ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Сколько стоит экономика портов
04.11.2017 / Газета: Одесские известия / № 82(5008) / Тираж: 18937

Морские порты – это не только водные ворота, через которые проходят грузы внешней торговли государства, но и прибрежная территория, где работают сотни предприятий, организаций, оказывающих портовые и другие услуги, что связано с движением значительных финансовых потоков.

Собственно, этой денежной стороне жизнедеятельности портов и была посвящена первая международная конференция «Деньги и порты-2017», которую организовало и провело на прошлой неделе издательство «Порты Украины» в отеле «Бристоль». Она собрала около двухсот руководителей и ведущих специалистов транспортных компаний и портовых терминалов, грузовладельцев, трейдеров, финансистов, юристов, перевозчиков, экспедиторов и морских агентов, представителей органов местного самоуправления и масс-медиа и стала по сути первым опытом анализа и мониторинга движения финансовых потоков на украинском рынке портовых услуг.

По подсчетам экспертов, – их озвучил на конференции директор издательства «Порты Украины» Константин Ильницкий, – 1300 компаний, в которых работают около 47 тысяч человек, занятых на рынке услуг в морских портах Украины, в 2016 году заработали порядка 1,7 миллиарда долларов доходов. Причем основная часть их приходится на Администрацию морских портов Украины (АМПУ), которая вместе с портовыми сборами получила около 332 миллионов долларов, и частные стивидорные компании, доходы которых составили 760 миллионов долларов. Таков финансовый «навар» от 13228 прошлогодних судозаходов в наши порты.

♦А о бункеровке забыли…

Морские порты давно вышли за пределы своей первоначальной задачи – приема, отправки и складирования грузов – и значительно расширили спектр оказываемых услуг. В то же время не все, что раньше приносило большие доходы, используется сегодня в полной мере.

Можно ли себе представить наш миллионный город без автозаправок? Вопрос риторический. Но как ни странно, сегодня в украинских портах существуют серьезные проблемы с бункеровкой судов, по сути произошло уничтожение целого сегмента рынка портовых услуг, еще совсем недавно приносившего портам ежегодно до пятисот миллионов долларов.

После принятия Закона «О морских портах Украины», которым был дан зеленый свет приватизационным процессам в портах, прошло пять лет, но воз, как говорится, и ныне там.

– Морские порты полностью готовы к приватизации, но продолжают «висеть в воздухе», – отметил заместитель директора Морской поисково-спасательной службы, секретарь Государственного координационного комитета Владимир Работнев. – Запуск механизма приватизации под разными предлогами откладывается, хотя многие предприятия по сути перестали быть стивидорными компаниями и не перегружают ни грамма груза.

♦Где взять деньги на МАУ?

Многие проблемы отрасли связаны как раз с тем, что государство за последние годы произвело серьезную «зачистку» морского управленческого поля, ликвидировав Государственную администрацию морского и речного транспорта (2010 г.), Государственный департамент морского и речного транспорта (ГДМРТУ; 2011 г.), Укрморречинспекцию (2014 г.). В самом же аппарате Мининфраструктуры сегодня специалистов-профессионалов, разбирающихся в специфике и проблемах морского транспорта, практически нет.

Осознав, чем это чревато для ведущей отрасли страны, в сентябре правительство наконец-то приняло решение о создании Морской администрации Украины (МАУ). Этому во многом способствовали взятые нашей страной обязательства по выполнению международных конвенций и требований по безопасности мореплавания, а также предстоящий в 2018 году обязательный аудит IMO – Международной морской организации.

По мнению Владимира Работнева, который, напомним, в свое время был заместителем министра транспорта и связи Украины и возглавлял ГДМРТУ, на содержание создаваемой МАУ понадобится порядка 80-90 миллионов гривень в год. Всего же для реализации первоочередных задач по выполнению Украиной обязательств перед ЕС в рамках международного договора в сфере безопасности мореплавания в течение ближайших шести-восьми лет понадобится полтора миллиарда гривень. Все эти средства могут быть получены за счет существующих портовых сборов и более рационального государственного администрирования.

♦Дойная корова экономики

Как известно, Кабинет Министров принял решение снизить с января 2018 года портовые сборы на 20% и уменьшить норму отчислений дивидендов для АМПУ с 75% до 50%. В ходе второй сессии конференции «Деньги и порты-2017» всесторонне обсуждались стратегия изменений в начислении портовых сборов в Украине и представленный проект новой методики их расчета.

