ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




И возвращается будущее на круги своя...
16.03.2017 / Газета: Вечерняя Одесса / № 29-30(10439-10440) / Тираж: 10407

На Пересыпи обосновался «ТеатРок» Алексея Коломийцева. Мне довелось недавно увидеть спектакль «2014» по мотивам поэмы Велимира Хлебникова «Ночной обыск».

НОВЫЙ театр не очень избалован «разбором полетов» — ну, разве что информациями в Интернете. Театральных студий и ангажементных проектов у нас достаточно, их проблемы — типовые и, по преимуществу, денежные. Взять хотя бы театр Натальи Прокопенко, пробавляющийся в настоящий момент моноспектаклями, потому что на аренду площадки для полносоставного актерского спектакля нет средств. Эта печаль и «ТеатРок» не минула.

«2014» — инсценировка, созданная Алексеем Коломийцевым в 1997 году как рок-опера. Впервые эта «футуристическая опера» на музыку самого же А. Коломийцева (за ним — музыкальное училище) была представлена в 2008 году на сцене Харьковского государственного университета искусств им. И. Котляревского, который А. Коломийцев окончил как режиссер и в котором преподавал в течение года. В следующем году на фестивале «Курбалесия» постановка была отмечена за лучшую режиссуру и как лучший музыкальный спектакль. А недавно «опера по Хлебникову» была «пересажена» в Одесский украинский театр. Шума по этому поводу я не слышала.

Послужной список нового для Одессы адепта подмостков настораживает: неуживчивым субъектом предстает кочевой режиссер, — «я от дедушки ушел...». Якобы по причине приверженности театральных «дедушек» замшелой рутине. Театр же, как известно, искусство командное. Он и «экипаж», как таковой не свободный от разумных компромиссов, и авторитарная структура, во главе которой устоит лишь субъект властный и заведомо «несъедобный».

ПРИВЕРЖЕНЦЫ «футуристической оперы» (таковые есть) задаются вопросом: «Статистика показывает, что после этого спектакля зрители начинают читать Хлебникова. Культура же должна нести образовательный характер? Или это слишком?». Вопрос, конечно, обращен к молодежи. Упоминание о «статистике» меня, если честно, «улыбнуло». Но попытаюсь ответить.

Футуристическая опера «2014» будет показана 25 марта в 19.00 по адресу: улица Черноморского казачества, 117 (остановка — «Сахарный завод», пройти вперед, здание «сталинки» бывшего клуба Энергокомбината)

Нет, не обязательно — читать и возлюбить после спектакля стихи Хлебникова. Как и до спектакля. Театр существует не для приобщения зрителя к чтению. И вообще не для образовательных целей. Во все времена человек ходил в театр, чтобы получить: а) переживание; б) назидание; в) эстетический шок либо кайф от того, «как это сделано»; но этот пункт — для молодых, с узким, до поры до времени, личным горизонтом; на стадии эстетического восприятия действительности застревают субъекты духовно незрелые...

Ваша покорная слуга поэму В. Хлебникова «Ночной обыск» читать предварительно не стала. С установкой: если, не зная оригинала, прочту в спектакле внятную мысль, то вещь состоялась, и при чем тут Хлебников, — важно, что имеет за душой его интерпретатор.

...Вещь сложилась. При всех накладках, обусловленных, попросту, нищетой материального ресурса. Авторский посыл — Коломийцева, а не Хлебникова, — прочитывается внятно. Режиссер предпослал действу разъясняющую преамбулу, и хорошо сделал, с оглядкой именно на молодую аудиторию, которой и адресован спектакль всей своей эстетикой.

Делаю оговорку: вещь состоялась как зрелище — на уровне театра-студии. Поэтическими спектаклями-интерпретациями начинали свою деятельность полупрофессиональные коллективы времен студийного бума. На поэтическом спектакле оттачивались: сценическая речь с искусством декламации; сценическая пластика; органика в выполнении сценических метафор, умение проникнуться настроением и смыслом физического действия. Такие малые спектакли служили стартовой площадкой, были подступом к полноценной психологической драматургии. Спектакль «на стихи» — вещь эпизодическая. Стихи — монолог. Театр — диалогичен. Но существенно то, что «2014» — опера. Музыкальный театр, который вполне комфортно существует на поэтических текстах. И как таковому ему нужна идеальная аппаратура!..

