ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Реформа, що відповідає на питання життя чи смерті
16.12.2017 / Газета: Одесские известия / № 94(5020) / Тираж: 18937

В Одеській області продовжують наполягати, що регіон має бути поділений на 9 гос­пітальних округів, а не на 5, як пропонують у Міністерстві охорони здоров’я. Вже до кінця поточного року тут планують обладнати GPS-трекерами всі карети «швидкої допомоги» та запровадити єдину сис­тему виклику невідкладної допомоги. Це має допомогти доправляти пацієнта до лікарні вчасно. У центрі уваги також серцево-судинні захворювання, що займають 66% серед причин смертності в регіоні, та онкологія (14%). Тут ставка робиться на ранню діагностику, що дозволить зробити лікування дешевшим та ефективнішим.

Максим Степанов: «Мы должны говорить не о реформировании, а о создании принципиально новой системы здравоохранения»

Председатель Одесской облгосадминистрации Максим Степанов, медик по своему первому образованию и опытный менеджер, очень внимательно следит за ходом реформы здравоохранения. Кроме того, Одесская область еще до принятия Закона «О повышении доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности», то есть первая в Украине, взялась отрабатывать новую модель сельской медицины, выбрав для этого один из самых депрессивных районов – Окнянский. И на примере Одесщины сегодня уже видны все сложности и промахи стартовавшей реформы. Так что разговор о реформировании медицины именно с Максимом Степановым не случаен.

– Максим Владимирович, насколько я знаю, Вы достаточно критично оцениваете ход медицинской реформы. С чем пришлось столкнуться? И как в целом Вы оцениваете перспективы в этой сфере?

– У нас в стране реформирование медицины только начинается. Пока даже не подписаны законы. Учитывая нынешнее состояние нашей медицины, мы должны говорить не о реформировании, а о создании принципиально новой системы здравоохранения. Почему? На мой взгляд, медицина у нас умирает, и каждый год ее состояние становится хуже, что выражается в качестве оказания медпомощи, в инфраструктуре, в отношении к врачам, находящимся на грани выживания. С моей точки зрения, медицинская реформа является самой сложной и социально значимой в Украине.

Как губернатор и врач по образованию, я пока не вижу цельной реформы и необходимого пакета документов. Если понимания, как это все будет работать в целом, нет у меня, то как могут разобраться врачи и пациенты? Медицинская реформа должна быть вполне проработана. Нельзя провести ее на первичном уровне, досконально не зная, что делать со вторым и третьим. И пациенты, и врачи должны четко понимать, как будет функционировать вся система здравоохранения в целом. Но пока, к сожалению, мы не видим полной картины.

– Что Вы имеете в виду?

– Есть три основных критерия успешности реформы. Во-первых, медицинская помощь должна быть доступной для всех без исключения граждан, независимо от их материального положения. Во-вторых, она должна быть намного качественнее, чем сегодня. И в-третьих, медработники по уровню заработной платы должны перестать быть заложниками обстоятельств. Я хотел бы особо подчеркнуть: все три условия обязательны. Только выполнив их, мы будем вправе считать систему здравоохранения в Украине успешной.

– Вокруг медицинской реформы сегодня столько склок и эмоций, что люди уже не знают, кому и чему верить. Что необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию?

– Принцип «деньги ходят за пациентом», задекларированный реформой, – очень правильный. Финансировать в сегодняшних условиях стены и койки абсурдно. Но одних лишь деклараций недостаточно. В связи с этим я определил бы ряд самых неотложных задач.

Первое. Нам следует составить себе четкое представление о будущей социально-экономической модели системы здравоохранения. Какие источники финансирования будут существовать на всех уровнях? В мире есть несколько основополагающих систем. И каждая из стран выбирает одну из них, корректируя ее под себя. Мое мнение: нужны несколько источников финансирования медицины. Это деньги бюджетов всех уровней, средства, полученные от обязательного и добровольного медицинского страхования. Это могут быть и деньги для реализации специальных программ. К примеру, отчисления от продажи сигарет и алкоголя можно направить на лечение сердечно-сосудистых заболеваний. Ведь курение и алкоголь являются основным фактором их возникновения. Частный бизнес также может сыграть важную роль как мощный источник финансирования технического переоснащения медучреждений.