– Наша цель – обеспечить дальнейшее снижение портовых сборов до 40%, – сказала директор группы поддержки реформ Мининфраструктуры Александра Клитина. – Инвестиционные нужды страны составляют сегодня более 4 миллиардов долларов, плюс потребности, связанные с обеспечением безопасности и выполнением обязательств по международной конвенции, требований которой наша страна должна придерживаться. Но одним лишь снижением процента портовых сборов мы не достигнем целей. Чтобы бизнес видел, за что он платит, надо внедрять принципы целевого финансирования. Инвестиционные проекты должны быть доступными и проз­рачными, а главное – мы должны понимать, для чего реализуем тот или иной проект в том или ином порту.

Существующие портовые сборы – серьезный ограничитель роста транзита и повышения конкурентоспособности украинских товаров на мировых рынках. И чем выше стоимость транзита, тем ниже востребованность продукции отечественных производителей. Уровень портовых сборов в Украине в два-три раза выше, чем в портах Турции, России, Румынии. Получается, что порты выступают в роли дойной коровы экономики – вместо того, чтобы стимулировать ее. Поэтому очень важно, чтобы правительство поменяло политику в отношении портов, и новая методология расчета портовых сборов – первый шаг в этом направлении.

♦В муниципальный бюджет, на развитие дорог

При обсуждении стратегии изменений в начислении портовых сборов сегодня активно участвуют и руководители местной громады портовых городов. Еще два года назад мэры соседних Николаева и Херсона подняли в правительстве вопрос об отчис­лении десяти процентов портовых сборов в муниципальный бюджет.

На конференции данную тему озвучил вице-мэр Черноморска Юрий Крук:

– Сегодня много говорят о необходимости развития автотранспортной инфраструктуры портов. Большинство из них находится в городах, а автодороги, прилегающие к портам, состоят на балансе этих городов. Напомню, что одной из основных задач «Стратегии развития морских портов Украины на период до 2038 года» как раз является развитие автомобильных и железнодорожных подъездных путей к порту. С учетом того, что в порту Черноморск будут в ближайшее время реа­лизованы проекты строительства четырех новых зерновых терминалов совокупной мощностью 15 миллионов тонн, актуальность развития дорожной инфраструктуры возрастает.

Мы обсуждали проблему ее финансирования с портовыми управленцами и операторами. Речь идет о том, чтобы оставить 70% средств, полученных портом, на его развитие, 20% отдавать на реализацию общеотраслевых проектов, а 10% передавать городским громадам с непосредственным целевым назначением – развитие припортовой автомобильной инфраструктуры. Руководство министерства инфраструктуры эту инициативу поддержало, но дальше слов дело не пошло.

Наша цель – добиться, чтобы портовые сборы не растворялись в общей массе государственного бюджета, а шли в местный бюджет, который имел бы обязательство перед портом в освоении этих денежных средств в плане развития прилегающей транспортной инфраструктуры, – резюмировал вице-мэр Черноморска.

На конференции были также проанализированы потери наших портов от бюрократических барьеров и монопольных проявлений, процессы дерегуляции, обсуждены другие вопросы.

Вот как в беседе с корреспондентом «ОВ» прокомментировал итоги форума заместитель председателя АМПУ Николай Полторацкий:

– Такие встречи, безусловно, очень важны. На сегодняшний день нет единой позиции между государственными органами и бизнесом по портовым сборам. Бизнес хочет сохранения инвестиций за счет государственного предприятия. По сути эти два момента надо сбалансировать, что позволит решить вопросы и по методике портового сбора, и некоторые другие. Поэтому хотелось бы в связи с этим услышать четкую позицию представителей бизнеса.

Автор: Таквор Оганесян

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Сергій Токарєв розказав про заходи, що покращать стан українського IT-сектору
Втрати контрактів та складнощі із залученням іноземних інвестицій — це ті виклики, з якими сьогодні найчастіше стикаються українські IT-компанії. На цьому наголошує Сергій Токарєв — IT-інвестор та бізнесмен, співзасновник інвестиційної групи Roosh. На його думку, становище вітчизняного сектору може покращити активний міжнародний іміджбілдинг.

SHABO провело серію дегустацій Великих вин України
Одне з провідних українських виноробних підприємств SHABO провело серію дегустацій, присвячену 20-річчю компанії.

Останні моніторинги:
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011