ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Одесская «Ривьера» и Терроризм? Или Почему «Новые Бизнес Взгляды» не по душе налоговой?
16.05.2017 / Газета: Окна / № 9(506) / Тираж: 5002

Шесть лет назад на окраине Одессы, на землях села Фонтанка был открыт крупнейший современный торгово-развлекательный центр «Ривьера». По типу и подобию ТРЦ в Восточной Европе. Сдавали его в два этапа. В октябре 2009 года открыли торговую часть, а в 2010-м — развлекательную. Инвесторы проекта — английский фонд Argo Reаl Opportunities Fund Limited и Аrgo Capital Management Property Limited вложили в него свыше 150 млн долл. Для его строительства и дальнейшего функционирования была учреждена компания ООО «Новые Бизнес Взгляды», которая управляет им и по сей день.

Сегодня там, на 21 гектаре, расположился центр с магазинами, ресторанами, кафе, кинотеатрами, боулингом, детским городком и парковкой на 2500 мест. Среди арендаторов площадей такие известные мировые торговые марки, как Zara, Marks & Spencer, Mango, Benetton, Reserved, Adidas, JYSK и др. Здесь же — единственный в регионе гипермаркет французской фирмы «Ашан». А в прошлом году там распахнул свои двери современный детский развлекательный центр «Леопарк». 

В общем, с момента своего открытия ТРЦ «Ривьера» не прекращал развиваться. Для этих целей, в условиях растущей конкуренции, ООО «Новые Бизнес Взгляды» приглашало иностранные компании для оценки рынка, изучения спроса и привлечения новых мировых брендов. В частности, из Румынии, где собственники «Ривьеры» имеют аналогичный центр. Однако в итоге привлечение иностранных специалистов к развитию ТРЦ «Ривьера» обернулось подозрениями в финансировании терроризма и распространения оружия массового уничтожения. 

К такому выводу пришла областная налоговая, которая в ходе очередной проверки деятельности ООО «Новые Бизнес Взгляды» решила включить в свой акт столь серьезные обвинения, не приведя при этом каких-либо существенных фактов. 

Но как такое вообще возможно? На основании чего сделаны такие выводы? И зачем налоговая внесла их в акт проверки? Для давления? Устрашения? Или для каких-либо иных целей? Или данный пункт — всего лишь формальность, и не более? 

Виноват ты потому, что хочется мне кушать?

Претензии налоговой к бизнесу и споры насчет актов проверок — обычная практика. Но в данном случае налоговая не просто составила акт на 158 страницах с указанием нарушений налогового и валютного законодательства, что вызывает у компании много вопросов, но и, по сути, выдвинула против нее серьезные обвинения. Именно данное обстоятельство более всего удивило и возмутило иностранных владельцев и партнеров ТРЦ «Ривьера». 

В нашей стране ни для кого не новость, что сегодня, в условиях непрекращающихся военных действий в Донбассе, обвинение в финансировании терроризма стало действенным инструментом давления на неугодных. В том числе на бизнес. Но одно дело, когда такие обвинения делает прокуратура и СБУ в рамках уголовных дел, другое — налоговая, в ходе очередной плановой проверки, на основе предположений, опираясь при этом не на закон, а на свой внутренний документ и, видимо, свое внутреннее чутье, неясно какими мыслями сдобренное. 

Понятно, что в нынешних непростых условиях должны быть бдительны как сами компании, так и контролирующие структуры. Но при этом никто не отменял соблюдение законов. А налоговая, судя по акту проверки, руководствовалась иными нормами. 

Государственная фискальная служба 1 апреля 2015 года издала приказ № 230 «Об организации работы органов ГФС при выявлении финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения». Однако в ситуации с ООО «Новые Бизнес Взгляды» ГУ ГФС в Одесской области, которое и проводило проверку, не просто применила данный циркуляр, а сделала вывод об обнаружении сомнительных операций, и внесла их в итоговую часть акта проверки. Цитируем: «установлены факты перечисления денежных средств за границу по внешнеэкономическим договорам (контрактам), которые могут быть связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения». Далее указаны девять компаний-нерезидентов, в пользу которых перечислялись деньги. Среди них компании, зарегистрированные в Румынии, США и на Кипре. 

Однако в самом акте проверки, в разделе, посвященном установлению подозрительных финансовых операций, которые могут свидетельствовать о финансировании терроризма, вообще отсутствуют какие-либо факты и названия компаний. Да и все содержимое раздела уместилось в три абзаца, хотя сам акт, повторимся, занимает 158 страниц. В своих скупых строчках налоговая всего лишь дает ссылку на внутренний приказ ГФС и перечисляет признаки финансовых операций, подпадающих под вышеуказанную формулировку. А именно: если сумма равняется или превышает 150 тыс. грн и перечисление средств за границу по внешнеэкономическим контрактам не предусматривает фактическую поставку товаров на таможенную территорию Украины. И более ничего. Вот на этом основании налоговая делает вывод о выявлении подозрительных фактов. Но каких именно — об этом ни слова. 