Второе. Необходимо принять весь пакет относящихся к данной сфере нормативных актов. Каким образом будут существовать первичный, вторичный и третий уровень? Эти документы не должны вызывать вопросов ни у пациентов, ни у врачей. Под эту реформу должна быть разработана достаточно подробная дорожная карта с жесткими временными критериями. Реформа касается всех людей, живущих в нашей стране. Поэтому принятие таких документов является жизненной необходимостью.

Третье. Определить роль частного бизнеса. Помимо частных клиник, которых может быть любое количество, мы можем привлекать его в ту часть медицинской инфраструктуры, которая требует обязательного технического переоснащения и обновления. Если рассчитывать только на государственные средства, то процесс переоснащения больниц у нас займет десятилетия. А здоровье людям необходимо здесь и сейчас. Дорогостоящее медицинское оборудование может купить бизнес, а мы как государство будем покупать соответствующую медицинскую услугу для лечения наших граждан. Естественно, проводя прозрачные конкурсы.

Приведу пример. В Одессе и Одесской области очень высокий уровень онкозаболеваемости. Одним из способов лечения такого рода недугов является лучевая терапия. Современное оборудование для нее – линейные ускорители, причем только один комплект стоит до пяти миллионов долларов. Нам для области необходимо минимум два комплекта такого оборудования – то есть десять миллионов долларов. Это огромная, просто неподъемная сумма для бюджета в сегодняшних реалиях. И здесь должен помочь бизнес. Я считаю, что подобные формы взаимодействия с ним следует прописать в законодательном обосновании реформы.

Четвертое. Преобразования должны коснуться системы обеспечения людей лекарствами. Не хочу быть «капитаном Очевидность», просто констатирую, что лечить человека без них невозможно. Поэтому в Украине максимально эффективно должна работать программа реимбурсации. И тут не нужно изобретать велосипед. Большинство лекарств следует отпускать в аптеках исключительно по рецепту. Украина «уникальна» тем, что у нас 85% лекарств в аптеках покупают без назначения врача. Это недопустимо. Нужно вводить систему обязательных рецептов. Причем сразу необходимо предусмотреть их выписку в электронном виде. Например, в виде приложения для смартфона с привязкой к банковской карте. С помощью таких систем мы как лечение больных сделаем более эффективным, так и врачей в определенном смысле дисциплинируем.

– Что Вы думаете о перспективах медицинского страхования?

– Всегда говорил, что в Украине должно быть введено обязательное медицинское страхование как один из источников финансирования медицинской помощи. Обязательная страховка привязана к заработной плате, как следствие – у гражданина появляется дополнительный стимул получать легальную оплату труда.

– С какими самыми большими проблемами в реформировании медицины Вы столкнулись в Одесской области?

– Когда я пришел работать председателем облгосадминистрации, то кроме огромного вороха проблем, с хаосом в управлении, разбитыми дорогами и другими важными вопросами, уделил особое внимание здравоохранению. Ведь как уже подчеркивал, это сфера, касающаяся всех без исключения. И мне как человеку, давшему клятву Гиппократа, понятно, что нужно идти от потребностей пациента.

Сначала я столкнулся с вопросом о создании госпитальных округов. Это был первый этап реформы. В Министерстве здравоохранения видели создание пяти таких округов в Одесской области. Почему именно пять – вообще было непонятно. Мы не пошли путем «тупой нарезки» округов, дабы что-то сэкономить или кому-то угодить в Киеве. Мы провели достаточно глубокий анализ статистики, изучили движение пациентов, уровень специалистов, расстояния между больницами, их оснащение, расположение станции скорой помощи, состояние дорог и другой инфраструктуры, и вышли на девять гос­питальных округов, которые позволяют обеспечить жителям области доступность медицинских услуг.

