|
Электронное местное самоуправление: нажми на кнопку – получишь результат
28.10.2017 / Газета: Одесские известия / № 80(5006) / Тираж: 18937
Недавно группа депутатов местных советов из южных и восточных областей Украины побывала в Эстонии, где изучила опыт электронного местного самоуправления. Организатором обучающей поездки украинской делегации стал Международный республиканский институт (некоммерческая организация, помогающая отдельным странам в строительстве демократии и тесно сотрудничающая с Госдепартаментом США – Прим. ред.). Представители украинских органов местного самоуправления ознакомились с эстонской электронной практикой предоставления административных услуг, документооборота, взаимодействия с населением и т.д. В составе украинской делегации был депутат Ренийского горсовета Александр Баланел, который поделился своими впечатлениями и выводами с автором этих строк. «Это была третья, заключительная поездка, на сей раз – в страны Евросоюза. Первый этап проходил в Днепре, второй – во Львове. Некоторые мои коллеги из других регионов Украины побывали в Польше и Литве. В третий раз я попал в группу, которая поехала в Эстонию. Мы посетили там два города – Таллинн и Тарту, — рассказывает А. Баланел. – Эстонцы организовали работу муниципальных органов власти таким образом, чтобы полностью уйти от бумажной волокиты. У нас же городской совет тратит немалые средства и усилия на то, чтобы подготовить бумажные документы, в том числе перед каждой сессией. Если же в эти документы вносятся изменения (в частности, по инициативе депутатов), то документы издаются заново. В Эстонии пошли другим путём – там вся документация готовится в электронном виде и проходит через сайт соответствующего местного совета. Таким же образом обнародуются проекты решений, и каждый депутат имеет возможность в режиме реального времени внести свои поправки в тот или иной проект, а эти поправки в свою очередь рассматриваются другими депутатами. В результате на сессию выносится не «сырая», а уже полностью согласованная повестка дня. Мы посещали и Кабинет министров Эстонии, где все заседания проходят без единого листочка бумаги. Аналогично – в электронном виде – построен и диалог местной власти с территориальной общиной. Прежде всего речь идёт о так называемом бюджете участия, когда муниципалитет открыто, интерактивно обсуждает с жителями города проекты, которые финансируются из местного бюджета. Чаще всего это касается вопросов строительства или реконструкции различных объектов, и люди могут высказать свои предложения, замечания и пожелания на сей счёт. Это, кстати, очень актуально для нашей страны. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить проект реконструкции ренийского парка Победы. Сначала городская власть развернула там работы, а потом через местное интернет-телевидение провела опрос среди горожан, каким они хотели бы видеть этот парк. Разумеется, мнением людей поинтересовались «для галочки». В Эстонии такого не бывает – там муниципалитеты реально прислушиваются к позиции общественности. Органы местной власти заняли чёткую позицию: местный бюджет – это деньги налогоплательщиков, и именно они имеют первоочередное право участвовать в распределении этих средств». По словам Александра, эстонцы тоже не сразу пришли к своим нынешним успехам в этой сфере. Власть была вынуждена мотивировать граждан к тому, чтобы те начали пользоваться электронными услугами. В частности, муниципалитеты стали выпускать так называемую карту местного жителя – например, жителя Таллинна (в Украине подобная практика уже действует во Львове, начали двигаться в данном направлении Киев и Одесса). Что даёт эта карта члену территориальной общины? Он получает право на бесплатный или льготный проезд в общественном транспорте, пользуется скидками при оплате коммунальных услуг и т.д. Тем самым сама возможность получить такую карту стимулировала людей к электронному взаимодействию с местной властью. Кроме того, власть обеспечила для населения максимальный доступ к бесплатному скоростному Интернету. Например, для пенсионеров созданы специальные зоны выхода в Сеть, к соответствующему обучению этих людей привлекается молодёжь. «Естественно, что при таком уровне развития электронного управления в Эстонии работа муниципалитетов построена по-другому, — продолжает мой собеседник. – В частности, в Таллиннском горсовете расположены электронные терминалы, позволяющие гражданину выбрать любую услугу, которую предоставляет мэрия – будь то земельный, социальный или иной вопрос. И терминал высвечивает номер окошка, куда можно подойти, чтобы детально обсудить избранную тему. Кстати, для этой работы горсовет привлекает студентов и учащихся колледжей. С одной стороны, они проходят практику (допустим, юридическую), а, с другой, учатся работать с людьми и участвовать в решении «живых» проблем