Акты работ — это вам не хухры-мухры

Главное управление ГФС в Одесской области проверяло выполнение компанией «Новые Бизнес Взгляды» налогового и валютного законодательства за период с 1.09.2015-го по 30.09.2016 г. И надо сказать, в своем акте оно подробно перечислило услуги, которые оказывали девять «помеченных» ею иностранных компаний на основе заключенных контрактов. Это услуги по внедрению программного обеспечения для различных серверов, по управлению центром и его активами, по подготовке бизнес-плана для центра, по оптимизации арендной деятельности, по оценке конкурентной среды. А также в сфере информатизации, недвижимости, финансов, операционного маркетинга и так далее. Словом, услуги для успешного функционирования и развития центра «Ривьера».

Ну и при чем тут терроризм, спросите вы? А ни при чем. Претензии, по сути, к актам выполненных работ. Изучая договоры, налоговая в каждом конкретном случае указывала, что в акте приема-передачи отсутствует подробное содержание и описание работ и услуг. То есть на их основе невозможно оценить номенклатуру и объем этих работ, их качество, состав задействованных сотрудников, их квалификацию и многое, многое другое. 

К примеру, в отношении услуг, связанных с программным обеспечением работы серверов, налоговая отмечает, что в предоставленных документах не указаны работы (цитируем): по установке и конфигурации сервера электронной почты для Украины», «невозможно установить, каким образом были созданы учетные записи», «в чем состоит суть проверки доступа клиентов электронной почты на местных сайтах», «в чем состояла работа по планированию архитектуры сетевой безопасности», «как именно были определены необходимые способы управления системой», и так далее. 

В части комплексного обслуживания компьютерного оборудования и предоставления программного обеспечения налоговая делает такого же плана замечания. Она отмечает, что в актах выполненных работ не определено: каким образом компания выявила риски в сфере компьютерной безопасности, предоставила рекомендации относительно диверсификации рисков… Или, как отмечает налоговая, не предоставляется возможным выяснить: оценки совместимости и интероперабельности пакетов программного обеспечения на одном и том же компьютере», «не приведены результаты определения уровня осведомленности и подготовленности пользователей

В части консультирования по вопросам управления торговым центром и активами, по развитию бизнеса и поддержке отношений с существующими и потенциальными арендаторами, по вопросам сотрудничества с глобальными финансовыми структурами для поиска источников финансирования и по многим иным вопросам налоговой тоже многое неясно. К примеру: какая именно помощь была предоставлена в управлении торговым центром», «в обеспечении координации между подрядчиками», или как было использовано ноу-хау», «как именно были решены операционные и технические вопросы». 

В части услуг по мониторингу, определению конкурентов, оценке активов центра, различных анализов, прогнозов по прибыли, развитию, рискам, выработки стратегии и т. д, налоговой также все непонятно. К примеру, каким образом иностранные компании это выполнили: как промониторили и определили конкурентов», «в чем состоит натиск конкурентов», «как определялись прогнозы по получению прибыли, развитию центра» и так далее. 

Иными словами, на основе договоров, заключенных с иностранными компаниями, и актов выполненных работ налоговая не смогла достоверно оценить понесенные компанией затраты на их выполнение. Хотя она признает, что первичные документы были предоставлены. Налоговая, надо сказать, вообще не увидела, каким образом услуги, оказанные иностранными, да и украинскими компаниями, помогли центру в его хозяйственной деятельности. Как сказано в акте: невозможно было установить деловую цель». А именно — каким образом были получены экономические выгоды от таких услуг». Надо сказать, отсутствию «деловой цели» и сути данной доктрины налоговая посвятила в акте много страниц. 

Не видим цели

Не увидели или не хотели увидеть? В этом, видимо, и состоит главный вопрос. Как заметило руководство компании «Новые Бизнес Взгляды», налоговая служба ежегодно проверяет их предприятие, и каждый раз не видит в их деятельности «деловой цели». 

«Арендаторы наших площадей — это в основном известные мировые торговые бренды. Как правило, с ними работают иностранные компании. И у нас с ними заключены контракты, — пояснял генеральный директор ООО «Новые Бизнес Взгляды» Андрей Авраменко. — Но налоговой этот момент кажется подозрительным. Более того, проекты, наработки, советы, которые дают нам иностранцы, вовсе не значат, что они тотчас будут воплощены в жизнь. Налоговая же считает: коль не показан результат, значит, финансовые операции с такими компаниями, которые уже получили деньги за свой труд, носят фиктивный, а то и сомнительный характер. 

