ИА «Контекст Причерноморье»
логин:
пароль:
 
Последнее видео
Одесса: религия и политика
Инфографика
Курсы валют. Доллар США. Покупка:
 
Погода




Трудоустройство моряков: как избежать «рифов и подводных течений»
11.11.2017 / Газета: Одесские известия / № 83(5009) / Тираж: 18937

♦Востребованы лишь офицеры академии

Украинские моряки традиционно пользуются спросом на международном морском рынке труда. По количеству офицеров, работающих на судах иностранных судоходных компаний, наша страна входит в пятерку ведущих поставщиков кад­ров плавсостава.

Это объясняется качественной подготовкой специалистов в наших морских учебных заведениях. Выпускники Национального университета «Одесская морская академия», которую часто называют «морской Сорбонной», востребованы как профессионалы. А система подготовки молодых специалистов основана на тесном сотрудничестве университета с работодателями.

– Судовладельцу нужны хорошо подготовленные специалисты, – говорит ректор академии Михаил Миюсов. – Именно поэтому наш вуз уже не первый год сотрудничает с ведущими судоходными компаниями. Зарубежные партнеры оказывают нам помощь в материально-техническом обеспечении учебного процесса, оснащении вуза тренажерами, участвуют в кадетских и других программах, берут наших курсантов на плавпрактику, во время которой отбирают себе перспективную молодежь. Многие наши старшекурсники уже работают на судах в офицерских должностях.

– На сегодняшний день у нас 262 договора с крюинговыми и судоходными компаниями на обеспечение курсантов практикой, – говорит первый проректор НУ «ОМА» Александр Шемякин. – Только благодаря этим договорам в 2016 году 1855 курсантов прошли практику в различных компаниях. Результат – практически стопроцентное трудоустройство на выпуске.

Сохранит ли Украина свои лидирующие позиции на рынке морских кадров в перспективе?

– Можно с большой долей вероятности сказать, что сохранит, – считает начальник отдела труда и занятости населения департамента социальной и семейной политики облгосадминистрации Наталья Ильина. – Хотя, разумеется, конкуренция будет усиливаться. Уровень профессиональной подготовки наших моряков, особенно офицерского состава, достаточно высок. То, что Украина стала ассоциированным членом Евросоюза, проводит реформы, также будет способствовать их продвижению на международном рынке труда.

Лицензионные условия предпринимательской деятельности по трудоустройству за рубежом, в которые были внесены изменения, в нынешней редакции отвечают современным реалиям. Процедура регистрации посреднической фирмы как субъекта хозяйствования в Украине заметно упростилась, сама же лицензия как документ уже не выдается, а вносится в реестр лицензиатов Минсоцполитики.

К сожалению, в отличие от офицеров, наш рядовой состав не так востребован. Украинцам сложно конкурировать, к примеру, с трудолюбивыми и дисципли­нированными филиппинцами, которые согласны работать по 8-10 месяцев. Наши же моряки с трудом отрабатывают полугодовой контракт. Оставляет желать лучшего и система подготовки нашего рядового состава. Во времена бывшего СССР действовала эффективная система профессионально-технического образования. В каждом портовом городе были морские ПТУ и мореходные школы. Ребята имели возможность пройти плавпрактику на судах Черноморского и других морских пароходств. Сейчас же большинство рядового состава – это люди, которые в лучшем случае окончили кратко­временные курсы. Они лишены возможности пройти плавпрактику, а английским, который является языком квалификации, владеют весьма слабо.

♦Стоит ли играть в рулетку?

По словам Натальи Ильиной, сейчас в Одессе около трехсот крюинговых компаний – больше, чем было лет пять назад. Увеличение числа субъектов предпринимательской деятельности в Южной Пальмире объясняется тем, что часть крюингов, которые до оккупации Крыма работали на полуострове, перебрались в Одессу, в условия, так сказать, правовой стабильности, чего в Крыму сейчас нет. Значительно меньше морских агентств по трудоустройству в Херсоне, Николаеве, Мариуполе. В Одесской области они имеются также в Измаиле, Рени и других городах.

