ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




МУЗЕЙ — ЭТО МОДНО И УВЛЕКАТЕЛЬНО!
21.07.2017 / Газета: Время Ч / № 25(781) / Тираж: 15200

Еще совсем недавно многие считали музей чем-то архаичным — большие пустынные коридоры и залы с традиционными бабушками-хранительницами никак не ассоциировались с тем местом, где можно интересно провести время. В принципе, это неудивительно, ведь музеи — самые настоящие пришельцы из прошлого, из XIX века. Они ассоциируются с просвещением, хранением знаний и артефактов, наследия человеческой цивилизации. Но время жестко поставило перед современными музеями вопрос: насколько они могут удовлетворить потребности сегодняшнего человека? Притом не только потребности в получении тех или иных знаний, но и в общении, отдыхе, обучении.

Для украинских музейщиков примером здесь стал опыт их европейских коллег. Великие музеи мира, такие как Лувр или Британский музей, традиционно являются местами притяжения публики. Музеи такого уровня — основные достопримечательности своих городов, так как в них собраны по-настоящему великие коллекции. И, наверное, не случайно в последние десятилетия мир переживает то, что в прессе принято называть музейным бумом.

Притом музеи востребованы не только за счет того, что люди больше интересуются историей. Музеи становятся востребованными, потому что они предлагают совершенно иной тип времяпрепровождения, нежели традиционная музейная экспозиция. Сегодня в музеи хлынул поток новых технологий и новых практик, есть множество совершенно неожиданных технологических прорывов, которые мы наблюдаем в музеях. Наиболее наглядный пример — Лувр со своей знаменитой пирамидой, сделанной из стекла и служащей входом в музей, через которую ежегодно проходят миллионы любителей старины. Это творение, символизирующее связь времен, стало такой же достопримечательностью музея, как Джоконда, и главным ориентиром книги Дэна Брауна «Код да Винчи».

В Национальной галерее в Лондоне вы можете сдать детей в специальную комнату, где им расскажут о картинах, научат рисовать, писатели почитают им вслух свои собственные произведения. Вы можете не беспокоиться о своих чадах вплоть до возвращения из видеокомнат, кафе и курилки...

Вместо привычного экскурсовода в музеях появились аудиогиды и системы самостоятельного ориентирования в пространстве. А в Дарвиновском музее повсюду стоят компьютеры, подключенные к Интернету, и каждый желающий может воспользоваться услугой «гид-путеводитель» и самостоятельно изучить динозавров и прочих доисторических животных... Так что музейное искусство давно перестало быть скучным и несовременным. Новые технологии так или иначе присутствуют на самых консервативных экспозициях, а музеи приобретают статус арт-клубов, объединяющих вокруг себя молодежь. Благодаря информационным и медийным технологиям музеи ищут ответы на вызовы современности и пытаются облечь их в форму, максимально пригодную для использования нашими современниками.

Судя по всему, одесскими музейщиками такое решение найдено. Это возвращение в музей его творческой природы. Сегодняшний музей — это музей не просто историко-культурной среды, это музей, создающий среду творчества, арт-клуб, объединяющий любителей самых разных форм искусства.

В Одесском историко-краеведческом музее — одном из самых больших на юге Украины, ежегодно принимающем порядка четверти миллиона посетителей, основное здание которого находится в историческом центре Одессы — на Гаванной, 4, всегда интересно и комфортно одесситам всех поколений. Здесь очень много неожиданного и непривычного для тех, кто привык к традиционному музею, в который нас приводили во время учебы в школе.

Первая неожиданность — летний удлиненный график работы, введенный на самое жаркое время — с 19 июня по 29 августа.

Толпы детей и взрослых перед музеем в выходные дни, когда народ предпочитает нежиться на пляжах, — еще одна неожиданность. Это пока еще не слишком привычно для нас. Хотя, в принципе, все очень просто, еще одна новая музейная традиция — творческая мастерская «Арт-терапия предков» в краеведческом музее приглашает на занятия. Все желающие могут посетить занятия по песочной анимации или же мастер-класс по биокерамике/валянию шерстью/бумаге-пластике и петриковской росписи. На групповые и индивидуальные занятия для детей и взрослых спрос настолько высок, что приходится проводить их на условиях предварительной записи — проблема нехватки места становится все более актуальной...

Музейщики шутят — у них уже возник своеобразный фан-клуб, состоящий из юных посетителей. А как может быть иначе, если, к примеру, автор работ, представленных в одной из экспозиций — «От истоков до изящества»: орнаментальных украшений, ажурных вышивок, мотанок, рукодельного кружева, Людмила Симоченко прямо в музее проводит интересный мастер-класс по технике оригами, в котором все желающие под руководством мастерицы могут создать собственные шедевры.