У каждой райбольницы есть свои сильные стороны, более сильная компетенция: где-то это родильное отделение, где-то – хирургия, где-то – кардиология. Поэтому мы применили модульный подход. Что это значит? Например, госпитальный округ состоит из четырех районов. В одной из районных больниц сильные травматология и хирургия, а в другом районе – роддом и инфекционное отделение. Мы не просто оставляем эти компетенции, а усиливаем их. Таким образом, в каждой больнице сильные по функции отделения работают на весь округ. Помимо этого, в каждой райбольнице мы открываем приемно-диагностическое отделение, где смогут оказать ургентную помощь. Там будут малая операционная, манипуляционная, рентген, УЗИ, ЭКГ, палата интенсивной терапии, кабинет телемедицины и все другое, что необходимо для оказания экстренной помощи. При такой конструкции, уверен, людям будет своевременно оказана помощь вне зависимости от места жительства.

Так вот, пять месяцев мы доказывали Министерству здравоохранения важность организации именно таких госпитальных округов. Вроде убедили. Сейчас вся документация находится на согласовании в других министерствах. Ждем утверждения Кабмином.

Но подчеркиваю, что создание округов – это не реформа. Это только часть ее административного решения. Есть множество других проблем: экстренная медпомощь, кадровый дефицит – особенно в сельской местности, катастрофическая нехватка оборудования, состояние инфраструктуры.

– Как Вы намерены решать проблему нехватки врачей?

– Я уже когда-то приводил пример с поиском врачей для амбулатории в Тарутинском районе. Несмотря на объявленный конкурс и довольно-таки привлекательный соцпакет, специалиста не нашли. Хотя было предложено жилье и сто тысяч гривен подъемных. Но это лишний раз подтверж­дает мою мысль о том, что нельзя проводить реформу по частям. Нам нужен рынок труда медицинских работников. Медицина не может существовать без квалифицированного врача. Повторюсь: медработники должны перестать быть рабами ситуации. Ведь их зарплата лишь ненамного превышает минимальную. Это абсурд. Только по этой причине почти 70% специалистов не остаются в медицине. Они учатся шесть лет, государство тратит на их обучение деньги, а они уходят из медицины. Уезжают за границу, устраиваются в фармкомпании, идут работать в аптеки... Ведь им элементарно не на что кормить свои семьи. На зарплату в четыре тысячи хирург не может нормально жить. А ведь для того, чтобы у нас был квалифицированный врач, он как минимум должен еще что-то читать, ездить на конференции. На все это нет средств, а мы хотим, чтобы у нас все получилось с реформой. Врачи должны иметь достойную заработную плату, и только тогда они могут нести полную ответственность за все решения, которые принимают.

– Как медики в области отнеслись к реформе?

– У медицинских работников присутствует только фрагментарное ее понимание. Я считаю это очень большой проблемой. Возьмем, к примеру, первый уровень медпомощи, который вроде бы уже отработан и не должен вызывать вопросов. С 1 июля 2018 года за оказанием первичной помощи люди должны идти на прием к семейным врачам. При этом у нас 80% городского населения сразу идет в поликлинику, как правило, к узкому специалисту. Люди даже не знают, кто у них семейный врач. А в некоторых сельских районах у нас обеспечение семейными врачами не превышает 50%. Медики слышали, что надо заключать некие договоры с пациентами. Но семейные врачи не знают ни механизма, ни технологии этого процесса. И каждый последующий вопрос, к сожалению, порождает не ответы, а еще больше недопонимания. А у врачей, которые оказывают помощь на вторичном или третьем уровне, еще больше страха перед реформой. Я считаю, что мы должны сделать все, чтобы полмиллиона медицинских работников Украины стали сторонниками этой реформы. Иначе нас ждет провал.

– Как Вы считаете, нынешнее руководство Минздрава способно качественно провести реформу?

– К принятому закону должны быть приняты соответствующие подзаконные акты и сделаны разъяснения. Я очень надеюсь, что в недрах Министерства здравоохранения проекты таких документов уже существуют. И сразу после подписания закона они будут приняты и представлены общественности.

Важность медреформы невозможно переоценить. Поэтому ей столько внимания уделяет высшее руководство страны. И сегодня Минздрав должен найти решение и дать ответы на все проблемные вопросы, которые беспокоят и пациентов, и медицинских работников. Провал медицинской реформы – это самый страшный провал, который только может быть.

– На последнем заседании Совета регионального развития Вы представили концепцию реформирования сельской медицины. И уже запустили пилотный проект в Окнянском районе. В чем суть нововведений?

