![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
ФАЗИЛЬ АСКЕРОВ: «ГРЕШНО НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОДЕССКОГО РЕГИОНА»
![]() 29.09.2017 / Газета: Порто-франко / № 36(1380) / Тираж: 22000
В советские времена многие одесситы каждое лето сетовали на «понаехавших»; дескать, забиты все пляжы, магазины и столовые, на Дерибасовской яблоку негде упасть... Сегодня туристов ждут как манну небесную; это заработок для десятков тысяч местных. Да и городскому бюджету кое-что достается... Пожалуй, никогда еще в нашем городе и области не уделяли столько внимания туристической отрасли (а это именно отрасль, в которую вовлечены миллионы людей и в которой «крутятся» миллиарды денежных единиц... Но и проблем у нее в нашем регионе тоже немало... Что нужно делать для развития туризма в Одессе и области? Какова в этом роль территориальных громад? Как используется европейский опыт и как влияет евроинтеграция? Откуда брать кадры для туристической отрасли? Эти и другие темы мы обсуждали с одним из ведущих экспертов, председателем Ассоциации развития туризма в Одесской области Фазилем АСКЕРОВЫМ. Нужна программа на десять лет вперед - Многие из новосозданных объединенных территориальных громад (ОТГ) ищут источники пополнения своих бюджетов в привлечении туристов. В какой степени это может повлиять на развитие туристической отрасли? - Прежде всего следует уяснить, что ни один, даже самый туристически привлекательный, регион не может развиваться на сто процентов самостоятельно. Поэтому децентрализация может быть эффективной с интересующей нас точки зрения только при наличии стратегического плана туристического развития области как минимум лет на 10 вперед. Тогда в этом едином плане каждая громада сможет найти свою туристическую привлекательность и начать вести переговоры по привлечению инвестиций. Только при наличии такого единого плана можно добиться того, чтобы громады не конкурировали между собой за туристов, а дополняли друг друга для повышения общей привлекательности нашей области и конкуренции на более глобальном уровне. Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу пример. Есть в нашей области три очень известных и привлекательных для туристов места: сама Одесса, Белгород-Днестровский с его легендарной крепостью и «украинская Венеция» — Вилково. Они сегодня не связаны между собой как туристический продукт. Между тем можно составить такой маршрут, чтобы туристы сначала посмотрели пару дней Одессу, потом переехали на день в Белгород-Днестровский, посетили крепость и центр культуры вина «Шабо», по хорошим дорогам отправились в Бессарабию, включая Вилково, уникальный национальный природный парк «Тузловские лиманы», города Болград и Измаил, а потом вернуться обратно морским путем. Такие туры — это продукт объединения, который может конкурировать не только на национальном, но и на международном уровне. Или возьмем два потенциально очень привлекательных объекта: национальные природные парки — Нижнеднестровский и «Тузловские лиманы». Сегодня они вообще не задействованы в региональном туризме: суммарно за год оба парка посетило порядка 500 туристов. Это же курам на смех! Аналогичные нацпарки в странах Евросоюза принимают сотни тысяч туристов в год, не говоря уже об Америке, где счет туристам идет на миллионы. И у нас эти объекты могли бы обслуживать, как минимум, десятки тысяч туристов. Вместо этого парки — такие себе заповедники браконьерства... - То, о чем вы говорите, вроде бы лежит на поверхности. Да и примеров в Европе, той же Польше, Чехии, Румынии (сознательно беру только страны, сравнимые с Украиной), пруд пруди. Почему же у нас не пользуются такими возможностями? - Все потому же: нет стратегического видения развития туризма в области с прицелом на 10-15-20 лет. Простой пример: туристический бюджет всей Одесской области — четыре миллиона гривен, а за год наш регион принимает от трех до четырех миллионов туристов, и расходы по одной гривне на каждого гостя — это просто неприлично... Между тем согласно исследованиям, создать рабочее место в сфере туризма в 3-4 раза дешевле, чем в любой другой сфере. И оно окупается в четыре раза быстрее, чем в промышленности. Рентабельность туризма гораздо выше, чем в любом другом бизнесе. Поэтому просто грешно не использовать такой потенциал... В каждом районе можно придумывать свои события - Хорошо, но кто именно должен этим заниматься? Государственная структура или, как сейчас модно, общественная? - Я думаю, что областная программа должна разрабатываться на уровне облгосадминистрации, поскольку на первых порах для ее реализации потребуется определенное финансирование, а многие районы при предложении инвестировать в туризм (даже поездку на выставку), кричат, что у них нет денег на лампочки в школе. В этой областной программе должно быть предусмотрено обучение глав райадминистраций, райсоветов, специалистов экономического блока