ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Рекорды и традиции
13.04.2017 / Газета: Вечерняя Одесса / № 41-42(10451-10452) / Тираж: 10407

На призы «Вечерней Одессы»: «100 километров за 24 часа по Поясу Славы»

Старые друзья и новые герои, очередные рекорды и бег трусцой длиною в сутки, сметающий с курса ветер и нудный моросящий дождь, песни под гитару, обидные травмы, торжественные встречи в селах и на контрольных пунктах, обжигающий чай, фирменное сало (как же без него?), детишки, выстроившиеся вдоль трассы, — все это 44-я одесская «сотка» и 35-е велоралли, посвященные освобождению Одессы от фашистов.

Лицо города — «сотка»

Владимир Мамчич уже не бегает, но не прийти на старт перехода не мог. Еще бы! Ведь это он в 1974—1976 годах выиграл три первых «вечеркинских» забега.

— Всегда слежу за нашими соревнованиями, наблюдаю за ходом борьбы, переживаю, болею. За кого-то конкретно? Когда-то, в 80-х, — за Виталия Ковеля, рекордсмена трассы, а сейчас — за всех участников без исключения. Ведь это они создают праздник, который придает индивидуальность городу. Сегодня смело можно говорить о том, что «сотка» стала лицом Одессы.

«Рецепт» для победителя

На старте — редактор «Вечерки» Олег СусловНа старте — редактор «Вечерки» Олег Суслов

8 апреля — особая дата для редактора «Вечерней Одессы» О. Суслова. В этот день исполнился ровно год, как он стал во главе газеты. Вот и решил Олег Станиславович отметить годовщину на трассе. И так получилось, что рядом с ним на старте оказался Сергей Чебан из села Задунаевка, что в Арцизском районе. В разговоре выяснилось, что «Вечерка» для попутчика вовсе не чужая, когда-то он даже попал на прием к Борису Федоровичу Деревянко, который, как до сих пор удивляется Сергей, за каких-то десять минут выведал все о его жизни.

А жизнь сельского паренька складывалась непросто. Подвели почки. Врач порекомендовал больше ходить. Год ходил, потом побежал. Еще недавно бегал, закутавшись в два костюма, и в шапке, а теперь — обнаженный до пояса, простуды ему не страшны. В результате добегался до второго места на стокилометровке в Харькове, показал неплохое время в Москве. Как тренируется? О-о-о, система — проще не придумаешь. По делам часто приходится бывать в Арцизе, это чуть больше тридцати километров от села. Выбежал из дома, на окраине райцентра помылся в автомойке и пошел, куда надо. Потом — обратно таким же «макаром». Вот и вся тренировка. Больше шестидесяти километров, на всякий случай.

Первые километры Сергей, как свидетельствует наш редактор, особо себя не проявлял. Напротив, «темнил», интересовался, кто из сильных бегунов бежит. Прикидывал, за какое время спортсмен, собирающийся победить на «сотке», должен преодолеть первые 15 км. Как выяснилось, прогнозы он делал... в отношении себя.

На финише победитель был настроен философски:

— Надо, чтоб Одесса побеждала всегда. Считаю, что Одесса должна быть центром культуры, науки, искусства. Надеюсь, что своими успехами я прославляю и свое село.

А теперь — внимание, будущие соискатели призов «Вечерней Одессы» (в этом году большую помощь в их приобретении оказал Благотворительный фонд Виктора Баранского, за что ему наша большая благодарность). Чтобы повысить шансы на победу, необходимо на старте оказаться рядом с редактором «Вечерки». Примета срабатывает не всегда, но помогает. Особенно если сам бегун в хорошей спортивной форме. Если не верите, спросите Сергея.

Елена Шевченко идет на рекорд

Прикидывая шансы соперников, С. Чебан вряд ли предполагал, что главным его соперником станет девушка. Но для тех, кто внимательно следит за одесскими стартами последних лет, ничего удивительного в этом нет. После того, как в 2015 году всех мужчин опередила Юлия Тарасова, стало ясно: «слабый» пол готов выйти на главные роли.

