|
Одессу нашатырит. Госэкоинспекция задерживает суда с аммиаком в порту «Южный»
13.03.2018 / Газета: Окна / № 5(526) / Тираж: 5002
От задержки отправки на экспорт аммиака несет убытки государственная казна. Кроме того, из бюджета будут оплачиваться и компенсации судовладельцам за задержку, пишет Деловая столица. Украинские чиновники продолжают ставить палки в колеса бизнесу. Последнее громкое дело — о препятствовании сотрудниками Государственной экологической инспекции Северо-Западного региона Черного моря в отправке на экспорт аммиака через порт Одесского припортового завода. Это дело может не только подпортить инвестиционный имидж страны, но и грозит перерасти в судебные иски против государства Украина, по окончании которых пострадавшим компаниям будут выплачены немалые суммы компенсаций. Выплачены будут они, конечно же, из госбюджета, то есть из нашего с вами кармана. Лиха беда начало Дело «об аммиаке» началось с малого: в конце января чиновники Госэкоинспекции задержали выход в море двух морских судов — Clipper Mars и Clipper Venus — с грузом около 80 тыс. т аммиака. Чиновники вроде бы ничего такого не делали — они просто не стали проводить экологический/радиологический контроль груза, который уже был погружен на корабли. А без отметки Госэкоинспекции невозможно провести таможенное оформление груза и выпустить корабли в море. Формальные претензии инспекции состояли в том, что при погрузке аммиака были допущены нарушения. Виновник, по версии инспекторов — Одесский припортовый завод (ОПЗ), у которого отсутствовал такой документ, как рабочая технологическая карта. Хотя к самому грузу или владельцам судов у инспекторов никаких претензий не было, а аммиак уже был погружен, тем не менее суда так и не были выпущены в море. Ни капитанам судов, ни владельцу груза — компании «Тольяттиазот» — инспекторы, вопреки требованиям законодательства в подобных случаях, никаких претензий не предъявили. Только спустя 10 дней простоя суда Clipper Mars и Clipper Venus были отправлены из порта. Заметим, что за эти 10 дней ничего не изменилось, никаких новых документов Госэкоинспекция от судовладельцев не затребовала и не получила. Можно было бы подумать, что чиновники разобрались, поняли свою ошибку и решили больше не нарушать закон. Но нет, отпустив первые два корабля с аммиаком, Госинспекция задержала следующие два — Clipper Odin и Gas Snapper, которые после нескольких дней простоя тоже были отпущены и тоже без предоставления каких-либо дополнительных документов.
Как это работает Тут следует сделать небольшое отступление и пояснить процедуру экспорта аммиака. Продукция российского «Тольяттиазота» по аммиакопроводу Тольятти-Одесса, украинская часть которого находится в ведении госпредприятия «Укрхимтрансаммиак», поступает в порт Одесского припортового завода, который и занимается его погрузкой на суда. То есть на экспорте российского аммиака зарабатывают сразу два государственных предприятия — «Укрхимтрансаммиак» и ОПЗ. Кроме того, транзит аммиака приносит прямиком в казну державы рентные платежи — около 100 млн грн в месяц, или 1,13 млрд грн в год. Если перевалка аммиака на ОПЗ останавливается, то под угрозой оказывается и его транзит, поэтому в итоге теряют доходы не только украинские госпредприятия, но и госбюджет.
Опасное соседство Первый заместитель директора ОПЗ Николай Щуриков назвал сложившуюся ситуацию саботажем. Госинспекция, задерживая в порту крупные партии аммиака, вольно или невольно, но создала предпосылки для крупной экологической катастрофы. Ведь в один из дней в порту одновременно скопилось 105 тыс. т аммиака, притом что предельный объем хранения этого опасного вещества в порту — 60-80 тыс. т. Чтобы представить себе опасность такого соседства крупной партии аммиака для населенных пунктов, достаточно вспомнить ощущения от паров нашатырного спирта. А ведь нашатырь — всего лишь 10%-ный раствор аммиака. А тут сразу 105 тыс. т чистого аммиака буквально в нескольких километрах от города-миллионника Одессы. «В случае взрыва катастрофа была бы всеукраинского масштаба», — пояснил Щуриков.