райадминистраций, сельских голов, чтобы они поняли пользу туризма и что следует делать для его развития в своем районе или громаде. Это тоже должно решаться на уровне облгосадминистрации... Но эта программа должна формироваться снизу вверх. Чтобы в ней были лучше и полнее учтены особенности каждой территории, возможности каждой громады. К примеру, есть такое село Удобное, где много лет выращивают прекрасные персики. Почему бы там не проводить праздник День персика?! Вот еще пример. Три года назад мы вместе с активистами и администрацией Беляевского района придумали несколько интересных туристических событий для региона, связанных с его особенностями. В Нерубайских катакомбах прошел фестиваль «Арт-катакомбы», который попал в список самых оригинальных фестивалей 2016 года. Следующим должен стать фестиваль «Где раки зимуют», тут могут быть представлены все села, которые расположены вокруг Маяк, с их продукцией — помидорами, квашеной капустой, салатным листом, солеными огурцами и, самое главное, раками. Но в который раз нет денег для проведения такого же яркого события областного масштаба. В селах находят средства на празднование своих Дней, но они не представляют никакого интереса для туристов, а если поддержать их на уровне области финансово и организационно, то можно получить яркий и привлекательный продукт для туристов. - Какой в этом плане видится вам роль объединенных громад? - Первое — это подготовка планов, чтобы инвестору было интересно в этом регионе что-либо делать. Второе — объединение своих участников, чтобы громада могла выходить единым маркетинговым продуктом на общеукраинский рынок. Причем это может быть бизнес одновременно и туристический, и аграрный. Опять-таки пример из опыта ЕС. Многие жители Германии едут в Грецию не погулять, а на сбор апельсинов. И на продаже таких экотуров можно заработать больше, чем непосредственно на выращивании и продаже этих фруктов. Так и к нам жители Киева, Харькова, других городов могли бы приезжать на сбор персиков, винограда, клубники... Мы ничего нового в туризме, скорее всего, не придумаем. Но использовать наши возможности, чтобы создать качественный туристический продукт, мы должны. - А какие европейские формы привлечения туристов можно использовать в Одесской области? - На сегодняшний день объединенные громады могут выделять земли для туристических продуктов, могут выступать на туристических выставках, могут организовывать мероприятия, интересные для приезжих... В Испании, во Франции, в Италии есть кластерная экономика: туризм вокруг отраслевых предприятий; у нас такое тоже возможно, хотя бы вокруг «Шабо», и этот шанс нужно использовать. Кластер винного туризма — это главная цель производителей вина и туристической отрасли. Увы, но у нашего общества есть большая беда — неумение объединяться вокруг общей цели. Евросоюз ничего не сделает за нас - В Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС туризму посвящен целый раздел. Может ли это как-то подтолкнуть развитие туризма в Украине, нашем регионе? - Евросоюз готов двигать нас в глобальных вопросах. Но, если мы не готовы двигаться в направлении развития регионального и сельского туризма, то никакой Евросоюз без нас и вместо нас ничего не сделает. Есть огромное количество таких проектов, которые ЕС готов финансировать; но опять-таки — совместно с громадами и администрациями. Если они не вложатся в проект, то ЕС ни копейки на него не даст, там готовы выделять средства только при условии софинансирования. - Но потянут ли наши громады софинансирование таких серьезных проектов? - Потянут! Просто нет смысла начинать с миллионных проектов. Достаточно начать с маленьких; если проект требует, скажем, 50 тысяч долларов инвестиций, то громаде нужно будет выделить хотя бы 5 тысяч: 10% — это минимальный уровень софинансирования, с какого ЕСовские программы начинают работать. Вот с таких проектов можно начинать, а дальше уже смотреть на экономическую целесообразность и так далее. - Где кадры брать? - Да, проблема кадров с каждым годом становится все острее... С одной стороны, в Одессе целых пять вузов готовят специалистов в сфере туризма: ОНУ им. Мечникова, Экономический университет, Академия пищевых технологий, Экологический университет и МГУ. Они ежегодно выпускают сотни специалистов, но, как правило, оторванных от реальной туристической практики. В европейских вузах приглашают вести занятия действующих практиков — управляющих отелями, шеф-поваров... В этом направлении пошли и у нас Академия пищевых технологий и Экономический университет. Но без наличия собственной базы все равно многие студенты познают свою специальность лишь на уровне теории. Экономическому университету, скажем, нужен свой отель, где студенты смогут проходить практику с самого «низа» до самого «верха»... Пищевой академии нужен свой ресторан — так работает большинство учебных заведений в Австрии, во Франции, в Швейцарии. Там