ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




В заложниках у клерков
27.05.2017 / Газета: Одесские известия / № 37(4963) / Тираж: 18937

В Киеве состоялась встреча руководства Государственной службы Украины по безопасности на транспорте с членами Общественного совета. Проком­ментировать итоги и рассказать о проблемах моряков мы попросили члена Общественного совета, инспектора Украинского независимого морского профсоюза, профессора Бориса Бабина.

– У этой встречи была долгая предыстория, – начал он свои разъяснения. – Осенью 2016 года в морские профсоюзы Украины и в СМИ начали массово поступать жалобы от моряков и тренинговых центров на резкое ухудшение ситуации со сдачей экзаменов и получением квалификационных свидетельств, с выдачей документов капитаниями портов.

– О чем конкретно речь?

– До последнего времени Инспекция по дипломированию моряков оформляла документы на бланках, не соответствующих Манильским поправкам к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, сокращенно ПДНВ. Быстрый переход на новые бланки повлек за собой искусственно вызванный Инспекцией ажиотаж. Многие увидели в этом коррупционный подтекст: морякам нужны документы, они вынуждены переплачивать за срочность. Мы решили поднять эту проблему в рамках Совета, поскольку подготовка и дипломирование моряков напрямую связаны с безопасностью морского транспорта.

И тут началась почти детективная история. Поскольку на протяжении осени–зимы 2016 года заседания Общественного совета не проводились, мы стали добиваться его созыва для обсуждения названных вопросов. На наши требования руководство Общественного совета и самой Службы долго не реагировало, а в январе нынешнего года на сайте Укртрансбезопасности появилось сообщение о якобы уже состоявшемся 26 декабря 2016 года заседании Совета, на которое как минимум половину его участников никто не приглашал.

Члены Общественного совета обратились за разъяснениями, ведь порядок и процедура были нарушены. После чего было назначено еще одно заседание Совета – на 1 марта этого года. Его тоже явно кому-то не хотелось проводить по правилам – сообщение о заседании, его месте и времени появилось на сайте Укртрансбезопасности буквально за сутки до даты проведения. А когда мы собрались в назначенное время, оказалось, что заседание не состоится якобы из-за отсутствия кворума. Об этом нам сообщил председатель Общественного совета по телефону, лично пообщаться с нами он не захотел.

В этой неприятной ситуации члены Общественного совета были вынуждены обратиться непосредственно к председателю Укртрансбезопасности. На встрече с ним мы обсудили коррупционные риски и высказались против ряда инициатив Инспекции по дипломированию моряков.

– В чем их суть?

– В том, чтобы принимали экзамены и выдавали квалификационные документы не органы Инспекции, а отдельные, одобренные Инспекцией тренинговые центры. Понятно, что такая избирательность создает благоприятные условия для коррупции. Ведь избранные центры под крышей Инспекции будут просто штамповать дипломы. Это не устраивает ни добросовестных моряков, ни профсоюзы, ни учебные заведения. Это беспокоит также ряд тренинговых центров, заработка которых явно не хватит для попадания в группу «счастливчиков».

– А в чем состоит проблема с капитаниями портов?

– В некоторых капитаниях морякам рассказывают об отсутствии бланков. Но за небольшую материальную помощь и в порядке исключения бланки найдутся. У нас есть подобные жалобы.

– А что предлагаете вы для ликвидации или минимизации коррупции в этой сфере?

– Все должно быть прозрачно. Мор­ские профсоюзы предлагают учредить онлайн-учет бланков документов. Чтобы любой моряк смог сам на сайте получить данные о наличии бланков в конкретной капитании на сегодняшний день и самостоятельно планировать получение документов.

– Борис Владимирович, по мнению специалистов, наиболее острой проблемой сегодня является то, что Украина до сих пор не присоединилась к Конвенции о труде в морском судоходстве. Создает ли это риски для наших позиций на международном морском рынке труда, как это влияет на перспективы?

– Согласен, это сегодня наиболее важный вопрос, и его также обсуждали на встрече с руководством Укртрансбезопасности. До 1 января 2017 года законопроект о присоединении к Конвенции должен был попасть в Верховную Раду, но, как говорится, воз и ныне там. И это при том, что девяносто процентов мирового тоннажа и восемьдесят государств – участников морского рынка уже ратифицировали этот международный документ. Наша страна осталась единственной, которая массово поставляет на глобальный рынок труда своих моряков вне конвенции.

