ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Электронное местное самоуправление: нажми на кнопку – получишь результат
28.10.2017 / Газета: Одесские известия / № 80(5006) / Тираж: 18937

Недавно группа депутатов местных советов из южных и восточных областей Украины побывала в Эстонии, где изучила опыт электронного местного самоуправления. Организатором обучающей поездки украинской делегации стал Международный республиканский институт (некоммерческая организация, помогающая отдельным странам в строительстве демократии и тесно сотрудничающая с Госдепартаментом США – Прим. ред.). Представители украинских органов местного самоуправления ознакомились с эстонской электронной практикой предоставления административных услуг, документооборота, взаимодействия с населением и т.д.

В составе украинской делегации был депутат Ренийского горсовета Александр Баланел, который поделился своими впечатлениями и выводами с автором этих строк.

«Это была третья, заключительная поездка, на сей раз – в страны Евросоюза. Первый этап проходил в Днепре, второй – во Львове. Некоторые мои коллеги из других регионов Украины побывали в Польше и Литве. В третий раз я попал в группу, которая поехала в Эстонию. Мы посетили там два города – Таллинн и Тарту, — рассказывает А. Баланел. – Эстонцы организовали работу муниципальных органов власти таким образом, чтобы полностью уйти от бумажной волокиты. У нас же городской совет тратит немалые средства и усилия на то, чтобы подготовить бумажные документы, в том числе перед каждой сессией. Если же в эти документы вносятся изменения (в частности, по инициативе депутатов), то документы издаются заново.

В Эстонии пошли другим путём – там вся документация готовится в электронном виде и проходит через сайт соответствующего местного совета. Таким же образом обнародуются проекты решений, и каждый депутат имеет возможность в режиме реального времени внести свои поправки в тот или иной проект, а эти поправки в свою очередь рассматриваются другими депутатами. В результате на сессию выносится не «сырая», а уже полностью согласованная повестка дня. Мы посещали и Кабинет министров Эстонии, где все заседания проходят без единого листочка бумаги.

Аналогично – в электронном виде – построен и диалог местной власти с территориальной общиной. Прежде всего речь идёт о так называемом бюджете участия, когда муниципалитет открыто, интерактивно обсуждает с жителями города проекты, которые финансируются из местного бюджета. Чаще всего это касается вопросов строительства или реконструкции различных объектов, и люди могут высказать свои предложения, замечания и пожелания на сей счёт.

Это, кстати, очень актуально для нашей страны. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить проект реконструкции ренийского парка Победы. Сначала городская власть развернула там работы, а потом через местное интернет-телевидение провела опрос среди горожан, каким они хотели бы видеть этот парк. Разумеется, мнением людей поинтересовались «для галочки». В Эстонии такого не бывает – там муниципалитеты реально прислушиваются к позиции общественности. Органы местной власти заняли чёткую позицию: местный бюджет – это деньги налогоплательщиков, и именно они имеют первоочередное право участвовать в распределении этих средств».

По словам Александра, эстонцы тоже не сразу пришли к своим нынешним успехам в этой сфере. Власть была вынуждена мотивировать граждан к тому, чтобы те начали пользоваться электронными услугами. В частности, муниципалитеты стали выпускать так называемую карту местного жителя – например, жителя Таллинна (в Украине подобная практика уже действует во Львове, начали двигаться в данном направлении Киев и Одесса).

Что даёт эта карта члену территориальной общины? Он получает право на бесплатный или льготный проезд в общественном транспорте, пользуется скидками при оплате коммунальных услуг и т.д. Тем самым сама возможность получить такую карту стимулировала людей к электронному взаимодействию с местной властью. Кроме того, власть обеспечила для населения максимальный доступ к бесплатному скоростному Интернету. Например, для пенсионеров созданы специальные зоны выхода в Сеть, к соответствующему обучению этих людей привлекается молодёжь.

«Естественно, что при таком уровне развития электронного управления в Эстонии работа муниципалитетов построена по-другому, — продолжает мой собеседник. – В частности, в Таллиннском горсовете расположены электронные терминалы, позволяющие гражданину выбрать любую услугу, которую предоставляет мэрия – будь то земельный, социальный или иной вопрос. И терминал высвечивает номер окошка, куда можно подойти, чтобы детально обсудить избранную тему. Кстати, для этой работы горсовет привлекает студентов и учащихся колледжей. С одной стороны, они проходят практику (допустим, юридическую), а, с другой, учатся работать с людьми и участвовать в решении «живых» проблем населения.

