|
«ИЗ ЖУРНАЛИСТИКИ ВЫТЕСНЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕК»
16.02.2018 / Газета: Порто-франко / № 5(1398) / Тираж: 22000
Журналистика — профессия модная. Еще бы: ХХI столетие — век информации! Многочисленные факультеты и курсы выпускают ежегодно сотни молодых людей с дипломами, где в графе «Специальность» значится «Журналист». Но, вопреки такому многообразию, все чаще и громче звучат голоса о кризисе профессии как таковой. Оснований хватает, и прежде всего это широчайшее распространение социальных сетей, связанное с этим явление блогеров, а также все учащающиеся публикации о роботах, тексты которых неотличимы от человеческих... Но так ли «страшен черт» и не являются заявления о скорой «смерти» традиционной журналистики «несколько преувеличенными»? С этой темы началась наша беседа с авторитетными медиаэкспертами: учредителем газеты «Зеркало недели», многолетним председателем Комиссии по журналистской этике НСЖУ Владимиром Мостовым и профессором КНУ им. Шевченко, президентом Академии украинской прессы (АУП), членом той же Комиссии Валерием Ивановым. Разговор шел во Львове, на тренинге АУП. - Кризис — это, кажется, самое мягкое определение того, что происходит нынче с традиционной или классической журналистикой. Падают тиражи газет и журналов, телевидение не имеет прежней власти над зрителями, а молодежь вообще воспринимает информацию через Интернет... С другой стороны, та же молодежь создает конкурсы на журналистские специальности, а, значит, видит в этой профессии будущее для себя. Так все-таки: есть кризис или нет? Владимир Мостовой (В. М.) — Думаю, что да. Нам приходится искать новые пути в борьбе за аудиторию, это раз. И за свой статус — два. Но журналистика никогда не была чем-то устоявшимся, она все время трансформировалась. Журналистика, условно говоря, «сталинская» отличается от журналистики «хрущевской», а та — от «брежневской» и так далее, хотя временной разрыв между ними не так уж и велик. Поэтому журналистам не впервой отвечать на вызовы Времени. Другое дело, что сейчас ситуация качественно иная. Наша журналистика постепенно перестает зависеть от «верхов», от власти, и тут начинается реальная борьба за аудиторию. Это требует каких-то иных форм работы. Я и прежде говорил, и сейчас говорю, что, к сожалению, из журналистики вытесняется человек. Хотя мы-то как раз работаем для людей и, соответственно, любые проблемы — экономические, политические и прочие — должны рассматриваться через эту призму. Но те жанры журналистики, в центре которых стоял человек, — очерк, фельетон, памфлет — можно сказать, почили в бозе, а правит бал информация, аналитика, а если взять жанры, то это статья, обзор, корреспонденция, но человек из журналистики ушел. Наверное, все равно придется искать какие-то формы, чтобы вернуть ЧЕЛОВЕКА в центр внимания журналистики. Валерий Иванов (В. И.): Я согласен с наличием кризиса, но подобное происходит не впервые. Когда появилось радио, думали, что наступит конец печатной прессе; появилось телевидение — решили, что конец радио; появился Интернет — вообще конец всему, но, как видим, это далеко не так. Другое дело, что следует адекватно отвечать на вызовы времени, привязывать к себе аудиторию... Пока это, надо признать, не получается. Но, по крайней мере, ясна причина: в Украине нет настоящего рынка медиа, а значит, и нет конкуренции между СМИ. И, что самое печальное, нет в том особой заинтересованности... - У кого нет? У аудитории? В. И.: У наших медиа! Они сейчас выполняют другие задачи, и привязка аудитории не входит в число приоритетов. - А что входит? В. И.: Скажем так: сопровождение какого-то проекта. И главное — отчитаться перед заказчиком, что красиво сопроводили проект. В этом проблема. - Есть такая замечательная книга «Республика ШКИД»; вы, конечно, помните ее. Одна из ее глав носит название «60 и 60», в ней речь идет о том, как 60 воспитанников этой школы выпускали 60 газет. Естественно, мало кто из них читал произведения товарищей. Так вот: не рискуем ли мы получить ситуацию, когда практически каждый может создать в Интернете свое, условно говоря, медиа, и перестанет быть читателем, зрителем, слушателем? В. И.: На самом деле, это не страшно. Ну да, многие люди сейчас ведут блоги, активно постят в соцсетях, ну и что? Западная журналистика через это явление (назовем его «журналистика 2.0») уже прошла, и оно не сильно повлияло на тиражи газет и журналов. (Если что и повлияло, так это экономическая ситуация и сужение рекламного рынка). А почему не повлияло? Да потому что аудитория знает, что достоверную, проверенную информацию можно получить только у традиционных медиа. А что касается соцсетей или блогосферы, то нет уверенности, что информация, полученная оттуда, будет правдивой. В интернет люди обращаются за эмоциями, чтобы почитать любимого блогера, чью точку зрения они разделяют, то есть, чтобы чувствовать себя комфортно в своем информационном пузыре. А к традиционным медиа люди обращаются, чтобы узнать: а что же реально происходит в окружающем нас мире. В. М.: Я вполне согласен с Валерием