ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Чтобы прошлое быльем не поросло
16.05.2017 / Газета: Одесские известия / № 34(4960) / Тираж: 18937

Несмотря на скромный в историческом масштабе возраст Одессы, одним из главных ее богатств является культурное наследие. Наиболее очевидная для нас часть этого сокровища – памятники архитектуры, состояние и сохранность которых регулярно становится предметом резонансных скандалов и широкой общественной дискуссии.

Увы, лишь очевидной эстетической привлекательности и солидного возраста здания недостаточно, чтобы оно могло обзавестись заветным статусом. Жестокая, но справедливая логика бюрократического организма требует объективных доказательств ценности строения. Так, к примеру, весь реестр памятников градостроительства и архитектуры, куда включены не только здания, но и целые ансамбли, состоит из семисот позиций, хотя лишь доходных домов в историческом ареале города более трех тысяч. Изучая этот список, можно заметить, что никакая системная работа по его расширению не ведется, все мероприятия носят эпизодический характер. Большая часть памятников архитектуры местного значения получила свой статус в 1987 и 1991 годах. Но даже эти скромные для нашего миллионного города результаты достигнуты, как всегда, не благодаря, а вопреки. Вопреки сложившимся взаимоотношениям советского государства и архитектурной науки, но благодаря энтузиазму и страсти отдельных людей.

Одним из них был В.И. Ти­мофеенко, чьему труду во многом мы обязаны тем, что сегодня часть нашего культурного наследия систематизирована и каталогизирована, и хоть как-то охраняется законом.

В.И. Тимофеенко родился 5 февраля 1941 года в Одессе и любовь к истории и атмосфере этого города пронес через всю свою жизнь.

Высшее образование Владимир Иванович получил в Ленинграде, где в 1965 году с отличием окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Ю. Репина Академии художеств СССР по специальности «История и теория изо­бразительных искусств».

Его студенческие годы пришлись на конец хрущевской «оттепели», а постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве» в то время еще не оказало того пагубного влияния на архитектурное образование, жертвами которого мы являемся сегодня, сталкиваясь с массовой типовой застройкой спальных районов. Тогдашняя идеецентричность Академии позволяла не просто получить первосортное гуманитарное образование, но и оставаться специалистом широкого профиля, знакомым с последними тенденциями в развитии смежных дисциплин.

Одновременно с учебой Тимофеенко работал научным сотрудником Одесской государственной картинной галереи.

После начала Второй мировой значительная часть экспонатов и архивных материалов из музеев Одессы была «эвакуирована» в Ленинград и там же и осталась по окончании войны. В фондах ленинградских музеев студент старался восстановить картину эвакуации музейных сокровищ Одессы и выяснить их реальное местонахождение.

В 1965 г. В.И. Тимофеенко поступил в аспирантуру Ленинградского инженерно-строительного института, где на кафедре истории архитектуры готовил, а затем и защитил диссертацию на тему «Архитектурно-градостроительное развитие Одессы с конца XVIII века до 1917 года». Представление о градостроительстве как об отдельной отрасли архитектуры и как о самостоятельном искусстве добралось до советской науки только к 60-м годам ХХ века, поэтому научное исследование В.И. Тимофеенко находилось на острие научной мысли того времени и было первым исследованием развития города не только для Одессы, но и для всего СССР.

В 1968 году молодой ученый получает должность старшего преподавателя в Воронежском инженерно-строительном институте, где в том же году открывается архитектурное отделение.

Он начинает преподавательскую карьеру в условиях расстроенного образовательного процесса и отсутствия методического материала. Тимофеенко тяготится перспективами, раскрывающимися перед архитекторами-практиками того времени, когда в жертву массовости приносят качество построек и в недрах научно-исследовательских институтов появляются на свет проекты серий «хрущевок». Поэтому, получив возможность сконцентрироваться на научной работе, тут же использует ее.

В 1972 году, сразу после стажировки в Московском архитектурном институте, он возвращается в Одессу, где становится заведующим кафедрой истории искусств в пединституте им. Ушинского и по совместительству преподает в инженерно-строительном институте.

Владимир Иванович по возвращении в родной город полон на­дежд и планов. Здесь он проявляет себя в совершенно новой роли –публициста и популяризатора науки. На страницах незадолго до этого созданной «Вечерней Одессы» выходит цикл его статей «Архитектурные прогулки». А логическим итогом публицистической деятельности академика становится пережившая три издания книга «Одесса. Архитектура. Памятники», известная каждому туристу, посетившему наш город в 80-х и 90-х годах прошлого столетия.