Что подозрительного в том, что к развитию ТРЦ «Ривьера» привлечены румынские компании? — продолжал Авраменко. — Ведь владельцы нашего центра имеют такой же торгово-развлекательный комплекс в Румынии. И поэтому тамошние специалисты были привлечены в качестве консультантов для организации и развития центра в Украине. Но во всем, что делает наша компания для привлекательности «Ривьеры», как для покупателей, так и для арендаторов площадей, налоговая не видит никакого экономического смысла. Или «деловой цели», как написано в акте. Налоговой, к примеру, непонятно, зачем мы организовали бесплатные автобусные маршруты для доставки людей в наш центр, расположенный за городом. Какая, мол, вам от этого выгода, если покупатели приезжают в магазины, и они с этого получают прибыль? Налоговая не понимает, зачем мы тратим деньги на дизайн интерьера, на украшение центра к праздникам, зачем устанавливаем елку, каких-то бабочек развешиваем повсюду. Мы им объясняем, что наши площади должны быть востребованы арендаторами. Если к нам в центр не будут приезжать люди, магазины будут пустовать. Кто же захочет тогда их арендовать? Это очевидные вещи для всех, но только не для налоговой». 

Вся проблема в том, что затраты на привлекательность ТРЦ «Ривьера», и в связи с этим привлечение иностранных компаний в качестве консультантов и разработчиков новых проектов и идей, налоговая не признает в качестве расходов компании. Более того, их включение в финансовый отчет предприятия она посчитала нарушением Налогового кодекса, занижением базы налогооблажения, и выставила огромные штрафы. Но самое поразительное то, что финансовые расчеты с иностранными компаниями налоговая посчитала непонятными, запутанными и подпадающими под статью о финансировании терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Разумеется, это обескуражило иностранных владельцев ТРЦ «Ривьера». Это удар по их репутации и имиджу. Ведь акт налоговой — это публичный документ. Он доступен аудиторам, судебным органам и другим структурам. 

Ведь в случае выявления подозрительных операций налоговая обязана внести сведения о них в Единую информационную систему в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. Затем по этим материалам правоохранительные органы могут начать расследование. 

Что скажет ГФС Украины? 

Компания «Новые Бизнес Взгляды» уже обжаловала акт проверки, направив свои возражения в ГФС Украины. Она считает, что областная налоговая превысила свои полномочия, делая выводы о возможном финансировании терроризма, опираясь не на закон, а на приказ ГФС, являющийся документом для внутреннего пользования. Ведь он не зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины, его нет и в официальных базах данных: ни на официальном сайте ГФС, ни в «Лига-Закон», ни в других открытых источниках. А стало быть, он не является нормативно-правовым актом и не может в актах проверки подменять закон. 

Надо отметить, что компания обжаловала и другие выводы налоговой. Особое место в акте проверки отведено операциям по кредитному договору между ООО «Новые Бизнес Взгляды» и Marfin Popular Bank Public Сo limited (Кипр). Кредит на строительство и развитие ТРЦ «Ривьера» был взят в 2008 году в размере 60 млн евро. В 2009 году банк предоставил еще 8 млн евро. 

Так вот, данный договор зарегистрирован в Нацбанке. И у регулятора нет претензий к компании по поводу ее валютных обязательств и выплат по кредиту. Однако налоговая отказывается признавать погашение процентов и насчитанную по ним курсовую разницу в сумме 7,4 млн грн в качестве финансовых расходов предприятия. 

«Каждый год налоговая исследует наш кредитный договор, и каждый раз предъявляет все новые и новые претензии, — пояснял ситуацию Авраменко. — На сегодняшний день оригинал договора находится в налоговой милиции, а налоговая ставит нам в вину, что мы его им не предоставили. Хотя они обязаны были затребовать его у своих коллег, которые сидят в соседних кабинетах, а не проводить проверку на основе наших сканкопий. Но они этого не сделали». 

Видимо, потому, что задача налоговой, обвиняющей компанию в увеличении задекларированных затрат и уменьшении базы налогообложения, а заодно и в возможном финансировании терроризма, заключается совсем в другом. В получении как можно большего количества штрафов. И, наверное, не только их.

Не случайно Совет бизнес-омбудсмена в своем отчете за 2016 год отмечает, что каждая вторая жалоба со стороны бизнеса касается налоговых вопросов. Самые проблемные — это налоговые проверки. И большинство жалоб носят системный характер. К сожалению, ситуация вокруг ТРЦ «Ривьера» тому яркое подтверждение. Налоговая, несмотря ни на что, продолжает работу в своем духе, и этот никак не способствует улучшению в стране бизнес-климата и росту экономики. 

Автор: Инна Васильева, «Зеркало недели»

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011