная из «осколочных» же форм, перечеркивает лица персонажей — но здесь, однако, не тот случай, чтобы лицом хлопотать, — и сама оказывается персонажем, а не только средой обитания: она вступает во взаимодействие с героями спектакля, которые то шастают по ней с паучьей стремительностью, то бездыханно повисают, то зловеще выламываются во внешний мир. Всё вместе напоминает угловатые рисунки Маяковского в Окнах РОСТА — антипластичные рисунки, царапающие глаз своей бесчеловечной «футуристической» геометрией. Музыка: навязчивый механический лейтмотив поначалу, сопровождающий появление угловатых «киборгов». Поначалу — мелодекламация персонажей, с отдельными певческими пассажами, нервно-дисгармоничными, атональными; но вдруг, в некий момент, она совершенно органично, без ощущения стыка, взмывает в полноценный рок-вокал, а музыка, усложняясь, вырастает в мощный симфо-рок, очень доброкачественный, гармоничный, способный взволновать. Драматургия: революционные «активисты»... то бишь, революционная матросня, — вломились в дом, оскорбили Мать, убили Сына, изнасиловали Дочь, устроили погром, а потом Мать подожгла свой дом вместе с его осквернителями, умудрившись крепко запереть двери. «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». Всё прочитывается без знания поэмы Хлебникова, что, собственно, и требовалось. Революция: разнузданная стихия, торжествующее право сильного, вымещение обид и комплексов, беспредел, гуляй-поле и, от сознания безнаказанного превосходства, кощунство, вызов небу и прямое богоборчество — при парадоксальном ощущении непреложности бытия Божьего. Ну, тем хуже... Главаря революционной шайки, Злого Гения в кожанке, играет Алексей Коломийцев. Во всей отрицательной притягательности обморачивающее гипнотическое Зло, исчадие ада. Ну, срываться на крик иной раз — я бы не посоветовала, но сценическая игра дело такое, раз на раз не приходится. Прочие роли исполняют — пластически убедительно исполняют, и пластика, что существенно, тут не самоценна, а выглядит именно как способ выявления сквозной драматургической линии, — так вот: матросня — Ирина Бессараб, Антон Глухов, Максим Линник; Мать — Татьяна Саковская; Дочь — Леся Бурковская; Сын — Никита Быканов. Трое из этого состава — артисты Украинского театра. Нынешний год — год столетия Великой Октябрьской революции. Чему, собственно, научили эти события, давно нами переоцененные? Не угодили ли мы сегодня в ту же дьявольскую ловушку «немедленной всеобщей справедливости»? Этот спектакль, имеющий, кстати, и все признаки агиттеатра — а на оном «Таганка» держалась, — надо бы по молодежным клубам показывать... Но сия задача упирается в технико-финансовые возможности. И тут уж другой разговор. Мы не прощаемся с «ТеатРоком». Не затем, предупреждаю, чтобы его безусловно захвалить: гарантируем лишь честный разбор, — но затем, чтобы на примере данной попытки авторского театра, по возможности, проследить и сформулировать некие общие театральные проблемы дня... Автор: Тина Арсеньева
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 02.05.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012 |