Количество фирм, в которые может обратиться моряк для трудоустройства, увеличилось, а вот качество их работы, увы, оставляет желать лучшего. Не имеющие лицензий «фирмочки» зазывают сладкими обещаниями высоких заработков, а в итоге моряки остаются одураченными.

Практика показывает, что зачастую жертвами мошенников становятся как раз те моряки, которые имеют недостаточную профессиональную подготовку либо проштрафились в рейсе и попали в так называемый черный список крюинга. Трудоустроиться через, так сказать, официальный крюинг у них шансов немного. Потому вынуждены по сути играть в рулетку с шарлатанами, надеясь на удачу.

Моряк, разумеется, должен сам думать, как не стать жертвой обмана, но ведь и государство обязано очистить рынок трудоустройства от липовых посреднических фирм.

– Предусмотрено применение больших штрафных санкций к нарушителям закона, – говорит Наталья Ильина, – но необходим систематический контроль. Надо проверять компании на наличие лицензий, внешнеэкономического договора, трудовых контрактов. А в условиях моратория на проверки осуществлять контроль должным образом не представляется возможным. Но следует сказать, что и среди зарубежных судовладельцев все еще есть охотники получить нашу рабочую силу в обход законных оснований, без контрактов.

♦На фонд надейся, а сам не плошай

Благотворительная организация «Фонд помощи морякам «Ассоль» известна далеко за пределами Украины. Именно она занимается украинскими моряками, ставшими жертвой обмана.

– Мы работаем с 2010 года, оказывая помощь морякам и членам их семей, пострадавшим от недобросовестности судовладельцев и попавшим в форс-мажорные обстоятельства, – рассказывает председатель правления фонда Анна Муругова. – За эти годы «Ассоль» приняла участие в судьбе более десяти тысяч моряков и членов их семей, а также военнослужащих ВС Украины из АР Крым, временных переселенцев из зоны АТО. На основах благотворительности мы поставляли медицинское оборудование в больницы и госпитали Одессы. Помогаем подрас­тающему поколению и пожилым людям. Помощь нашим соотечественникам оказана на пяти континентах, более чем в 35 странах.

По словам Анны Муруговой, почти две трети обращений в «Ассоль» связаны с невыплатой заработной платы. За помощью моряки обращаются и при возникновении других проблем в рейсе – получении компенсации (страховки) в связи с травмой, болезнью, частичной либо полной потерей трудоспособности, компенсации больничных и медицинских расходов, в случае неправомерного списания с борта судна, трудовых конфликтов и споров. Родственники обращаются, естественно, и при таких печальных событиях как, например, пропажа моряка без вести или его смерть.

Сегодня экономика Украины переживает не лучшие времена, что негативно сказывается и на морской профессии. Аналитики посреднических предприятий, много лет легально работающих в этой системе, констатируют, что отправка рядовых за последние 5 лет упала на 85%. Украинские моряки вынуждены соглашаться на любые предложения – с маленькой зарплатой, без страховки и гарантий от судовладельца, при ненадлежащих условиях труда, с долгосрочными контрактами. Вот тут и возникают на пути моряка лжекрюинги – компании и разные мошенники, пытающиеся подзаработать, не заботясь о трудоустройстве моряка.

В фонде «Ассоль» привели пример из собственной практики. В 2013 году стали массово поступать жалобы на действия одной из одесских крюинговых компаний, которая взимала с моряков деньги за посредничество при оформлении визы США. Ее сотрудники подавали заведомо ложные сведения о будущем трудоустройстве, прекрасно понимая, что морякам в большинстве случаев в получении виз будет отказано. Естественно, в Киеве посольство США так и поступало. Раздосадованные люди возвращались в Одессу и требовали объяснений. А им в ответ: по договору мы не несем ответственности, если в получении визы будет отказано. Позднее следственным отделом Управления СБУ в Одесской области в результате досудебного расследования была прекращена преступная деятельность компании. Незаконные действия осуществлялась от имени 27 юридических лиц, только официально признаны потерпевшими почти 300 человек.

