ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Новый закон о ЖКХ:изменится ли качество услуг?
22.03.2018 / Газета: Вечерняя Одесса / № 32-33(10587-10588) / Тираж: 10407

В ноябре прошлого года Верховная Рада приняла Закон «О жилищно-коммунальных услугах», который, по мнению законодателей, должен реформировать отрасль, создать настоящий рынок услуг, убрать монополию поставщиков и дать потребителям возможность контролировать коммунальщиков. По мнению экпертов, закон содержит как положительные, так и спорные моменты.

О новшествах, которые ждут потребителей после вступления закона в действие, то есть после 10 июня с. г., рассказывает руководитель ассоциации «Одесский жилищный союз» Евгений Мальнев:

— Закон «О жилищно-коммунальных услугах» можно назвать вторым по значимости после закона «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» в реформировании ЖКХ. Причем реформа эта рассчитана на то, что ответственными будут сами жильцы, что они будут организованны и инициативны. Если же они будут пассивными, для них ничего не изменится.

Без договора нет услуги

Новый закон предусматривает ряд новшеств: вводятся понятия «управление многоквартирным домом» и «типовой договор по управлению домом», происходит разделение платы за коммунальные услуги на несколько составляющих, предусматриваются несколько вариантов договоров по предоставлению коммунальных услуг, пеня для неплательщиков, абонплата за горячую, холодную воду и отопление.

Так, закон меняет структуру тарифа на коммунальные услуги — из него будет выведена составляющая обслуживания внутридомовых сетей и стоимость абонентского обслуживания. При этом введение абонплаты будет зависеть от того, какую именно модель отношений выберет потребитель. Предлагаются такие модели договоров в многоквартирных домах: индивидуальный договор, коллективный договор и договор с коллективным потребителем. От того, какой из этих вариантов выбран, зависит, кто будет отвечать за содержание внутридомовых сетей и за качество предоставления услуг непосредственно отдельным квартирам. Абонплата предусмотрена только при заключении индивидуального договора, согласно которому поставщик отвечает за качество предоставления услуги в квартире.

Размеры платежек, которые в конечном итоге будут получать потребители, будут зависеть индивидуально от технического состояния каждого дома: позаботились жильцы об исправности внутридомовых систем, утеплили стены и окна, установили приборы учета — платить за ЖКУ будут меньше, проживают в «дырявом», энергонеэффективном доме — платежки увеличатся.

Цифры в платежках также будут зависеть от формы договора. При индивидуальном договоре увеличатся платежи исполнителям услуг, но уменьшатся управляющему, так он не будет получать плату за обслуживание внутридомовых сетей. Логика законодателя такова: в абонплату монополист включает свои затраты на общение с каждым индивидуальным потребителем — в нее могут входить поверка счетчиков, выезд мастеров, починка труб внутри дома, судебные издержки и т.п. Это касается всех коммунальных услуг, кроме услуг на потребление газа и электроэнергии. Предельный размер такой абонплаты будет устанавливать Кабмин.

Если выбран вариант коллективного договора, то платежи исполнителям услуг уменьшатся, а возможно, и управляющим, потому что жильцы дома сами будут принимать решение, кто же будет обслуживать внутридомовые системы.

Коллективный потребитель будет платить меньше за коммунальные услуги, поскольку такая модель договора не предусматривает абонплаты, но если в доме появятся должники, то это будет проблемой всего дома.

Еще одно новшество: монополист не может отказать потребителю в заключении договора на поставку коммунальных услуг. Особенно это важно для ОСМД и ЖСК, с которыми «Одесводоканал» и «Одессаоблэнерго» не соглашались заключать договоры на поставку воды и электроэнергии для технических нужд объединения — полив газонов, помывка техкамер, освещение мест общего пользования.

Заключенные ранее договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг останутся действительными еще в течение одного года после даты вступления закона в силу.

В течение этого срока совладельцы многоквартирных домов должны принять решение о модели договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг (кроме услуг по поставке электроэнергии и природного газа).

Демонополизация рынка ЖКХ откладывается?

Закон предусматривает возможность выбирать поставщика коммунальных услуг. Однако если в ситуации с жэками у горожан есть выбор — заключить договор об обслуживании дома с бывшим жэком, выбрать управляющую компанию или создать ОСМД, то выбор поставщика коммунальных услуг в ближайшей перспективе останется теоретическим, поскольку сейчас монополистам, то есть облгазам, облэнерго и водоканалам, альтернативы нет, а значит, демонополизации рынка коммунальных услуг ожидать пока не стоит. А это значит, что изменения в сфере ЖКХ произойдут не так быстро, как хотелось, ведь о ликвидации монополии главных поставщиков услуг речь пока не идет.

Вместе с тем, по новому закону, собственник квартиры имеет право отказаться от центрального отопления и горячей воды, если не менее 50% квартир и нежилых помещений в его многоквартирном доме уже отключились. Взамен они могут установить в собственной квартире индивидуальное тепло- и горячее водоснабжение. В то же время принудительное отключение от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой не допускается.

За качество услуг нужно отвечать

Законом предусмотрено, что потребитель имеет возможность уменьшить размер платы за услуги ненадлежащего качества и не платить за неоказанную услугу. В принципе, этот механизм теоретически существует уже сейчас: потребитель должен уведомить исполнителя о некачественной услуге, подтвердить свои претензии документально, составив соответствующий акт. Если коммунальное предприятие отказывается производить перерасчет, дело должно решаться в суде.