Второй момент – лёгкий доступ к получению электронных услуг в муниципальных органах. То есть гражданин может воспользоваться этими услугами сидя дома, возле своего компьютера. Не надо бегать по кабинетам чиновников и собирать справки, не надо стоять в очередях и терять время. Да, в Украине тоже развивается практика электронных админуслуг, но пока она более доступна для клиентов ведущих банков – того же «ПриватБанка» и других. То есть каждый клиент может пользоваться электронной системой банка, в том числе и для нужд, которые непосредственно не связаны с банковскими услугами. Благодаря электронной подписи, которую выдаёт банк, человек, в частности, имеет права без своего личного присутствия в горсовете загрузить информацию, необходимую для получения справки о составе семьи. И всё же в украинских провинциальных городах этот процесс развивается пока медленно».

Что же необходимо сделать для внедрения эстонского опыта в Рени? Отвечая на этот вопрос, А. Баланел заявил: для начала мэрия должна заняться созданием такого сайта, который будет электронной платформой как для информирования населения, так и для предоставления админуслуг. Существующий официальный сайт Ренийского горсовета, к сожалению, очень отстаёт от требований времени и не выполняет многих функций.

По словам депутата, этот вопрос уже обсуждался с городским головой Рени Игорем Плеховым, и тот пообещал сделать необходимые шаги. Прежде всего, убеждён мой собеседник, надо составить перечень местных электронных услуг, заимствовать положительный опыт других городов и привлечь для этой работы квалифицированных специалистов. К слову, электронное управление позволит сократить раздутый штат горисполкома, уйти от дублирования функций чиновников и тем самым сэкономить бюджетные деньги.

Другая, не менее важная задача официального сайта горсовета – формирование образа Рени как бренда. Сайт должен быть доступным, содержательным, полезным, популярным. И не только для местных жителей, но и для гостей города, туристов, бизнесменов, потенциальных инвесторов и так далее, — они должны иметь возможностей получить на этом сайте максимум информации для себя.

«Сама жизнь заставит нас развивать электронное администрирование, тем более что уже сейчас большинство предприятий и организаций переводят свои документы в цифровой формат, — говорит А. Баланел. – Как депутат горсовета я в первую очередь хотел бы, чтобы городская власть более активно занялась восстановлением технической документации на многоквартирные дома. Эти документы крайне необходимы для деятельности объединений совладельцев жилья. Такая документация в любом случае делается на компьютере, а уже потом печатается на бумаге. Если в горсовете появится современный сайт, то, на мой взгляд, он должен использоваться в том числе как электронная база технической документации всех ренийских многоквартирных домов.

Но этого, конечно, мало. Город должен иметь стратегию развития. В настоящее время городская власть решает в основном текущие проблемы громады, но необходим более широкий масштаб, нужна перспектива. Нам надо, наконец, утвердить генеральный план города и иметь чёткое представление о каждом земельном участке. Без этого мы не сможем привлечь инвесторов. В той же Эстонии любой житель может зайти на сайт своего городского совета и получить информацию о каждом газоне – вплоть до количества растущих на нём деревьев! Я уже не говорю о том, что можно свободно ознакомиться с планами строительства до 2030 года. А попробуйте у нас узнать аналогичные сведения…»

Разумеется, украинская делегация изучала не только опыт электронного управления в Эстонии, но и знакомилась в этой стране с особенностями местного самоуправления как такового. К примеру, Александра Баланела очень удивил тот факт, что секретарь Таллиннского горсовета находится на своей должности уже 24 года – вне зависимости от смены мэра и депутатского корпуса. Там эта должность является не политической, а чисто административной, профессиональной. И если человек справляется со своими обязанностями, его никто не посмеет уволить. Даже если очередной мэр приводит с собой новую команду. В Украине пока трудно такое представить. У нас, как известно, «новая метла по-новому метёт», порой «выметая» хороших специалистов только за то, что они не очень «близки к телу» нового руководителя.

Как резюмировал А. Баланел, пример Эстонии (эта страна по площади немного больше, чем Одесская область, а по населению – на миллион человек меньше) лишний раз доказывает, что на небольшой территории внедрять подобные новшества намного легче, чем сразу по всей стране. Была бы только политическая воля! И именно эффективность таких шагов должна служить одним из главных критериев оценки эффективности органов местного самоуправления в целом.

Автор: Андрей ПОТЫЛИКО

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013