Чем же помог фонд «Ассоль»? Организация не только рекомендовала морякам отстаивать свои права, обращаться в правоохранительные органы, но и консультировала их, осуществляя юридическое сопровождение, помогая составлять заявления. С пострадавшими, даже если они в рейсе, с их родственниками фонд контактирует, информирует их, как продвигаются дела в судах. Его специалисты посещают все судебные заседания, стараются через СМИ привлечь внимание к этой проблеме. Таким образом «Ассоль» помогла двумстам морякам, но на самом деле жертв гораздо больше, ведь не все хотят огласки своих непродуманных действий.

Как оградить моряка от мошенников? Организация постоянно рекомендует морякам проверять наличие лицензии у посредника при трудоустройстве на официальном сайте Министерства социальной политики Украины, а также на сайте «Ассоли». Еще до отправления в рейс необходимо узнать, что из себя представляет будущий работодатель, на каком судне предстоит работать, какова репутация компании.

– В уходящем году более 100 моряков после наших консультаций избежали сетей мошенников и не подписали контракт с проблемными судовладельцами, – говорит Анна Муругова. – Мы проводим разъясняющие семинары, при поддержке одной из самых крупных международных морских организаций – «The mission to seafarers» (Великобритания) был реализован проект, результатом которого стали цикл телепередач и серия тематических буклетов «Безопасный рейс» – о правах и проблемах членов экипажей мирового торгового флота.

Автор: Александр Кумайгородский
Поиск:
расширенный

Артём Филипенко
ЧЕРНОМОРСКИЙ ДНЕВНИК. ВЫПУСК №4. 12.07.2018
Румыния: отставка Лауры Кодруцы Кёвеши с поста главы Национального антикоррупционного директората — победа правящей коалиции или начало нового политического этапа в Румынии. Украина: российская блокада украинских портов Азовского моря, есть ли выход? Республика Молдова: местные выборы ценой в 100 миллионов евро, что ждать от активности проевропейской оппозиции?

Костенко Ганна, та, «що позбавляе сну» ...
Коли знайомишся з цією дівчиною модельної зовнішності, але з дуже сором'язливим поглядом і лагідною посмішкою, уявляєш, що пише вона виключно на любовно-квітково-пасторальні теми. Але це тільки до тих пір, поки не прочитаєш її книги. Їх поки небагато, та й письменниця молода. Але те, що вже Ганна Костенко написала і випустила — яскраво показало, що так ще ніхто не писав ні про війну, ні про спогади одеського дитинства, ні про людські відносини і, власне, самому баченні життя. Ні в письменницькому, ні в життєвому шляху їй не буде легко, — адже Ганна йде своєю дуже непростию дорогою і, нехай це не прозвучить банально, не шукає второваних стежок. Тим сильніше викликає повагу самобутній талант і вміння спостерігати життя з боку, з гідністю і глибоким аналізом. Небажання «співати в хорі» і, взагалі, підспівувати. Такий шлях дуже важкий, тож нехай для Ганни Костенко на ньому частіше спалахують «сузір'я успіху».

 
Loading...

Последние мониторинги:
18.07.2018 / Курьер недели (Измаил)
18.07.2018 / Курьер недели (Измаил)
18.07.2018 / Моряк Украины
18.07.2018 / Моряк Украины
18.07.2018 / Моряк Украины


© 2005—2018 Информационное агентство «Контекст-Причерноморье» New
Свидетельство Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины №119 от 7.12.2004 г.
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
© 2005—2018 S&A design team / 4.876