Феликсовичем, но, увы, и в том, что сообщают нынче традиционные медиа, нет гарантии достоверности. Если блогеры декларируют себя абсолютно независимыми, то газеты (я буду говорить только об этом виде медиа, мне наиболее близком) у нас в основном все-таки были и есть зависимыми. Что касается государственных или коммунальных изданий, то тут все ясно. Но и политику частных изданий зачастую диктуют коммерческие интересы учредителей. Конечно, при таком обилии газет и журналов журналист может сказать, что он не разделяет линию данного издания, и гордо уйти. Но, когда попадет в другое издание, то вскоре и там обнаружит нечто подобное. Ибо, как говорила Лариса Ившина, редактор газеты «День», независимости у журналистов нет, есть свобода выбора зависимости. С этим можно, конечно, поспорить, но в жизни чаще всего именно так и происходит. В Кодексе этики украинского журналиста есть статья, смысл которой состоит в том, что никто не вправе диктовать журналисту его позицию, но в жизни, к сожалению, часто бывает иначе. - Грозит ли журналистике «роботизация»? В. И.: Если говорить об информационной журналистике, то да, конечно. Сейчас роботы как изготовители информационных материалов активно начали использоваться информагентствами и, надо сказать, тексты эти довольно-таки качественные. Но там, где речь идет об аналитике, о художественно-публицистических жанрах, там, конечно, «белковым» журналистам пока еще ничего не грозит. В. М.: Я «развращен» «Зеркалом недели», потому как новостная журналистика в нашей газете представлена мало: четыре — пять информаций в номере. Мы исповедуем «авторскую» журналистику. А то, что ей может угрожать «роботизация», я даже теоретически не могу представить. - Но ведь когда-то невозможно было представить, что робот сможет обыграть даже шахматиста среднего уровня чемпиона, а сейчас машины побеждают даже чемпионов мира... В. М.: Да, уже давно роботы сочиняют музыку, стихи и так далее, но, как у вас в Одессе говорят: этот фонтан бил, есть и будет. - Еще один современный тренд — т. н. «универсальный журналист», который способен работать абсолютно во всех форматах. То есть, передать прямо с места события информацию в агентство, заметку в газету, записать смонтировать сообщение на радио, телесюжет, и понятно, все это выложить в Сеть... Откровенно говоря, недоступно моему пониманию, как все это можно делать достаточно качественно? В. И.: На Западе это есть! Но в данном случае речь идет о журналистике как ремесле. Конечно, это сугубо информационный жанр, а не репортаж и тем более не аналитика. Сейчас в западных вузах будущих журналистов обучают именно таким образом. - Как я понимаю, это вызвано сугубо коммерческими причинами — экономия средств? В. И.: Абсолютно правильно. В. М.: Давно существует такой стереотип, что журналист — это профессиональный дилетант. С одной стороны, один из «китов», на которых держится журналистика, это любопытство. Не зря же шутят, что журналистика — это редкая сфера человеческой деятельности, где за удовлетворение своего любопытства еще и платят. Но журналист все-таки должен на чем-то специализироваться, разбираться в каких-то темах — пусть не на уровне аналитика, но намного лучше «пересiчного громадянина». А нынешнее распространение факультетов журналистики — это просто какая-то эпидемия. Я когда-то беседовал с ректором Сельхозакадемии и привел такой пример: «Институт журналистики факультета международных отношений при национальном авиационном университете». Думал, что мы вместе посмеемся над этим, но ректор задумался: «А знаете, наверное, и у нас надо организовать подготовку агрообозревателей. Потому что на эту тему пишут все, кому не лень, ничего в этом не понимающие». Вот до такого доходят. В. И.: Уже организовали... - Как же вернуть в журналистику Человека? В. М.: Я считаю, что это зависит исключительно от самих журналистов. Как ты пишешь, насколько острое у тебя перо, есть ли у тебя интересные мысли... Я помню те советские времена, когда очень приветствовалась «кудрявость» изложения. На самом же деле, во главу угла надо ставить мысль. Я, в общей сложности, 22 года проработал главным редактором: четыре — «Хрещатика», 18 — «Зеркала недели». И все это время искал человека, который бы писал судебные очерки. Если вспомнить «Литературную газету» лучших ее времен: благодаря кому «орган Союза писателей» имел сумасшедшие тиражи — два миллиона триста тысяч? Благодаря Чайковской, Богату, Щекочихину, Ваксбергу.... А я так и не нашел такого журналиста. Сегодня что требуется: море крови, жуткие подробности... А психология преступления никого не интересует. Хотя с этого-то все и начинается... - В чем будущее журналистики? В. И.: Честно говоря, в чем я плох, так это в предсказаниях. Трудно сказать, по какому пути пойдет журналистика. Возможно, носители со временем поменяются, но принципы останутся теми же, стандарты — теми же и цель — той же: информировать о том, что происходит вне нашей физической досягаемости. В. М.: Ничего не могу к этому добавить... Автор: Беседу вел Александр ГАЛЯС.
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012 |