– В данный момент мы находимся в процессе тестирования этой новой системы. Она построена на действующей инфраструктуре с элементами телемедицины, которую мы полностью отработаем на этом районе. Мы решили сделать пилотный проект в одном из самых сложных и депрессивных районов области.

В чем суть. У нас есть ФАП, амбулатория, районная больница и областной центр. Все это нужно было связать воедино и внед­рить новые технологии. Проанализировав все факты, мы построили следующую архитектуру. Каждого фельдшера снабдили набором необходимых инструментов для первичной диагностики, которые помещаются в небольшом чемоданчике. В этом наборе – ЭКГ, тонометр, пульсометр, глюкометр и другие элементарные средства для определения состояния человека. В этот же комплект входит планшет. Сразу после обследования пациента все эти данные соединяются с планшетом. И через Интернет информация передается на телемедицинский сервер в областной центр. Эти данные сразу доступны врачу в районной больнице и в областном центре. Если не хватает компетенции районных специалистов, подключаются врачи из областного телемедицинского центра, которые будут работать в круглосуточном режиме. Далее принимается решение – либо пациенту достаточно дать какие-то препараты, либо необходима госпитализация. Кроме этого, все ФАПы будут обеспечены самыми необходимыми лекарствами. В том числе в рамках правительственной программы «Доступні ліки».

– Так все просто!.. Но врач даже при личном осмотре пациента иногда не может правильно поставить диагноз – а тут на расстоянии…

– Телемедицина, с помощью которой врач на расстоянии ставит предварительный диагноз и принимает решение, работает во всем мире. Это технология, которой уже давно пользуются такие страны, как Канада, Новая Зеландия, Австралия. С состоянием наших дорог и инфраструктуры, большими расстояниями между населенными пунктами это прекрасное решение. Мы специально взяли один район для отработки пилотного проекта. Чтобы на практике изучить все нюансы. Далее планируем распространить опыт на всю область.

– Сколько средств ушло на то, чтобы внедрить эту модель в Окнянском районе? И сколько понадобится в целом для области? За счет каких средств идет и будет осуществляться финансирование?

– В каждом районе эта сумма будет разной. Я еще раз хочу сказать, что сельскую медицину – именно ФАПы и амбулатории – нельзя рассматривать отдельно от остальной медицины. К примеру, лечебно-диагностический чемоданчик для ФАПов стоит чуть больше 40 тысяч гривен. Помимо этого, каждый ФАП или амбулатория, к которой он привязан, находятся в разном состоянии: где-то ремонт нужен, где-то нет. Следующий уровень – это приемно-диагностическое отделение, которое будет в каждой больнице. Если его полностью организовывать с нуля, закупая все необходимое оборудование, необходимо около 20 миллионов гривен. Но мы же с вами понимаем, что где-то есть рентген и хороший УЗИ-аппарат, а где-то их нет. Поэтому нужен индивидуальный подход.

– Не могу не спросить о дорогах. Без них обеспечить доступ к медобслуживанию всех жителей глубинки вряд ли получится. Та же скорая помощь будет опаздывать. На что могут рассчитывать сельские жители?

– К сожалению, восстановить сразу все дороги, которые годами не ремонтировались, невозможно. Мы сегодня делаем главные трассы, которые соединяют районы с ведущими магистралями. Общая длина отремонтированных дорог международного значения по итогам 2017 года составит 244 километра. И это самый большой показатель за годы независимости.

– Сколько идет средств на дороги? Будет ли продолжен эксперимент с получением денег на эти цели от работы таможни?

– Мы на это очень рассчитываем. Одесская таможня сегодня является основным источником финансирования ремонта дорог. Ее вклад составляет почти 80%. За 11 месяцев там собрано 19,8 миллиарда гривен платежей. Это на 7,2 миллиарда, или на 57%, больше, чем в прошлом году. По итогам 11 месяцев сего года на дороги мы получили в общей сложности 2 миллиарда 150 миллионов гривен. Как видите, у нас существенно выросли отчисления от таможни. И здесь я бы хотел сказать слова большой благодарности нашим импортерам, работающим в легальном секторе, и сотрудникам одесской таможни. Мы вместе получили классный результат.

По материалам Нины ПЕРСТНЕВОЙ в «Зеркале недели»

Где застрял ангиограф?