«Радикальной театральной эстетики», которую приписывают Алексею Коломийцеву в, скажем, «Украинской правде», молодые — им простительно — «акулы пера», я, каюсь, не заметила. Это радикализм примерно 1979 года вослед Таганке. Или, позднее, в след А. Жолдаку. Но спектакль, в общем, дает атмосферу, со всем ее — не внезапным, но книжно-культурным, — ассоциативным рядом. «Осколки», которыми играют персонажи по ходу действа. Решетка, набранная из «осколочных» же форм, перечеркивает лица персонажей — но здесь, однако, не тот случай, чтобы лицом хлопотать, — и сама оказывается персонажем, а не только средой обитания: она вступает во взаимодействие с героями спектакля, которые то шастают по ней с паучьей стремительностью, то бездыханно повисают, то зловеще выламываются во внешний мир. Всё вместе напоминает угловатые рисунки Маяковского в Окнах РОСТА — антипластичные рисунки, царапающие глаз своей бесчеловечной «футуристической» геометрией.

Музыка: навязчивый механический лейтмотив поначалу, сопровождающий появление угловатых «киборгов». Поначалу — мелодекламация персонажей, с отдельными певческими пассажами, нервно-дисгармоничными, атональными; но вдруг, в некий момент, она совершенно органично, без ощущения стыка, взмывает в полноценный рок-вокал, а музыка, усложняясь, вырастает в мощный симфо-рок, очень доброкачественный, гармоничный, способный взволновать.

Драматургия: революционные «активисты»... то бишь, революционная матросня, — вломились в дом, оскорбили Мать, убили Сына, изнасиловали Дочь, устроили погром, а потом Мать подожгла свой дом вместе с его осквернителями, умудрившись крепко запереть двери. «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».

Всё прочитывается без знания поэмы Хлебникова, что, собственно, и требовалось. Революция: разнузданная стихия, торжествующее право сильного, вымещение обид и комплексов, беспредел, гуляй-поле и, от сознания безнаказанного превосходства, кощунство, вызов небу и прямое богоборчество — при парадоксальном ощущении непреложности бытия Божьего. Ну, тем хуже...

Главаря революционной шайки, Злого Гения в кожанке, играет Алексей Коломийцев. Во всей отрицательной притягательности обморачивающее гипнотическое Зло, исчадие ада. Ну, срываться на крик иной раз — я бы не посоветовала, но сценическая игра дело такое, раз на раз не приходится.

Прочие роли исполняют — пластически убедительно исполняют, и пластика, что существенно, тут не самоценна, а выглядит именно как способ выявления сквозной драматургической линии, — так вот: матросня — Ирина Бессараб, Антон Глухов, Максим Линник; Мать — Татьяна Саковская; Дочь — Леся Бурковская; Сын — Никита Быканов. Трое из этого состава — артисты Украинского театра.

Нынешний год — год столетия Великой Октябрьской революции. Чему, собственно, научили эти события, давно нами переоцененные? Не угодили ли мы сегодня в ту же дьявольскую ловушку «немедленной всеобщей справедливости»? Этот спектакль, имеющий, кстати, и все признаки агиттеатра — а на оном «Таганка» держалась, — надо бы по молодежным клубам показывать...

Но сия задача упирается в технико-финансовые возможности. И тут уж другой разговор. Мы не прощаемся с «ТеатРоком». Не затем, предупреждаю, чтобы его безусловно захвалить: гарантируем лишь честный разбор, — но затем, чтобы на примере данной попытки авторского театра, по возможности, проследить и сформулировать некие общие театральные проблемы дня...

Автор: Тина Арсеньева

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 03.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 02.05.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012