Формирование у молодежи чувства причастности к историческим событиям — это то, чем музейщики тоже занимаются очень успешно. Можно сказать, что здесь имеется настоящий временной портал — а как назвать иначе уникальную экспозицию, посвященную обороне Одессы, где посетители поднимаются на стилизованную палубу военного судна? Или выставка «Командир легендарной батареи», рассказывающая о нелегком жизненном пути командира 411-й береговой батареи Ивана Николаевича Никитенко. Под его командованием батарея прославилась в дни 73-дневной обороне Одессы 1941-го и нанесла наступающим румын-ским войскам большие потери. Параллельно выставка знакомит с судьбой самого военного укрепления до его преобразования в мемориальный комплекс, где она и расположена.

Уникальна и проведенная выставка «Военный совет Одесского оборонительного района в 1941 году», познакомившая одесситов с деятельностью членов военного совета Одесского оборонительного района во время обороны Одессы с 19 августа по 16 октября 1941 года. Это был решающий момент мобилизации всех сил и средств Одесского оборонительного района в защиту города, организации производства военной продукции на предприятиях, а также разработки плана комбинированного удара 22 сентября 1941-го, вошедшего в историю как Григорьевский десант, эвакуации войск Приморской армии в ночь с 15 на 16 октября 1941 г. на Крымский полуостров — вот далеко не полный перечень вклада этих людей в оборону Одессы...

Расположенный в центре старой Одессы, по соседству с Горсадом и Художественным училищем, музей стал своеобразной Мекккой и для почитателей так называемых «сиреневых сезонов» Костанди, среди которых — почтенные одесситы, слушатели Университета третьего возраста. В частности, в нынешнем году исполнилось 165 лет со дня рождения Кириака Константиновича Костанди — выпускника Одесской рисовальной школы и Академии искусств в Санкт-Петербурге, директора Городского музея изящных искусств (ныне — Одесский художественный музей). Костанди в своих произведениях воспевал изящную и лирическую красоту одесского пейзажа, неоднократно изображая пригороды Одессы с буйно цветущими кустами сирени. На выставке «Сирень», ставшей своеобразной данью памяти Учителя, воспитавшего плеяду одесских художников, в Выставочном зале Одесского историко-краеведческого музея были представлены работы преподавателей и студентов художественных специальностей учебных учреждений г. Одессы — активных участников фестиваля «Сирень-2017», работы одесских художников, выполненные во время пленэра. Также в рамках выставки состоялся поэтически-музыкальный вечер.

Кстати, музыка — это еще один бренд команды историко-краеведческого музея, привлекающий к нему большое количество одесситов, живо интересующихся историей и современностью. Во время традиционной международной музейной акции «Ночь в музее», помимо презентации нового издания «Вестник Одесского историко-краеведческого музея», открытия обновленной экспозиции, работы в творческой мастерской и игры в квесты, для всех гостей дали великолепный концерт артисты Одесского национального академического театра оперы и балета.

А среди музейных сенсаций — и это то, что традиционно во многих музеях Европы, — съемки популярных телешоу в музейных залах. В Одесском историко-краеведческом съемка телешоу канала 1+1 «Міняю жінку» вызвала колоссальный наплыв посетителей, По условиям проекта выбираются две семьи (нередко из разных стран) и героини едут на одну неделю в другую семью играть роль жены и мамы. Такой шанс получила студентка истфака университета, поехавшая в семью на остров Фиджи в Тихом океане. На её место в её семью в Одессе приехала девушка, которая и участвовала в съёмках у нас в музее. Сенсацией стала и акция «Селфи в музее!», в ходе которой все желающие могли сфотографироваться на фоне понравившихся музейных экспонатов, а лучшие фото были выставлены на сайте музея. Своих фанов имеет и постоянная рубрика на музейном сайте, рассказывающая о том, что происходит в элегантно-красивом музейном дворике, где практически круглогодично цветут редкие растения, регулярно проходят интересные мероприятия для юных одесситов и любят встречаться за чашкой чая представители интеллектуальной элиты города.

Так что если мы раньше считали, что музеи пересказывают историю с использованием реальных предметов, экспонатов и документов, то сегодня современные европейские музеи работают совершенно по-другому. В них нет пересказа, но есть иной тип коммуникации, диалога с посетителем. И успехи одесских музейщиков на этом пути неоспоримы.

Автор: Мария МИХАЙЛОВА

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012