А можно лежаА можно лежа

Елена Шевченко в ответ на подобное предположение искренне расхохоталась:

— Нет, если честно, я не хочу быть первой в абсолютном зачете. Потому что верю: у нас есть сильные мужчины.

С ее мнением не согласился тренер сборной Украины («играющий тренер», так как продолжает соревноваться) Валерий Христенок из Киева:

— Мечтаю, чтобы три первых места на «сотке» заняли одесские девушки — уж очень они хороши.

Валерий — рекордсмен Украины в суточном беге (260, 180 км), выигрывал Кубок Европы. В Одессе несколько раз финишировал в призах. В последнее время сосредоточился на тренерской и селекционной работе в сборной страны. Это он вывел на международную арену и Елену Шевченко, и Екатерину Катющеву, и Юлию Тарасову.

— В свое время предлагал попробовать свои силы на серьезном уровне двукратной победительнице перехода Алене Давидович, но она не захотела, отошла от бега на сверхдальние дистанции. Зато у Лены и Кати — хорошие перспективы, что показал чемпионат Европы по суточному бегу. В этом году думал отправить их на европейское первенство по бегу на 100 километров, но чемпионат отменили, к сожалению.

— Ожидаете соперничества между Шевченко и Катющевой? В прошлом году спор выиграла Лена, а на чемпионате континента впереди оказалась Катя.

— Нет, мы решили разделиться. Предложил Кате попытаться стать «Железной леди» — сначала проехать «сотку» на велосипеде, а потом ее же пробежать. Она эту идею приняла.

— А каковы собственные планы?

Электроника помогает отмечатьсяЭлектроника помогает отмечаться

— Никаких прогнозов. Но добежать — добегу.

Забегая вперед, отмечу, что Катющева показала второй результат среди «Железных людей» (стартовали десять человек, финишировали девять), а Христенок, как и обещал, в очередной раз покорил одесскую трассу. Что же касается Шевченко...

Таки дала бой Чебану! Большую часть дистанции они лидировали попеременно. И лишь на последнем участке Сергею удалось оторваться. Елена отстала всего на пять минут.

— Он о-очень сильный! Я рада, что мужчины у нас сильные, это хорошо, — прокомментировала результаты забега победительница. — Как бежалось? Тяжело ли пришлось на подъемах? Это не горки — это Карпаты! Это вообще! В этом году было очень сложно — ветром меня буквально сдувало.

— Кого считала главными соперниками?

Пьедестал-2017

Представляем лауреатов 44-го туристского перехода «100 километров за 24 часа по Поясу Славы» на призы «Вечерней Одессы».

Мужчины:

1. Сергей Чебан (с. Задунаевка Арцизского района, Одесская область) — 9 ч. 50 мин.

2. Георгий Солодовников (Одесса) — 10 ч. 15 мин.

3. Александр Власюк (Одесса) — 10 ч. 55 мин.

Женщины:

1. Елена Шевченко (Одесса) — 9 ч. 55 мин.

2. Ольга Охлопкова (Одесса) — 13 ч. 00 мин.

3. Екатерина Свирида — 13 ч. 53 мин.

Команды:

1. «Романтик» (Одесса): Владимир Воробьев и Федор Деде — 12 ч. 47 мин.

2. «Спарта» (Александрия/Одесса): Александр Жосан и Игорь Гайдук — 13 ч. 52 мин.

3. «Бегущие за горизонт» (Одесса): Александр Пришляк и Денис Крыжановский — 14 ч. 01 мин.

«Железные люди»:

1. Сергей Калинин (Одесса) — 16 ч. 12 мин.

2. Екатерина Катющева (Одесса) — 17 ч. 14 мин.

