ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Библия Логистики от Михаила Постана
21.03.2018 / Газета: Моряк Украины / № s / Тираж: 10025

Профессор Постан отметил 70-лет. При встрече с «Моряком Украины» Михаил Яковлевич сказал словами Козьмы Пруткова, «если человек ничего не может сказать о себе, что расскажут о нем люди?!». Он доктор экономических наук, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Одесского национального морского университета, автор научных монографий, учебных пособий, член американского математического общества и Транспортной Академии Украины, Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы.

- Михаил Яковлевич, немного о вашей школе жизни…

- Вся моя жизнь связана с морем. Родился через квартал от Морского университета во втором роддоме г.Одесса, — показывает в окно. – То есть, «Где родился, там сгодился». Я могу сказать, что я «дитя» Одесского порта. Отец Яков Абрамович Постан был заместителем начальника отдела оперативного планирования работы флота в Черноморском морском пароходстве, часто я с ним бывал в порту еще школьником.

Три последних класса в школе я вместе со своими одноклассниками проходил производственную практику в Одесском порту, в портофлоте. По окончании школы я получил также аттестат моториста-дизелиста 1 класса.

Высшее образование я получил в Водном, закончив инженерно-экономический факультет, затем 4 года учился там же в заочной аспирантуре, а теперь преподаю в морском университете уже 26 лет. Успел поработать в ЧМП, в одесском филиале ЦНИИМФА, в ЧерноморНИИпроекте, в отделе портов. Его тогда возглавлял Абрам Исаевич Брюм – патриарх технологического проектирования портов. Он считался научным «отцом» портовой проектной деятельности. Я попал в хорошие руки, — шутит Михаил Постан. — Как раз в тот период, начал разрабатываться проект АСУ порта, смысл которого был переложить на компьютер составление сменно-суточной работы порта. Каждые сутки ее выполнял главный диспетчер порта, отвечая за распределение ресурсов порта, механизации, бригад докеров между судами, складами и вагонами. Это одна из проблем так называемого «узкого фронта». Представьте себе, у вас несколько судов, причалов. Как лучше их обрабатывать? Распылять равномерно ресурсы порта между ними или концентрировать. И вам решать каким образом.

- Ваш опыт вы обобщаете в Ваших книгах и монографиях?

- Мой опыт двадцатилетней работы в ЧерноморНИИпроекте лег в основу моей докторской диссертации и изложен в книге, посвященной экономико-математическим моделям интермодальных перевозок. В ней дан теоретический аппарат для решения задач технологического проектирования порта, методов расчета оптимальных производ-ственных мощностей портов. Например, решаются задачи, как сделать оптимальной компоновку складов, подъездных путей, просчитать длину причального фронта и определить глубины у причалов. Эти результаты применимы и для гидротехнического проектирования, так как причалы проектируются с учетом ожидаемой эксплуатационной нагрузки. Мы разработали с Михаилом Пойзнером основы теории эксплуатационной надежности причалов, написали с ним книгу по этой проблеме.

- Когда в вашей жизни появилась логистика?

- Она меня сама нашла, — шутит Михаил Яковлевич. – В пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» главный герой господин Журден нанял учителей, чтобы обучили его хорошим манерам, в том числе и литературе. От репетитора он с удивлением узнал, что всю жизнь говорил прозой. Так же и мы все, занимались логистикой, и не знали, что это логистика. Отличительной особенностью логистики является то, что она носит оперативный характер, нужно быстро принимать эффективные принимать решения и быстро их реализовывать.

Логистика – в переводе с древнегреческого — искусство рационально мыслить, рассуждать. На протяжении многих столетий логистика была военной наукой. И сейчас она осталась одной их военных специальностей, в военных академиях до сих пор готовят специалистов по военной логистике. Потому что она остается актуальной во все времена.

Например, в Харькове в прошлом году мне пришлось оппонировать докторскую диссертацию по военной логистике. Например, армия Александра Македонского насчитывала десятки тысяч солдат, которые прошли от Македонии до Индии. И нужно было в течение длительного похода управлять армией, обеспечивать солдат едой, вооружением. Логистика играла большую роль во многих битвах. Военные стратеги знают, что побеждает в битве та армия, у которой есть резервы: люди, поставки вооружения. А для этого неободимы коммуникации, транспорт.

