ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Весостроение: развиваться, сохраняя традиции
10.10.2017 / Газета: Одесские известия / № 75(5001) / Тираж: 18937

Недавно из Киева, Запорожья, Броваров, Славянска и других городов Украины в Одессу приехали для встречи руководители предприятий, производящих весоизмерительное оборудование. Поводом для заинтересованного диалога стало 25-летие одного из лидеров украинского весостроения – одесского технического научно-производ­ственного центра «ТОМ» («Точное определение массы»).

Не только морские ворота…

Как известно, Одесса в свое время была не только морскими воротами страны, но и центром машиностроения. Достаточно вспомнить такие гиганты отрасли, как завод сельскохозяйственного машиностроения ЗОР, Одесское станкостроительное производственное объединение, именуемое в обиходе «Радиалка», объединения «Микрон», «Кислородмаш» и «Холодмаш», заводы «Центролит», «Продмаш», «Станконормаль»...

Что же касается производства весов, то на улице Иванова (ныне Дальницкая) располагался единственный в стране завод тяжелого весостроения имени

П. Старостина. Позже, когда стали создаваться производственные объединения, он получил название ПО «Точмаш», передислоцировавшись на ул. Фрунзе (ныне Балковская).

К сожалению, почти все из перечисленных предприятий прекратили свое существование либо существуют, как говорится, на бумаге, сдавая производственные площади в аренду.

Но все это – день вчерашний. А что сегодня?

Пример ТОМа, созданного в 1992 году, в первый же год независимой Украины, свидетельствует о том, что даже в сложных экономических условиях можно выпус­кать промышленную продукцию, которая будет иметь спрос на рынке. А с учетом реализации в Украине государственной программы по восстановлению и развитию дорожной инфраструктуры потребность в массовом производстве точных весов, с помощью которых можно было бы контро­лировать, к примеру, вес, перевозимый грузовым автотранспортом, возрастает.

Делали, что умели

Но прежде чем говорить о перспективах, коллеги вспоминали события четвертьвековой давности.

– Создавая вместе со своим партнером Анатолием Григорьевичем Цимбалюком новое предприятие, долго думали над тем, чем будем заниматься, – рассказывает учредитель ТНПЦ «ТОМ», кандидат технических наук Михаил Никитинский. – Я сказал ему тогда: «Давай заниматься тем, что нам знакомо и что мы умеем». И мы начали выпускать весы – и небезуспешно. При создании фирмы руководствовались принципом, суть которого в том, что предприятие должно развиваться по инновационному пути, выпуская продукцию, которую до нас еще никто не производил. И действительно, в первые же годы независимой Украины мы выпустили автомобильные, затем вагонные весы, потом весы, измеряющие вес при движении вагонов и даже оснащенные системой распознавания номеров вагонов при их движении, оборудованные компьютерной техникой и серьезным программным обеспечением.

Но без основательной научной поддержки и новых разработок ученых своей альма-матер (некогда руководитель центра «ТОМ», выпускник одесского политеха, работал в институте на кафедре подъемно-транспортных машин) было не обойтись.

– В 1993 году, когда я возглавлял кафедру вычислительных машин, которую позднее переименовали в кафедру с интригующим названием КИСС – компьютерных интеллектуальных систем и сетей, мне позвонил Михаил Павлович Никитинский и предложил разработать новую серию приборов, – рассказывает Николай Копытчук, бывший проректор Одесского национального политехнического университета. – Мы сколотили на кафедре творческую бригаду и начали работать. У Никитинского были хорошие механики, которые умели встраивать датчики, строить весовые платформы, аксессуары для весоизмерительной техники, но точной цифровой аппаратуры еще не было.

Считаю, что десятилетие с 1993-го по 2003 год было самым счастливым в моей жизни – мы действительно творили, выпуская каждые два-три месяца новый прибор. Было что показать и чем похвастать. Помню, как в 1997 году наш стенд на выставке, проходившей в Украинском Доме в Киеве, посетил Президент Леонид Кучма. Он с сопровождавшими его официальными лицами подошел к стенду, постоял и собирался уходить. Но я объяснил ему, что у нас все приборы в рабочем состоянии, предложив Президенту проверить свой вес на новейшей технике. И он, не колеблясь, согласился, после чего его примеру последовали все министры, руководители областей.

Науку не предали

– Каковы перспективы украинской весостроительной отрасли?

– Убежден, что у наших производителей весов есть будущее. Недавно, кстати, археологи откопали фрагменты весового устройства, которому больше миллиона лет. Весы будут вечно, хотя бы потому, что без знания точного веса невозможны торговля и в целом развитие экономики любого государства.

Конечно, сегодня мы можем только сожалеть о прежних достижениях. По статистике, Украина к началу-середине 80-х годов занимала первое место в мире по концентрации научно-технического потенциала. Ведь всю промышленную продукцию, включая космические ракеты, суда и тому подобное выпускали у нас.

Но сегодня в стране есть частные предприятия, во главе которых остались фанаты своего дела, люди, которые не пошли в торговлю или банковскую сферу, приносящие быстрые деньги, а остались преданы избранной научно-технической профессии. Один из них – Михаил Павлович Никитинский, создавший предприятие, которое выпускает необходимую стране продукцию.

В связи с этим достаточно привести такой факт: ТНПЦ «ТОМ» на протяжении многих лет выигрывает проводимые НАЭК «Энергоатом» тендеры на поставку систем дистанционного контроля усилий канатов натяжения для энергоблоков украинских АЭС. В напоминание об этом на юбилейном вечере одесским весостроителям вручили символический подарок – макет реактора Запорожской атомной электростанции.

С учетом стандартов ЕС

– Нашему предприятию в этом году тоже 25 лет, – сообщил мне соучредитель группы компаний «Мир весов» (Киев – Бровары) Сергей Синегуб. – Мы давно сотрудничаем со своими одесскими коллегами. И можно сказать, что вместе стояли у истоков весостроения независимой Украины, совместно создавали Ассоциацию украинских весостроителей «Укрвага», входящую в CECIP – Европейскую ассоциацию производителей весового оборудования.

Сегодня ситуация на внутреннем рынке непростая, в связи со всеми социальными катаклизмами и общим состоянием экономики, но жесткой конкуренции все же нет. Каждое предприятие заняло свою нишу на рынке: одни специализируются на автомобильных весах, другие на вагонных, третьи на оборудовании для АЭС, на поставках комплектующих к электронике и так далее.

И в целом у нас получается выпускать в Украине качественную продукцию, которая готова быть достойно представлена на внешнем рынке.

– И все же директора наших предприятий стараются покупать дорогое европейское весовое оборудование, игнорируя призывы поддержать отечественных производителей. Как сломить их менталитет?

– Очень просто. Для этого нужно принять европейские стандарты качества и выпускать продукцию по требованиям Евросоюза, а не по тем, которые существуют в Украине. Когда мы полностью перейдем на стандарты ЕС, то наша продукция, – нимало не сомневаюсь, – будет не хуже, чем немецкие, датские, финские весы. У нас очень много разработок в области весостроения, но если мы не перестроимся под требования рынка, не изменим подходы, то не сможем конкурировать с западными производителями и с каждым годом будем отставать. Но уверен, что этого не произойдет, пока в Украине есть специалисты, которые следят за достижениями науки и стремятся внести в дело что-то свое.

Автор: Таквор Оганесян

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011