Проблема заключается в том, что на сегодня нет четкого определения ответственных, когда, скажем, компания поставляет тепло к дому, но не занимается обслуживанием внутридомовых сетей. По новому законодательству, в договоре, выбранном потребителем, должно указываться, к кому обращаться с претензией, — идти в свой ЖЭК, обращаться в правление ЖСК или ОСМД или непосредственно к монополисту. То есть механизм ответственности за качество услуги нужно прописать в договоре.

Также в случае превышения нормативных сроков аварийно-восстановительных работ (если, к примеру, не работал лифт или отсутствовали свет, вода и отопление больше установленного срока) управитель или поставщик услуг (в нашем городе это облэнерго, облгаз, водоканал) должны возместить жильцам понесенный ущерб. Его размер будет прописываться в договоре. В существующем законодательстве такой нормы нет.

Новый закон также позволяет не оплачивать «коммуналку» за время длительного — более 30 дней — отсутствия в квартире.

Поставщик будет обязан предоставлять потребителю детальную информацию об оказанных услугах — температуре горячей воды, калорийности газа, объемах всех потребленных домом услуг, соседях-должниках, структуре тарифа и т. п.

Не расплатился вовремя — плати пеню

Закон наказывает штрафами нерадивых плательщиков за жилищно-коммунальные услуги. С 1 января 2019 года вводится пеня за каждый день просрочки оплаты после даты, до которой должны быть оплачены жилищно-коммунальные услуги. Ее размер — 0,01 процента за каждый день просрочки. Другими словами, за 100 дней просрочки начисляется 1% от суммы задолженности, в год максимальная сумма пени составляет 3,65%. Если же у человека имеются задержки с зарплатой (это должно быть подтверждено документально) или же государство вовремя не перечислило средства на субсидии, пеня не начисляется.

Однако, несмотря на пеню, новый закон не дает реальных рычагов воздействия на неплательщиков. Особенно это касается управляющих компаний и объединений совладельцев многоквартирных домов. Эти организации обречены быть в долгах как в шелках. Судите сами: пеня в размере 3 процентов за год — это по сути, беспроцентный кредит. С учетом того, что инфляция в Украине составляет более 12% в год, не платить весь год по счетам, а потом заплатить все, но уже с пеней, будет выгоднее, чем оплачивать коммуналку вовремя.

Кроме начисления пени, исполнитель услуг получил право отключать потребителя от ЖКУ в случае неуплаты или оплаты в неполном объеме. Нынешнее законодательство запрещает отключать обитателей дома от тепла и холодной воды.

Кабмину поручено...

Несмотря на многие положительные вещи, новый закон «О жилищно-коммунальных услугах» имеет много спорных моментов, а также имеются положения, которые априори невозможно выполнить.

Например, как в реальности жильцы дома должны бороться с теми, кто не платит за услуги или пытается обмануть прибор учета?

Остается непонятным, как будет технически осуществляться отключение должников от системы тепло- и водоснабжения в домах с вертикальной разводкой внутридомовых сетей? Как сотрудник компании войдет в квартиру без разрешения ее владельца, ведь несанкционированный доступ разрешен только в случае аварийной ситуации?

Еще один момент. Управитель дома имеет право приостановить услугу по обслуживанию дома жильцу, который за это не платит. Как это будет происходить на практике? Если кто-то из жильцов не платит, перестанут подметать двор, убирать в парадных или освещать площадки и подъезды? Должника не будут пускать в лифт? Или приостановят капремонт?

Законом предусмотрено, что управляющий должен вести бухгалтерский учет по каждому абоненту и объекту отдельно и предоставлять эту информацию жильцам. Как реально собственник квартиры сможет проверить затраты на управление его домом или расходы по своей квартире? Если он не бухгалтер-ревизор, предоставленные цифры ему ничего не скажут.

Или возьмем ситуацию, когда обитатели дома решили сменить управляющего. По закону, бывший управляющий должен вернуть деньги, если они у него остались, на счет каждого собственника. А если человек платил наличными?

В законе также не сказано, каким образом исполнители услуг будут обслуживать внутридомовые сети в домах, жильцы которых заключили индивидуальные договоры. Это ж какую армию работников надо иметь водоканалу, облэнерго и тепловикам, чтобы не то что заниматься систематическим обслуживанием внутридомовых систем, а просто обойти их хоть один раз в месяц?

Нужно еще принимать документы, которые дали бы ответы на возникающие вопросы. Для этого Кабинету Министров поручено разработать подзаконные акты, в частности, положение о распределении показаний общедомового прибора учета с учетом показаний распределительных приборов учета в квартирах. Уже прошли все сроки, а положение так и не родилось. Поэтому есть опасение, что во многих случаях закон будет расходиться с реальной жизнью.

Автор: Подготовила Валентина Онькова.

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Сергій Токарєв розказав про заходи, що покращать стан українського IT-сектору
Втрати контрактів та складнощі із залученням іноземних інвестицій — це ті виклики, з якими сьогодні найчастіше стикаються українські IT-компанії. На цьому наголошує Сергій Токарєв — IT-інвестор та бізнесмен, співзасновник інвестиційної групи Roosh. На його думку, становище вітчизняного сектору може покращити активний міжнародний іміджбілдинг.

SHABO провело серію дегустацій Великих вин України
Одне з провідних українських виноробних підприємств SHABO провело серію дегустацій, присвячену 20-річчю компанії.

Останні моніторинги:
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013