каждый вуз, готовящий специалистов для ресторанной или отельной сферы, имеет свой отель или ресторан, где студенты проходят практику. Стратегическая цель — туристы из Европы - Насколько вообще велик туристический потенциал оесского региона? - При нормальном планировании и организации к 2020 году мы могли бы принять шесть миллионов туристов. К 2025-му можно говорить о восьми миллионах. Однако нельзя просто взять и запланировать увеличение потока туристов на миллион в год. Ведь многие вопросы вообще следует решать на государственном уровне: увеличение количества поездов, авиарейсов, улучшение качества трасс... Мы могли бы привлечь немало туристов из восточной Украины, но люди, которые раньше ездили в Крым, не приехали к нам, потому что им сюда очень сложно добраться. Из Харькова идут на Одессу, считайте, полтора поезда: один — ежедневный, второй — через день. Из Днепра — всего один поезд в день... А это регионы, где проживает более шести миллионов! И наверняка многие из них хотели бы лето провести в Одессе, но физически доехать не могут: дороги очень плохие. Правда, в последний год на устройство дорог в нашей области выделена большая сумма, но ее надо грамотно использовать. Помнить, например, что туристически привлекательный регион не всегда находится на главной трассе. Иногда нужны отклонения в сторону на несколько километров — и это надо учитывать при разработке планов. И так далее... В последние годы к нам все больше приезжают туристы из Белоруссии; планируем, что в следующем году их будет миллион. Но, опять-таки, нужно для их привлечения многое сделать: облегчить прохождение границы, чтобы люди не стояли там часами; обеспечить тот уровень безопасности, какой они имеют у себя на родине. Белорусы удивлены тем, насколько небезопасно в курортных регионах: говорят, что у нас мало видимых полицейских. Их и в самом деле должно быть больше, туристы должны чувствовать безопасность. А наша стратегическая цель сейчас — это привлечение туристов из европейских стран. Балтия, Скандинавия — у стран этих регионов нет своего теплого моря, поэтому мы должны стать для них ближайшим теплым морем. Для чего нужен соответствующий уровень сервиса и «туристопроводов». Мы можем и должны привлекать молодежь из Чехии, Словакии, Польши и Германии, где тоже нет своего теплого моря. Пенсионеры из этих регионов к нам, конечно, не поедут — они любят комфорт. Но молодежь готова жить не так комфортно: для них важна цена, важна свобода. Вообще, Украина для Европы — terra incognita. Из миллиарда европейцев в Украине побывало где-то полпроцента. И, чтобы мы стали для них открытой зоной, мы должны, кроме всего прочего, участвовать в международных выставках. За последний год впервые на всех выставках — в Киеве, Кишиневе, Минске, Берлине, Китае, Азербайджане — Одесская область была представлена единым стендом. На следующий год планируются девять выставок, где будет представлена наша область. Мы должны рекламировать и в Украине единый потенциал Одесской области — Сергеевку, Затоку, Приморское, Санжейку, Грибовку, Фонтанку. Мы должны рекламировать события, которыми Одесса славится: кинофестиваль, фестиваль классической музыки, который организует Алексей Ботвинов, концерты мировых «звезд» в Оперном театре. Нужно рекламировать Оперный не только как архитектурный объект, а как место грандиозных культурных мероприятий. Привлекать «звезд» мирового уровня не только в Одессу, но и для выступлений в Белгород-Днестровской крепости, в Затоке, Сергеевке... Есть и объекты, которые можно рекламировать через события с участием мировых «звезд». На выступлении Дэвида Гэтты на пляже в Бразилии собрались два миллиона зрителей. Конечно, частный инвестор организацию такого рода фестивалей не потянет — поэтому власть должна сделать все, чтобы не только сохранить имеющиеся фестивали, но и создавать новые. Какой-нибудь фестиваль рыбалки на Днестре тоже может привлечь несколько тысяч человек. Но опять-таки: инвесторы дают деньги только тогда, когда власть выступает в качестве соучредителя и соорганизатора. И главное: туризм может стать не только одной из самых эффективных сфер деятельности, но и стимулятором развития всей экономики региона. Просто надо любить туристов. Автор: Беседу вел Александр ГАЛЯС.
|
Пошук:
![]() ![]() ![]() Игорь Коваль
У подкасті одеських полiтологiв «Дискусійний клуб Ігоря Коваля» говоримо про роль Китаю у світі та що це означає для України.
Дивіться зараз!
![]() ![]() ![]() Одеська національна наукова бібліотека підготувала різноманітну програму на жовтень: від книжкових виставок до мовних клубів і культурних подій.
![]() Останні моніторинги:
00:00 30.09.2025 / Чорноморські новини
![]() 00:00 30.09.2025 / Чорноморські новини
![]() 00:00 30.09.2025 / Чорноморські новини
![]() 00:00 30.09.2025 / Чорноморські новини
![]() 00:00 30.09.2025 / Чорноморські новини
![]() |
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.034 |