3. Дмитрий Процеров (Одесса) — 17 ч. 50 мин.

Полный список победителей будет опубликован в следующих номерах газеты.

— Всех! А в первую очередь — себя. Поблажек себе давать нельзя. Понимаю, надо еще больше тренироваться, тем более, что и для работы необходимо быть в форме. Я — лейтенант полиции. На работе, спасибо, мне пошли навстречу — освободили на две недели от службы для тренировок.

— Кстати, почему бы полиции не выставить команду на велоралли? Ведь функционируют в городе велопатрули, им и карты в руки.

— Это идея! Я — «за», буду продвигать ее в жизнь.

Теперь пришлось заволноваться мне. Дело в том, что, выиграв «сотку» в пятый раз, Шевченко повторила достижение легендарной Натальи Мариморич. Еще одна победа — и новый рекорд! Нет, ни в коем случае нельзя переходить на велосипед.

— Я подумаю, — вволю веселилась Елена.

А еще, заканчивая разговор о женщинах на «сотке-2017», мне хочется отметить Ольгу Охлопкову. В 2005 году она опередила всех и завоевала первый приз, и вот, спустя двенадцать лет, Ольга снова на пьедестале — браво!

Неувядаемый и дебютантка

Уже больше сорока лет практически в каждом отчете о «вечеркинском» переходе мы вспоминаем Петра Лотишко. Вот уж, действительно, всем рекордсменам рекордсмен. Из года в год он бьет свое же достижение — теперь на его счету 43 «сотки».

В этот раз на финиш ветеран пришел спустя 23 часа и 59 минут после старта, но на вопрос — можно ли рядом с ним сфотографироваться? — среагировал мгновенно:

— Нужно! Девушки, что стоите, подходите быстрее!

А Маргариту Кучерявую выйти на трассу спровоцировал пример супруга. Заместитель Котовского районного прокурора Игорь Кучерявый в свое время был одним из ярких персонажей велоралли («пол-Ананьева на велосипед посадил», — почти всерьез утверждает он), затем добился титула «Железный человек». Теперь же пришел черед... жены.

— Глядя на Игоря, я заинтересовалась «соткой». До этого бегом вообще не увлекалась, готовилась лишь последний год. Не знаю, сумею ли выдержать всю дистанцию, но до КП-55, где ждет старшая дочь Анастасия, постараюсь добежать. Тем более, что муж будет страховать.

— На велосипеде?

— Нет, пешком и на отдалении, — отвечает супруг.

— А почему на велосотку не вышел?

— Велосипед мне очень дорог, но супружница дороже.

План четы Кучерявых, в общем-то, удался — они дошли до КП-55. А на следующий день Игорь по телефону в свойственной ему иронической манере жаловался:

— У меня все тело болит, а Рите — хоть бы что! С утра, как ни в чем не бывало, на базар побежала.

«Велики» экспериментируют

Параллельно с пешеходным переходом стартовало велоралли «100 километров за 10 часов». Впечатляющее зрелище — более полутора тысяч поклонников велосипеда на аппаратах самых различных, в том числе фантастических, конструкций красочной колонной двинулись в путь из парка Шевченко.

В столь колоритной палитре особое внимание привлекала немногочисленная группа электровелосипедистов.

— В этом году, спасибо организаторам, электровелосипед впервые выделен в отдельную категорию, — рассказывает лаборант кафедры электроприводов с компьютерным управлением института электротехники и энергоменеджмента ОНПУ Василий Далеченко. — Мы занимаемся исследованиями энергоэффективных решений, учитывая при этом международный опыт. Наша команда (капитан — Лолита Высторобская, главный инженер — Артем Пасько, оба — студенты «политеха») с первых чисел января по десять-двенадцать часов без выходных готовилась к старту. Это первые соревнования в сезоне, где мы представляем несколько единиц разработанной нами техники, на одной из которых попытаемся установить рекорд Украины. А это, обратите внимание, наша последняя разработка — скутер, обладающий уникальными характеристиками. Его вес — 100 килограммов, на борт берет больше 300 килограммов, способен проехать 100 километров со скоростью 65-70 километров в час. Собран, прошу отметить, руками студентов.