Слишком много на себя берут? Примечательно, что еще совсем недавно — с 18 по 29 декабря прошлого года — Госэкоинспекция Северо-Западного региона Черного моря никаких нарушений на ОПЗ не обнаружила. Тогда она проводила плановый осмотр на предмет того, как предприятие соблюдает законодательство в сфере охраны окружающей среды. По результатам этой проверки инспекторы составили акт, в котором и в помине не было каких-либо выводов о том, что ОПЗ нарушает хоть какие-то нормы природоохранного законодательства. Инспекторы не предоставляли ОПЗ никаких предписаний устранить нарушения законодательства при проведении погрузки аммиака на суда. А через месяц претензии, по странному стечению обстоятельств, уже появились. Обоснованность претензий Госэкоинспекции в том, что ОПЗ не согласовал с ней технологический регламент или карту, звучит сомнительно. Поскольку, согласно нормативным документам, ОПЗ и не должен этого делать. Если упростить заковыристый язык официальных документов, то вывод вкратце такой: подобные документы с Госэкоинспекцией должны согласовывать предприятия морской отрасли, тогда как ОПЗ относится к предприятиям химического комплекса. Это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Если кому интересно самому проверить, достаточно просмотреть соответствующие нормы, которые прописаны в постановлении Кабинета Министров от 29 февраля 1996 г. № 269 «Положение о морских экологических инспекциях», а также в приказе Министерства экологии и природных ресурсов от 11 августа 2017 г. № 312 и — внимание! — приказе Государственной экологической инспекции от 28 сентября 2017 г. № 652.
У них своя правда Госэкоинспекция Северо-Западного региона Черного моря считает, что правда все же на ее стороне. В официальном ответе, направленном «ДС», Госэкоинспекция ссылается на то же постановление Кабмина № 269 от 29 февраля 2006 г., согласно которому предприятия морской отрасли согласовывают технологию перегрузки с экологическими инспекциями, а необходимость рабочей технологической карты определена в приказе Министерства инфраструктуры № 348 от 5 июня 2013 г. И хотя ОПЗ, как мы выяснили выше, к морской отрасли не относится, Госэкоинспекция настаивает, что технологию перегрузки предприятие таки должно с ней согласовать, поэтому инспекция якобы и была вынуждена составлять протоколы и штрафовать виновных. Но и тут возникает нестыковка: если Госэкоинспекция права, а ОПЗ таки что-то нарушает, то при чем тут уже загруженные корабли? Максимум, что могла бы сделать инспекция, это заблокировать погрузку аммиака, но не блокировать уже погруженные суда, к которым ОПЗ уже не имеет никакого отношения и к которым у инспекции никаких претензий не было. Это все равно, что штрафовать потребителя за то, что ему в магазине продали молоко с нарушением санитарных требований. При этом Госэкоинспекция ссылается на Закон «Об оценке влияния», который вступил в силу 18 декабря 2017 г. Примечательно, что проблемы с перегрузкой аммиака у ОПЗ начались именно после этой даты. До этого никаких проблем со стороны экологов не было, хотя ОПЗ занимается перегрузкой аммиака уже 40 лет. Может быть, проблема именно в этом законе? Но тогда почему Госэкоинспекция не может указать конкретную норму или статью закона, предусматривающую необходимость согласования с ней рабочей технологической карты? Ведь даже если так и есть, то Закон «Об оценке влияния» был принят Верховной Радой еще в конце мая прошлого года. То есть у Госэкоинспекции было более чем полгода, чтобы разобраться в нем и решить, какие предприятия какие документы должны ей предоставлять. Чиновники Госэкоинспекции же пошли по пути наименьшей затраты усилий — дождались, пока закон начнет действовать, танкеры — будут загружены аммиаком и только потом появились на сцене и стали всех тыкать носом в якобы нарушения экологического законодательства.
Тяжелые последствия В любом случае, даже если требования экологического законодательства ужесточились и с экологами теперь нужно согласовывать процедуры перегрузки аммиака, инспекторы должны предъявлять претензии именно ОПЗ, а не закрывать в порту суда с грузом, де-факто и де-юре не имеющими никакого отношения к ОПЗ. Как отметил Щуриков, простой одного такого судна в порту обходится судовладельцу в несколько десятков тысяч долларов в сутки. А всего Госэкоинспекцией было задержано семь судов, задержка составила в сумме не менее 19 суток. Теперь судовладельцы предъявят иски компании, которая зафрахтовала суда, а фрахтователь — виновному в задержке отправки судов. В любом случае иски по цепочке дойдут до главного виновника — государства Украина. В итоге пострадают все: ОПЗ, «Укрхимтрансаммиак», отправители аммиака, госбюджет, но не инспекторы Госэко-инспекции, по чьей вине это произошло. Автор: Александр Суков, «Деловая столица»
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012 |