Украинский независимый морской профсоюз с 2010 года прилагает все возможные усилия для скорейшей ратификации. В 2014 году нам удалось заставить власти признать, что это необходимо. Ранее противники Конвенции говорили, что в ней содержатся слишком высокие требования, что нужны немалые бюджетные средства для реализации ее положений, что она не ко времени и так далее. Но уже в 2015 году ни один орган власти не выступал против.

Кроме того, тогда же было определено, что за подготовку к ратификации отвечает Министерство инфраструктуры Украины, а потом в Плане законодательных реформ были установлены сроки. Но законопроект до сих пор не просто не поступил из Кабмина в парламент, он и до Правительства не дошел, прочно застряв в стенах Мининфраструктуры. Есть все основания думать, что он умышленно блокируется чиновниками министерства.

Ратификация Украиной Конвенции является одним из требований Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. И буквально на днях Офис европейской интеграции обнародовал отчет об исполнении Соглашения в 2016 году. Там среди прочего указано, что законопроект о ратификации уже готов и согласован, хотя это ложь. Если чиновничьи игры будут продолжаться, мы обратимся непосредственно в органы ЕС.

И что самое печальное, ситуация с Конвенцией уже негативно сказывается на позициях Украины на международном морском рынке труда. По сравнению с 2014 годом страна потеряла около двадцати тысяч рабочих мест. На глобальном рынке спрос на моряков растет, а мы теряем позиции.

– И это выгодно нашим конкурентам...

– Да, к примеру, Российской Федера­ции. Если судовладелец выбирает между украинцем и россиянином, то он отдаст предпочтение последнему, ибо РФ ратифицировала Конвенцию о труде в морском судоходстве, а Украина – нет. То же касается филиппинских, индийских, индонезийских, китайских моряков.

Кроме того, стандарты Международной федерации транспортников (ITF) устанавливают минимальную зарплату на уровне 1800 долларов США. Но судо­владелец не заинтересован в том, чтобы нанимать украинских моряков на такую зарплату, так как ITF для моряков других стран фактически устанавливает стандарты ниже. Например, ITF часто закрывает глаза на то, что судовладелец нанимает моряков из Юго-Восточной Азии или из России на меньшую зарплату.

Представители морских профсоюзов Украины усматривают в таком подходе дискриминацию. Хотя нам известно, что даже в Украине некоторым, так сказать, «уважаемым» компаниям ITF позволяет набирать рядовых моряков на зарплату ниже 1800 по принципу «своим все, чужим – закон».

– Честно говоря, я впервые сталкиваюсь с такой критикой ITF. Ведь в обществе давно утвердилось мнение, что ITF – самая последовательная защитница интересов моряков.

– А я говорю о вещах практических, о том, что такая политика ITF сегодня отнюдь не в интересах украинских моряков. Ведь понятно, что в условиях системного кризиса в стране и со средней внутренней зарплатой в 300-500 долларов – лучше бы украинский матрос трудился под флагом за 1200 долларов в месяц и кормил свою семью, чем сидел на берегу без работы, мечтая о 1800. Присоединение Украины к Конвенции поможет дополнительно трудоустроить ежегодно несколько тысяч украинских моряков. Одесская область ежегодно теряет минимум 100 миллионов долларов заработанных моряками денег только из-за того, что какой-то клерк Мининфраструктуры держит под сукном законопроект о Конвенции.

В феврале 2017 года три крупных проф­союза моряков подписали меморандум о создании Украинской национальной платформы морских проф­союзов. Профсоюзы платформы подготовили и презентовали новый стандарт коллективного договора с иностранным судовладельцем; он разработан таким образом, чтобы отразить прежний позитивный опыт защиты моряков со стороны ITF, учесть требования Конвенции и нормы национального законодательства Украины. Но в отличие от нынешних боссов ITF, мы занимаем более взвешенную позицию в отношении заработных плат и отталкиваемся от шкалы, рекомендованной Международной организацией труда. Согласно ее требованиям, рядовой моряк должен получать не менее 1080 долларов в месяц. Стандарт коллективного договора получил позитивную экспертную оценку со стороны НИИ труда и занятости Минсоцполитики Украины.

Автор: Александр КУМАЙГОРОДСКИЙ

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013