Что ж, В. Далеченко можно поздравить — есть рекорд! По дороге общего пользования его велосипед для даунхилла с электроприводом преодолел 100 км за 2 часа и 13 минут.

— К этой победе, — признается Василий, — я шел одиннадцать лет. В Европе данной темой занимаются давно и успешно. В частности, мои «конкуренты» работают в Дортмунде и Ганновере. Но их продукция оценивается в пределах от 17 до 20 тысяч евро, а наша — 3 тысячи долларов. При этом спектр разработок широк — от мотоблоков для сельского хозяйства и ЖКХ до полноприводного автомобиля-амфибии. Трудимся мы, правда, на голом энтузиазме, и это снижает наши возможности. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить директора института электротехники и энергоменеджмента Андрея Бойко, руководителя компании «Вольта байкс» Юрия Алексеенко, родной «политех» — без их поддержки мы бы вряд ли смогли конкурировать с зарубежными фирмами.

Результат одесских велоинженеров достоин особого уважения ввиду того, что достигнут в условиях отечественного дорожного «сервиса». Главным «больным» местом дистанции, как отмечает наш постоянный автор Владлен Шапо, который тоже принял участие в тестовом заезде на модели «Вольта Атлант», был и остается безобразнейший участок дороги между Санжейкой и Черноморском длиной 7—8 км. Он не ремонтируется десятилетиями и изобилует глубокими ямами с острыми краями. Обочина отсутствует, и автохамы проносятся на больших скоростях в опасной близости от велосипедистов и бегунов, идущих навстречу по своему маршруту.

На первую «сотку» — с мамойНа первую «сотку» — с мамой

— Вывод, — констатирует В. Шапо, — лёгкий электротранспорт, обладающий массой преимуществ и не имеющий недостатков, — наше ближайшее будущее. Многие страны давно это осознали. Так, в Мадриде реализован городской проект проката электровелосипедов, в скандинавских странах их тоже видимо-невидимо. Немало их и в Германии, да и другие страны Европы на месте не стоят. В Нью-Йорке тамошние городские службы активно используют различные машинки на электроприводе; что уж говорить о Китае... Надо и нашему государству быстрее двигаться в этом направлении, принимая соответствующие законы и оказывая легкому электротранспорту всяческую поддержку.

Победителями 35-го велоралли «100 км за 10 часов» стали: Станислав Рудой и Ольга Ящук (любители), Алексей Касьянов и Анна Басик (профи), Василий Далеченко (электро), Ярослав Концевой и Валентина Чаговская (оригиналы).

Дух «сотки»

Каждый новый старт приносит сюрпризы. Но неизменным остается дух «сотки». Невозможно без волнения возлагать цветы к памятникам погибших воинов (в Мирном, которое именно 8 апреля отмечает годовщину освобождения, эту почетную обязанность поручили учащейся педагогического лицея Инне Савлук и ученику 11-го класса Ивану Шаруку). Невозможно остаться равнодушным к заводным призывам в Червоном переселенце на пункте питания, что организовала Аграрная партия: «Заходите к нам на огонек!». Невозможно без умиления наблюдать за «соперничеством» девчушек, наперебой призывавших участников отметиться именно у них: «Печать! Печать!» Невозможно не соблазниться гостеприимством семьи Глущенко, каждый год угощающей участников фирменными бутербродами.

— Признаюсь, было время, когда мы всячески пытались откреститься от «сотки», — признается председатель Петродолинского сельсовета Владимир Козбур. — Сегодня же, наоборот, ждем гостей с нетерпением. Это праздник, потерять который мы не имеем права.

Автор: Анатолий Мазуренко

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.014