ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Добротная «одежда» для дорог области
21.10.2017 / Газета: Одесские известия / № 78(5004) / Тираж: 18937

Сегодня каждому понятно, что без научных достижений, инновационных разработок и проверенных временем технологий добиться успехов в экономической и производственной деятельности невозможно. Особенно актуальна данная аксиома при строительстве и капитальном ремонте дорог.

Одесская государственная академия строительства и архитектуры (ОГАСА), где готовят специалистов по проектированию и строительству дорог и аэродромов практически для всего юга Украины, охватывая территорию Одесской, Николаевской и Херсонской областей, уже на протяжении многих лет успешно сотрудничает с предприятиями дорожно-строительной отрасли.

Об участии одесских ученых в решении дорожных проблем региона, практическом применении их разработок, использовании при строительстве дорог прогрессивных материалов рассказал в интервью «ОВ» заведующий кафедрой проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, академик академии строительства Украины Андрей МИШУТИН.

С учетом климата, почвы и сейсмики

– Андрей Владимирович, сегодня на развитие дорожной инфраструктуры Одесского региона выделены немалые средства. Руководство области планирует в течение ближайших двух-трех лет привести дороги в надлежащее состояние. Один из основных объектов – магистральная трасса Одесса – Рени. В чем особенность проводимого там капремонта и с какими проблемами сталкиваются строители в ходе работ?

– Территория, через которую проходит дорога Одесса – Рени, как и вся наша область, находится в сложных климатических условиях. Ведь у нас большие перепады температуры – от минус 20-25 зимой до плюс 40-50 градусов летом. Если в северных регионах Украины снежный покров сохраняется два-три месяца, то у нас на поверхности земли замораживание чередуется с оттаиванием. А это, естественно, негативно отражается на состоянии дорожного покрытия и ведет к его разрушению. Поэтому к земляному полотну наших дорог и самой «дорожной одежде» предъявляются повышенные требования.

Сказываются и геологические условия области. У нас преобладает суглинистая почва, то есть содержащая глину и песок с преобладанием глины. А это значит, что в период дождей эти породы могут давать осадку до 50% своей высоты.

Кроме того, нельзя забывать, что юг области – это сейсмическая зона. Если в Одессе уровень сейсмичности составляет семь баллов, то в Измаиле он доходит до восьми-девяти. Все перечисленные условия и факторы требуют дополнительных вложений и усилий специалистов при проектировании и строительстве автомобильных дорог.

– Какие же варианты дорожного строительства с учетом климата, геологии и сейсмики наиболее предпочтительны?

– Мы не раз обсуждали вопросы, связанные с разработкой требований к земляному полотну и «дорожной одежде», с руководством Службы автомобильных дорог Одесской области. Сегодня для укрепления земляного полотна успешно используются геосинтетические материалы, так называемые георешетки, позволяющие на сложных в плане геологии грунтах полотну не расползаться. Такие материалы создают достаточно плотную структуру, на которую можно положить нормальную «дорожную одежду» из асфальтобетона в соответствии с требованиями, предъявляемыми к международной трассе. Сначала идет подготовительный слой, а потом сверху – два-три слоя тонкослойного асфальтобетонного покрытия.

Выручит геосинтетика

– Ведутся ли на кафедре соответствующие научные разработки?

– Конечно. Данной тематике были посвящены две кандидатские диссертации, причем одна из них – цементобетонным дорогам. В частности, группа доцента кафедры, кандидата технических наук Василия Владимировича Смолянца участвовала в разработке дороги «Север-Юг». Вначале был рассмотрен вариант «дорожной одежды» из асфальтобетона, а затем – предложено использование цементобетона. Хотя он и удорожает строительство на десять процентов, но с точки зрения эксплуатации себя вполне окупает, поскольку у цементобетона более продолжительный межремонтный период. После согласования с Облавтодором на кафедре были разработаны рекомендации по технологии приготовления и применения цементобетона для дороги «Север-Юг». Мы предложили использовать его и на трассе Одесса – Рени. Но дело в том, что там речь идет не о строительстве новой дороги, а о ремонте и восстановлении дорожного полотна. Поэтому наши предложения были направлены на усиление «дорожной одежды» (с применением геосинтетики и материалов повышенного качества) с тем, чтобы повысить долговечность трассы.

И вновь о проблеме качества

– Отдельная тема – качество дорожного полотна. Например, одесские перевозчики, обслуживающие областные автобусные маршруты, сетуют, что даже недавно отремонтированные дороги за очень короткий срок вновь приходят в негодность.