Может ли коллектив отделения решительно выступить против заведующего, а четыре лечебных учреждения – заявить категорический протест против объединения в одно предприятие? Оказывается, это реалии сегодняшнего дня, а не периода перестройки, который был временем наибольшей активности советов трудовых коллективов и профсоюзных комитетов. Именно такие неожиданные вопросы оказались на повестке дня очередного заседания постоянной депутатской комиссии областного совета по здравоохранению. Всего же предполагалось рассмотреть тридцать.

Не все в порядке в царстве медицинском

Нейрохирургическое отделение областной клинической больницы – единственное в регионе. Руководит им Валерий Аксенов. И именно его действия посчитали произволом сотрудники и направили коллективное обращение в адрес руководства департамента здравоохранения ОГА. Была создана комиссия, которая проверила изложенные в обращении факты. Главный врач больницы вынес Валерию Аксенову два выговора.

Директор департамента здравоохранения ОГА Вячеслав Полясный рассказал о предполагающейся оптимизации структуры областной больницы: отделения объединят в центры по направлениям, и самостоятельного отделения нейрохирургии уже не будет.

Представителей общественности и членов комиссии не устроил отчет о выполнении программы «Здоровье» за 10 месяцев текущего года, представленный Вячеславом Полясным. Там не были конкретизированы все статьи расходов.

В частности, удивление вызвал факт выделения 11 миллионов гривен на приобретение ангиографа, который должен работать в Балте. Прибор купили, он так и стоит не распакованный в Одесской областной больнице, а помещение для его установки в Балте до сих пор ремонтируют.

Присутствовавшая на заседании комиссии по здравоохранению председатель бюджетной комиссии Евгения Абрамова резонно заметила: при прежнем губернаторе руководство департамента здравоохранения принимало многие решения без согласования с депутатским корпусом. К сожалению, эта практика продолжается и сейчас. От нее надо как можно скорее отказываться.

Критической остается ситуация с обеспечением жителей области анатоксинами от ботулизма, дифтерии, столбняка. Их надо заказывать заранее. Минздрав вовремя этого не сделал. Потому легальный путь ввоза в Украину есть только один – если Минздрав разрешит единоразовый ввоз анатоксинов на нашу территорию. Поскольку пока о принятии такого решения речь не идет, члены комиссии предложили подготовить соответствующее обращение в адрес Минздрава на следующую сессию с требованием отойти от политики и, наконец, решить проблему, от которой зависят жизни людей.

Поспешишь – дров наломаешь

Наиболее продолжительной получилась дискуссия вокруг созданного на базе областной клинической туберкулезной больницы, областного противотуберкулезного диспансера, областного тубдиспансера № 2 в Белгороде-Днестровском и областного центра по борьбе и профилактике СПИДа новой структуры – областного центра социально значимых болезней. Он, в частности, предусматривает переезд областного СПИД-центра с улицы Химической на территорию противотуберкулезного диспансера, на улицу Белинского.

Председатель профкома областной туберкулезной больницы Варвара Бондарчук сообщила, что об объединении коллектив узнал из Интернета. Директор департамента здравоохранения ОГА на встречу с людьми не приехал. Потому ответов на вопросы, сколько сотрудников будет сокращено, сохранятся ли льготы для медперсонала за работу в условиях с повышенной вероятностью инфицирования, не будут ли подвергаться более высокой опасности инфицирования пациенты при одновременном нахождении ВИЧ-инфицированных и туббольных в одном лечебном учреждении, никто не получил.

Председатель обкома профсоюза медицинских работников Галина Кокшарова напомнила: реформирование специализированной медицинской помощи намечено на 2020 год. Потому непонятно, зачем, опережая события, уже сегодня создавать громоздкую структуру, объединяя в одном лечебном учреждении пациентов с очень тяжелыми недугами.

Да, действительно, ВИЧ-ин­фекция и туберкулез все чаще одновременно диагностируются у пациентов. Но это не означает, что надо искусственно создавать условия, при которых таких пациентов станет больше.

Члены комиссии по здравоохранению приняли решение собрать представителей всех заинтересованных сторон, чтобы принять окончательное решение по данному вопросу.

Автор: Лана ВОЛИНА

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.014