Великий полководец Александр Суворов решил, что нужно в длинных переходах отправлять кашеваров вперед, а не размещать их в конце колонны, в обозе. Когда армия подходила к месту привала, обед уже был готов. Это дало преимущество в быстроте движения армии, благодаря чему однажды турецкая армия, не ожидавшая быстрого прихода русой армии, потерпела поражение.

- Говорят, что логистика не знает мелочей? Как это понимать?

- Западные экономисты-аналитики еще в 60-х гг. прошлого века подсчитали, что большая часть издержек- не расходы на производство, станки, а затраты, связанные с поставкой сырья, перевозкой грузов, складированием, перегрузкой и упаковкой и пр. И это огромный резерв экономии, который помогает снизить конечную стоимость товара. Но надо думать и о качестве.

Логистика позволяет разрешить парадокс цены и качества. Это блестяще продемонстрировали японцы, взяв на вооружение технологии менеджмента Европы и Америки. Компания Тойота, которая сегодня является лидером на автомобильном рынке, внедрила концепцию тотального управления качеством – качество товара отслеживается на всех этапах жизненного цикла: от проектной проработки, опытного и массового производства. Именно так японцы добились разрешения противоречия между ценой и качеством. В одно прекрасное утро дилеры США обнаружили, что автомобили «Форд»,

«Крайслер» уступили по продажам японской Тайоте, которая оказалась надежной, качественной, и дешевле, чем американские автомобили. Японцы использовали логистику, систему Just In Time, (точно в срок), — то есть закупки сырья не надо накапливать, а поставлять точно в срок на смену нужное количество запчастей. Себестоимость автомобиля снизилась в разы. Вот так логистика и менеджмент позволили добиться больших результатов.

Логистика сегодня хорошо «работает» в Турции, где реализуется много логистических проектов, развита сфера услуг.

- А как обстоят дела с логистикой в Одессе?

- Пока не лучшим образом. Логистика применяет системный подход к жизненному циклу товаров, начиная от первичных поставщиков сырья, производителя, оптовой и розничной торговли и конечного потребителя. Вся эта цепочка называется цепью поставок.

В рыночной экономике мы сейчас наблюдаем феномен самоорганизации форм и компаний. Парадокс в том, что по ее законам, когда «каждый умирает в одиночку», вдруг возникают элементы самоорганизации. Когда есть цепочка, тогда у компании появляется стабильность, надежные партнеры, что важно в рыночной стихии.

Одесса по определению транспортный узел. В Америке недавно вышла книга «Феномен Одессы», где автор исследует, как без воды, в степи, без объективных условий для развития, образовался европейский город. Секрет прост: во-первых Черное море, которое облюбовали еще древние греки, строя здесь гавани. Во, вторых – чернозем!

Феликс Дерибас, брат Иосифа Дерибаса был предприимчивым человеком. Из Винницы, Сумм, где был хороший урожай, в Одессу везли на подводах пшеницу, и отправляли парусниками в Европу. То есть, выражаясь современным языком, была создана логистическая цепочка. Одесса в конце 18 века стала перевалочным пунктом для вечно недоедающей Европы. Обратно в Одессу суда везли камень, мрамор, гранит из Италии, Греции.

- Что же вы предлагаете для развития логистики в Одессе сегодня?

- Логистика предполагает определенную культуру взаимодействия в бизнесе. С 2011 по 2014 год наш морской университет участвовал в проекте ЕС по созданию логистических кластеров в Украине и Европе, чтобы они в перспективе постоянно взаимодействовали. Логистические кластеры – это территориально близко расположенные предприятия, в которых производятся, оказываются интенсивные логистические услуги. Например, крупный эксперт в области создания логистических кластеров Йоси Шеффи из Массачу- сетского технологического института предложил для развития местности Сарагоса в Испании, которая представляла собой выжженную малонаселенную область, сделать ее привлекательной для туризма, благодаря упоминания ее в романе Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Для этого построили соответствующую туристическую инфраструктуру: аэропорт, гостиницы, развлекательные центры, обслуживающие предприятия и др.

- С какого Сервантеса нам нужно начинать нашу логистику?