населения. Второй момент – лёгкий доступ к получению электронных услуг в муниципальных органах. То есть гражданин может воспользоваться этими услугами сидя дома, возле своего компьютера. Не надо бегать по кабинетам чиновников и собирать справки, не надо стоять в очередях и терять время. Да, в Украине тоже развивается практика электронных админуслуг, но пока она более доступна для клиентов ведущих банков – того же «ПриватБанка» и других. То есть каждый клиент может пользоваться электронной системой банка, в том числе и для нужд, которые непосредственно не связаны с банковскими услугами. Благодаря электронной подписи, которую выдаёт банк, человек, в частности, имеет права без своего личного присутствия в горсовете загрузить информацию, необходимую для получения справки о составе семьи. И всё же в украинских провинциальных городах этот процесс развивается пока медленно». Что же необходимо сделать для внедрения эстонского опыта в Рени? Отвечая на этот вопрос, А. Баланел заявил: для начала мэрия должна заняться созданием такого сайта, который будет электронной платформой как для информирования населения, так и для предоставления админуслуг. Существующий официальный сайт Ренийского горсовета, к сожалению, очень отстаёт от требований времени и не выполняет многих функций. По словам депутата, этот вопрос уже обсуждался с городским головой Рени Игорем Плеховым, и тот пообещал сделать необходимые шаги. Прежде всего, убеждён мой собеседник, надо составить перечень местных электронных услуг, заимствовать положительный опыт других городов и привлечь для этой работы квалифицированных специалистов. К слову, электронное управление позволит сократить раздутый штат горисполкома, уйти от дублирования функций чиновников и тем самым сэкономить бюджетные деньги. Другая, не менее важная задача официального сайта горсовета – формирование образа Рени как бренда. Сайт должен быть доступным, содержательным, полезным, популярным. И не только для местных жителей, но и для гостей города, туристов, бизнесменов, потенциальных инвесторов и так далее, — они должны иметь возможностей получить на этом сайте максимум информации для себя. «Сама жизнь заставит нас развивать электронное администрирование, тем более что уже сейчас большинство предприятий и организаций переводят свои документы в цифровой формат, — говорит А. Баланел. – Как депутат горсовета я в первую очередь хотел бы, чтобы городская власть более активно занялась восстановлением технической документации на многоквартирные дома. Эти документы крайне необходимы для деятельности объединений совладельцев жилья. Такая документация в любом случае делается на компьютере, а уже потом печатается на бумаге. Если в горсовете появится современный сайт, то, на мой взгляд, он должен использоваться в том числе как электронная база технической документации всех ренийских многоквартирных домов. Но этого, конечно, мало. Город должен иметь стратегию развития. В настоящее время городская власть решает в основном текущие проблемы громады, но необходим более широкий масштаб, нужна перспектива. Нам надо, наконец, утвердить генеральный план города и иметь чёткое представление о каждом земельном участке. Без этого мы не сможем привлечь инвесторов. В той же Эстонии любой житель может зайти на сайт своего городского совета и получить информацию о каждом газоне – вплоть до количества растущих на нём деревьев! Я уже не говорю о том, что можно свободно ознакомиться с планами строительства до 2030 года. А попробуйте у нас узнать аналогичные сведения…» Разумеется, украинская делегация изучала не только опыт электронного управления в Эстонии, но и знакомилась в этой стране с особенностями местного самоуправления как такового. К примеру, Александра Баланела очень удивил тот факт, что секретарь Таллиннского горсовета находится на своей должности уже 24 года – вне зависимости от смены мэра и депутатского корпуса. Там эта должность является не политической, а чисто административной, профессиональной. И если человек справляется со своими обязанностями, его никто не посмеет уволить. Даже если очередной мэр приводит с собой новую команду. В Украине пока трудно такое представить. У нас, как известно, «новая метла по-новому метёт», порой «выметая» хороших специалистов только за то, что они не очень «близки к телу» нового руководителя. Как резюмировал А. Баланел, пример Эстонии (эта страна по площади немного больше, чем Одесская область, а по населению – на миллион человек меньше) лишний раз доказывает, что на небольшой территории внедрять подобные новшества намного легче, чем сразу по всей стране. Была бы только политическая воля! И именно эффективность таких шагов должна служить одним из главных критериев оценки эффективности органов местного самоуправления в целом. Автор: Андрей ПОТЫЛИКО
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013 |