Натурные наблюдения остаются единственным доступным для Тимофеенко способом научного познания, но из-за отсутствия адекватной методики их обработки ни о каких серьезных научных результатах речи быть не могло. История архитектурного прошлого Одессы в то время лишь создавалась.

После упразднения Академии архитектуры СССР в 1963 году одним из последних мест, где всерьез занимаются проблемами истории архитектуры, остается НИИ Теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. Ради работы там Владимир Иванович оставляет кафедру и переезжает в Киев.

Однако уже в 1976 году заканчивается реорганизация НИИ, и со сменой директора институт окончательно переходит в ведение Госгражданстроя. Все ресурсы института брошены на решение «практических» задач, а разработка теоретических проблем, в частности истории архитектуры, отходит на второй план. Тематика работ Тимофеенко становится непрофильной. Десять лет работы над архитектурно-опорными планами городов юга Украины проходили в условиях хронического невнимания со стороны руководства к значению культурного наследия для исторического самосознания нации. Но Тимофеенко не отчаивается.

В 1983 году ученый переходит в Институт истории Украины, в отдел краеведческих исследований, где руководит энциклопедическим проектом «Свод памятников истории и культуры Украинской ССР». В рамках этой работы он значительно расширяет, а зачастую и создает методическую базу исторической урбанистики и охраны памятников. Этими годами датированы фундаментальные работы Тимофеенко, до сих пор определяющие проблематику истории архитектуры Украины в целом и Северного Причерноморья в частности.

Работа в Институте истории Украины на протяжении 1983-1987 годов в полной мере раскрыла талант Владимира Ивановича Тимофеенко и окончательно сформировала круг его научных интересов. Его исследования в области истории архитектуры органично включают в себя изучение всего культурного наследия Украины и методологию охраны памятников. Этот плодотворный период творчества становится фундаментом исследования на соискание степени доктора наук – «Градостроительное искусство Северного Причерноморья второй половины XVIII – начала XIX ст.». Защита диссертации состоялась 1 апреля 1993 года.

Может показаться странным, что наибольших научных успехов в исследовании истории архитектуры ученый добивается, сотрудничая с организацией, название которой весьма отдаленно соприкасается с архитектурной наукой. Но, к сожалению, это распространенное явление для 70-х и 80-х годов. Системы управления гуманитарными науками в СССР на деле не существовало, а все результаты, полученные на этом поприще, – заслуга отдельных ученых и небольших коллективов.

С 1987 года Владимир Ивано­вич начинает сотрудничать с Институтом искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Т. Рыльского, ради реализации своих замыслов в энциклопедической сфере. Распад советского государства пошел на пользу многим отраслям гуманитарной науки, в частности, архитектуре. В 1992 г. была образована Академия архитектуры Украины. Тимофеенко стал идейным вдохновителем и организатором значительного числа энциклопедических проектов, призванных заполнить огромные пробелы в истории архитектуры и градостроительства внушительного числа населенных мест Украины. Это такие фундаментальные работы, как «Енциклопедія архітектурної спадщини України» (1995), «Правові акти з охорони культурної спадщини» (1995), «З історії української реставрації» (1996), «Зодчі України кінця XVIII – початку XX ст. Біографічний довідник» (1999) и многие другие. Эти темы принципиально не могли быть разработаны в рамках советской науки. Они расценивались как граничившие с национализмом.

Увы, хроническое отсутствие финансирования, характерное для современной украинской науки, привело к тому, что проекты В.И. Тимофеенко не были реализованы в полной мере.

Историко-архитектурный опорный план города, над которым работал Тимофеенко, определил границы исторических ареалов и зон охраны памятников в рамках историко-градостроительного исследования для генерального плана Одессы. Эта работа стала ярким финалом творческого пути Владимира Ивановича.

Нынешний Генеральный план Одессы лишь отчасти учитывает рекомендации этого историко-градостроительного исследования. Однако, если бы не энтузиазм Владимира Ивановича, создавшего методологическую базу, разработавшего проблематику истории градостроительного развития Одессы и Северного Причерноморья, своими работами предоставившего нам возможность ознакомиться с архивными источниками, до сих пор недоступными, мы были бы не в состоянии даже в общих чертах реконструировать историю архитектурного развития Одессы.

Автор: Евгений Пелевин

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011