- В Одессе надо создать логистический кластер. По структуре – это «три в одном»: местное законодательство, наука и бизнес. В раках вышеупомянутого международного проекта мы предложили создать при Одесской обладминистрации экспертный совет, который сможет находить возможности кооперации между предприятиями региона. Но для этого нужно соотвествующим образом адаптировать законодательство на местном уровне, которое будет стимулировать работу, устанавливать налоговые льготы.

В Одесском регионе есть туристический потенциал, много достопримечательностей, богатая история, связанная с Дюком де Ришелье, Ланжероном и другими деятелями, которые могут стать нашими Сервантесами, и, конечно, одесская кухня. Я побывал во многих странах, но вкуснее одесской кухни ничего не нашел для себя.

Также нам нужно развивать транспорт. Логистика – это движение грузов и пассажиров. Она построена на принципе добавочной стоимости, появления новых материальных услуг: перегрузки, перевозки. Сейчас очень сильно влияет на логистику внедрение информационных технологий. Создание криптовалют, применение технологий блокчейна позволяет ускорить движение грузов, товарообмен и упростить финансовые расчеты. Сами деньги – это бумага. Важно, что за ними стоит, что их подкрепляет.

Австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек в прошлом веке предложил теорию, по которой каждая корпорация будет выпускать свои денежные знаки. И они будут конкурировать на рынке, вместо фондовой биржи. Сейчас похожая схема — корпорации выпускают криптовалюту, зарабатывая на ее обмене.

Криптовалюта вместе с контейнеризацией в перспективе будут востребованы в морском бизнесе, поскольку и то, и другое способствует ускорению продвижения грузов.

Контейнер – один из символов логистики, который подразумевает укрупнение грузового места и ускорение товарообмена.

Идея контейнера родилась еще в 1944 г. когда в атлантических портах Америки скопилось огромное количество грузов, которые отправляли по лендлизу в Европу. Суда стояли, сроки доставки срывались. И тут пришла идея – все маленькие ящики положить в большой прямо на заводе и затем — на платформу. После окончания 2-й мировой войны об этом забыли. А в 1955 г. американец Мак Лейн возродил эту идею. Сегодня на контейнер накручиваются IT- технологии: электронные пломбы, радиомаяки для отслеживания местоположения груза и др.

- Сколько специалистов вами уже подготовлено в области логистики?

- С 2001 года — более 50 магистров и 10 кандидатов наук, у некоторых из них тоже есть свои ученики.

В прошлом году мы открыли в рамках специальности «Менеджмент» образовательную программу «Логистический менеджмент», набрали 2 группы студентов, разработали учебные планы. По мнению международных экспертов профессия логистического менеджера является одной из наиболее перспективных.

-Где востребованы такие специалисты?

- Всюду! Наши специалисты работают во многих странах мира, они профессионально владеют английским языком. Мы ведем базы данных наших выпускников, которые работают в Америке, Турции, Европе. Сотрудничаем с Китаем, который приглашает наших студентов, аспирантов и преподавателей в китайские университеты.

- Что бы хотелось сделать в ближайшие несколько лет?

- Чтобы подготовка в области логистики была профессиональной, и логистика развивалась в Одессе. Сильная школа логистики сейчас есть в Киеве, Львове. И хотелось, чтобы Одеса тоже заняла свое место в Украине. Мы участвуем также в ряде международных проектов в области логистики менеджмента. В 2001- 2005 гг. готовили учебники для специалистов в области транспортного менеджмента совместно с университетами Генуи и Афин. С 2011 до 2014 года принимали участие в проект ЕС «Log4Green” с партнерами из Австрии, Франции, Германии и Турции по логистическим кластерам.

К сожалении, сегодня роль морской морская отрасли в экономике страны недооценивается нашим правительством. За годы независимости Украины было разработано несколько доктрин и концепций возрождения морского флота, но ни одна из них не нашла своего воплощения. И я надеюсь, что придет время, когда это будет востребовано и реализовано, — заключает наш собеседник.

Династию Постанов — инженеров продолжает его дочь Анастасия. Она закончила экономический факультет «Экономика и управление» Водного и работает в компании, как и многие выпускники Михаила Яковлевича.

Автор: Инна Ищук, Анатолий Венгрук

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011