ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Выжить и не сдать позиции
15.04.2017 / Газета: Одесские известия / № 27(4953) / Тираж: 18937

Обладая развитой транспортной отраслью, наша страна просто обязана иметь и сильную транспортную медицину, считает директор ГП «Украинский НИИ медицины транспорта Минздрава Украины», доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины Анатолий ГОЖЕНКО. Анатолий Иванович согласился ответить на вопросы «ОВ».

– Не секрет, что многие одесские НИИ за последние двадцать лет прекратили свое существование. Какова ситуация в вашем институте?

– К счастью, нам удалось избежать кадровых потерь и за последние тринадцать лет в три раза увеличить численность своих сотрудников – с 40 человек до 120-140. Появились филиалы в Херсоне, Николаеве, Киеве и Виннице. Но сегодня институт, как и другие научные учреждения страны, находится в сложном экономическом положении и борется за свое выживание. Материально-техническая база, если учесть, что по нормативам оборудование положено менять хотя бы каждые десять лет, находится, увы, в бедственном состоянии. А три года назад, с началом процесса ликвидации санитарно-эпидемиологической службы, мы вынуждены были свернуть ряд научных программ.

– За счет чего же институту удается выживать?

– За счет активности, интеллекта, подвижничества и огромного желания сохранить институт и его кадры. За тринадцать лет у нас защитились семь докторов наук и более двух десятков кандидатов наук. Сегодня мы ежегодно выпускаем 110-130 научных работ, порядка десяти изобретений, издаем от двух до пяти-шести монографий. И все это на общественных началах и по инициативе наших сотрудников.

В институте выходят три научных журнала – «Актуальные проблемы медицины транспорта», «Вестник морской медицины» и «Вода. Гигиена и экология». Все они аккредитованы государственной комиссией. У нас налажено сотрудничество с польскими коллегами. В Быдгоще выходит совместный журнал, на базе нашего НИИ создаем украинско-польский образовательный центр.

Наш институт является в Украине лидером по исследованиям, проводимым по СПИДу, – по этой теме защищены две докторские диссертации, две кандидатские, еще две на стадии завершения.

Есть достижения и по профилактике гриппа. Разработаны новая технология и лабораторное производство противовирусного препарата. И с 2010 года мы пытаемся пробить его использование в практике. В мае прошлого года я в очередной раз выступал на заседании в Минздраве, предлагая, чтобы государство совместно с институтом применяло наши препараты. Прошел год, но чиновники ведомства по-прежнему молчат.

Одно из новых направлений, которое активно осваивает институт, – нейрофизиология. Нами разработана технология лечения аутизма, депрессии. Успешно используем нейрофизиологические методы при реабилитации постинсультных больных, а заведующий лабораторией Павел Геннадьевич Зубов – сегодня один из ведущих нейрофизиологов Украины.

– При том что морской транспорт утратил в Украине свою былую мощь, каковы сейчас основные направления ваших научных исследований?

– Здесь, надо откровенно признать, ситуация достаточно сложная, прежде всего в плане практической востребованности и реализации наших наработок. Сегодня основное направление работы – профессиональный медико-психологический отбор и реабилитация работников транспорта. К примеру, уже на протяжении более десяти лет мы проводим у себя реабилитацию пожарных, работающих в системе Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям.

Институт занимает ведущие в стране позиции в сфере изучения гигиены и токсикологии. Речь идет прежде всего о токсикологии полимерных материалов и тяжелых металлов. Сотрудники отдела токсикологии под руководством доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники Украины Леонида Моисеевича Шафрана готовят к изданию книгу об оценке гигиенических характеристик материалов, используемых в строительстве.

Доктор медицинских наук, руководитель Центра гигиены и токсикологии опасных грузов Евгений Петрович Белобров занимается разработкой мер профилактики при фумигации грузов и оказании медицинской помощи.

– Почему все же нет достаточного спроса на разработки института?

– Вся беда в том, что раньше мы работали по госзаказу. Сегодня частный бизнес не хочет тратить деньги на профилактические меры по поддержанию профессионального здоровья своих работников. Профсоюзы, будем откровенны, у нас, в отличие от зарубежных, – слабые, разрозненные, постоянно конкурируют между собой. Вся надежда на «Укрзалізницю», которая заинтересована в наших наработках.

Не секрет, что особенно нуждаются в медико-психологической реабилитации наши бойцы в зоне АТО. Мы предложили департаменту охраны здоровья и социальной защиты населения облгосадминистрации свои наработки, консультации. Все шло прекрасно. На всех уровнях нас услышали, согласились с нами работать. Но как только на область централизованно выделили деньги, то сразу же о нас забыли. А когда мы напомнили о себе, нас заверили, что на эти деньги уже несколько тысяч бойцов прошли реабилитацию, хотя, несмотря на тщательные поиски, мы так и не нашли названного центра.

– Как вы оцениваете организацию в Одессе профессионального отбора моряков?

– В Одессе не менее десятка комиссий по профотбору плавсостава, но мы единственные, имеющие государственный статус. Есть квалифицированные комиссии, но есть и такие, в которых один врач выдает все заключения. Сегодня работодатели стараются не брать страдающих какими-то хроническими заболеваниями, поскольку потом зачастую приходится тратить большие деньги на репатриацию заболевшего моряка. Поэтому сейчас обязательное требование при профотборе – прохождение ультразвуковых исследований почек и печени. Если, скажем, обнаружат камни, то у человека даже при нормальном самочувствии в рейсе может начаться приступ.

– В одесских бюветах висят бюллетени вашего НИИ с информацией о состоянии воды. Насколько бюветная вода безопасна для прямого потребления?

– Контроль качества питьевой воды – также одно из наших приоритетных направлений. В составе отдела гигиены окружающей среды, который возглавляет доктор биологических наук Наталья Федоровна Петренко, есть лаборатория гигиены и экологии воды, сотрудники которой ежемесячно берут пробы в бюветах, проверяют также очищенную воду, которую развозят по офисам в кулерах. Более того, мы оказываем научно-гигиеническое сопровождение, контролируя качество воды таких известных производителей, как «Моршинская» и «Миргородская».

С точки зрения эпидемиологической бюветная вода безопасна, ее можно потреблять без боязни.

Автор: -

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Сергій Токарєв розказав про заходи, що покращать стан українського IT-сектору
Втрати контрактів та складнощі із залученням іноземних інвестицій — це ті виклики, з якими сьогодні найчастіше стикаються українські IT-компанії. На цьому наголошує Сергій Токарєв — IT-інвестор та бізнесмен, співзасновник інвестиційної групи Roosh. На його думку, становище вітчизняного сектору може покращити активний міжнародний іміджбілдинг.

SHABO провело серію дегустацій Великих вин України
Одне з провідних українських виноробних підприємств SHABO провело серію дегустацій, присвячену 20-річчю компанії.

Останні моніторинги:
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013