– Если в течение гарантийного срока начинается разрушение, подрядчики должны бесплатно, за свой счет, произвести восстановление дорожного полотна и «дорожной одежды». Качество материалов, так же, как и качество выполненных работ, контролирует служба технического надзора. Кстати, сотрудники нашей кафедры, пройдя подготовку на семинарах и получив соответствующий сертификат, также имеют право осуществлять такой технический контроль. Поэтому городские и областные структуры нас тоже иногда привлекают к проверке качества работ уже после их завершения.

– Все же почему, несмотря на столь надежную систему контроля и надзора, качество уже выполненных работ на ряде инфраструктурных объектов оставляет желать лучшего?

– Дело в том, что дорога Одесса – Рени хоть и относится к первой (1а и 1б) категории, но там также действует требование по максимальной грузоподъемности, для которой предназначено это покрытие. Как известно, сейчас в области проводится работа по установке на трассах весоизмерительного оборудования с целью конт­роля перегруза. Поскольку при значительном перегрузе транспорта требование по максимальной грузоподъемности не выполняется, то это и ведет к интенсивному разрушению дорожного полотна.

– Тем более, что за последние десятилетия нагрузка на наши дороги возросла в несколько раз…

– Безусловно. За эти годы значительно возросли не только интенсивность движения, но и масса самих автомобилей и объемы перевозимых ими грузов. Все это требует усиления «дорожной одежды». Ведь наши дороги были приспособлены для одной массы и количества машин, а сейчас нагрузки возросли в разы. Поэтому разрушение дорог идет более быстрыми темпами, чем это было предусмотрено проектными решениями и первоначальными расчетными нагрузками.

Нужны ноу-хау

– И здесь, наверное, опять же многое будет зависеть от того, насколько успешно украинские ученые, включая сотрудников вашей кафедры, будут вести разработки и поиск новых технологий дорожного строительства, предлагать какие-то ноу-хау…

– Четыре аспиранта кафедры и два докторанта сейчас как раз и занимаются разработкой новых материалов, более долговечных, повышенной прочности и по коррозионной стойкости. Последнему фактору тоже уделяется внимание, так как дождливой осенью, и особенно в зимний период, мы посыпаем дороги солями и другими веществами, поэтому они должны быть устойчивы к ним с учетом замораживания и оттаивания полотна.

На кафедре разработаны рекомендации и по цементобетонной «дорожной одежде». Одна из наших аспиранток – Александра Твердохлеб – разрабатывала модификаторы для асфальтобетона. Сегодня, после окончания аспирантуры, она работает на Одесском асфальтобетонном заводе, внедряя на предприятии наши предложения по усилению конструкций асфальтобетона с целью уменьшения «колейности». Речь идет о колее, которую вследствие повышенных нагрузок оставляют после себя большегрузные автомобили. Учитывая это, мы предлагаем введение в асфальтобетон новых, более сильных, модификаторов и применение полимерной фибры, способствующих улучшению прочностных характеристик асфальтобетона.

Кстати, и наши дипломники занимаются исследованием не только дорожных покрытий, но и разработкой конструкций уширения дорог с целью строительства платных автотрасс. В частности, было предложение об устройстве перехода через Днестровский лиман, предусматривающее как строительство моста, так и подводного автотранспортного тоннеля.

– Принимают ли сотрудники вуза участие в реконструкции моста в районе села Паланка?

– Самое активное. Наша академия занималась обследованием и разработкой рекомендаций по сваям, конструкциям и усилению сооружения. Помогали нам и геологи с кафедры оснований и фундаментов ОГАСА, проводившие испытания грунтов и свай.

Автор: Таквор Оганесян

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Сергій Токарєв розказав про заходи, що покращать стан українського IT-сектору
Втрати контрактів та складнощі із залученням іноземних інвестицій — це ті виклики, з якими сьогодні найчастіше стикаються українські IT-компанії. На цьому наголошує Сергій Токарєв — IT-інвестор та бізнесмен, співзасновник інвестиційної групи Roosh. На його думку, становище вітчизняного сектору може покращити активний міжнародний іміджбілдинг.

SHABO провело серію дегустацій Великих вин України
Одне з провідних українських виноробних підприємств SHABO провело серію дегустацій, присвячену 20-річчю компанії.

Останні моніторинги:
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013