ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Крупнейший в стране музей стал заложником конфликта ценностей
27.03.2018 / Газета: Окна / № 6(527) / Тираж: 5002

Резонансные художественные произведения и участие в громких арт-проектах – неотъемлемые составляющие творческого амплуа знаменитого одессита Александра Ройтбурда. Одного из наиболее известных украинских художников в стране и за рубежом, у которого всегда имеется свой оригинальный взгляд на разные явления жизни и творчества.

Еще в начале 90-х Ройтбурд стал сооснователем ассоциации «Новое искусство», затем возглавил Центр современного искусства Сороса в Одессе, и с тех пор популярность его как художника и активиста неуклонно растет. Работы экспонируются в коллекциях Национального художественного музея Украины, Нью-Йоркского музея современного искусства и других, а самого художника многие воспринимают как возмутителя спокойствия. Одним из первых известных людей Ройтбурд публично поддержал Евромайдан и не стал скрывать неприятия попыток навязывания «русского мира» родной Одессе.

Как это ни парадоксально, четыре года спустя именно патриотическая позиция художника, который в декабре минувшего года был признан победителем конкурса на замещение вакантной должности директора Одесского художественного музея, неожиданно стала препятствием на пути к подписанию соответствующего контракта с Одесской облгосадминистрацией. Группа представителей «Оппоблока» устроила на 17 сессии облсовета громкую провокацию и отказалась от формального утверждения его в должности, вопреки итогам проведенного конкурса.

Причем обструкцию депутатов-«оппоблоковцев» в отношении художника по существу поддержали неучастием в голосовании депутаты от партий «Батькивщина» и «Доверяй делам», постаравшиеся «не заметить» обращения пятидесяти выдающихся деятелей культуры Украины, направленного накануне 17 сесии облсовета, к руководству региона с призывом – дать возможность художнику, который «последовательно придерживается проукраинской и проевропейской позиции», возглавить крупнейший в регионе Художественный музей.

Обо всем этом мы и решили поговорить с Александром Ройтбурдом.

- Как расцениваете, Александр Анатольевич, этот парадокс: деятели культуры страны во главе с Евгением Нищуком предлагают главе облгосадминистрации выполнить решение государственной конкурсной комиссии, а члены облсовета блокируют подписание контракта?

- Вообще-то подоплеку своих действий «оппоблоковцы» во главе с защитником колорадских ленточек Саутенковым даже не скрывают. Развернули против меня грязную и лживую компанию травли из-за моей политической позиции. Считал и считаю, что 2 мая 2014 года в Одессе было остановлено наступление «русской весны». Это была победа проевропейски настроенных жителей города.

- Но вот сейчас бурлит негодованием одесский сегмент Facebook, уже три с половиной тысячи человек подписали петицию в вашу поддержку, а депутатское большинство облсовета делает вид, что и обращения в адрес руководства страны «не замечают». Впрочем, некоторые одесские партфункционеры «Батькивщины» на днях признали-таки: это ответ Ройтбурду за оскорбление Тимошенко...

Вижу в этом не что иное, как мировоззренческое противостояние – советский образ мышления против европейского, скрепы против свободы

- И я не стану скрывать: вижу в этом не что иное, как мировоззренческое противостояние – советский образ мышления против европейского. Закоренелый консерватизм против прогресса. Иными словами, скрепы против свободы. А крупнейший в регионе музей просто стал заложником конфликта ценностей.

И подоплека торможения и блокирования перемен и реформ во многих сферах кроется, на мой взгляд, в том, кого и как избирали жители три года назад в состав облсовета. Мы же видели, как многие экс-«регионалы» злоупотребляли и манипулировали в узкопартийных интересах демократическими нормами нашего избирательной системы, заполучая голоса части избирателей и членов комиссий путем прямого подкупа или продпакетов. А теперь эти маргинальные скупщики голосов громко заявляют, что они «народные избранники». И не желают осуществления назревших преобразований, в том числе в музейном деле и культурно-образовательной сфере в целом.

Иными словами, это явление фундаментального порядка, а не локальный факт, когда художник столкнулся с непониманием властей. Ибо люди, которым надлежит принимать важные для региона решения, руководствуются при этом не интересами избирателей, а собственными узкопартийными и интересами местных бизнес-кланов.

И уклонение от участия в голосовании депутатов фракции «Батькивщина» – одно из подтверждений такого подхода. Причем те, кто организовал кампанию по блокированию моей кандидатуры, приписали мне работу из «дарвинистской» серии художника Ильи Чичкана, где среди изображений обезьян, наделенных чертами известных персонажей, таких как Эйнштейн, Пушкин или Черчилль, есть и обезьянка, похожая на Юлию Тимошенко. В БЮТ поддались на эту провокацию. В итоге его депутаты тоже проголосовали позицию местных «сепаров».

- Расскажите, на чем зиждется экспертное заключение сотрудницы Одесского музея западного и восточного искусства Ольги Куцан, которое было роздано всем участникам 17 сессии облсовета и в котором утверждается, что якобы ваша картина «Молитва» написана с применением экскрементов...

Картины «Молитва», в написании которой меня обвинили «оппоблоковцы», вообще не существует

- В отличие от некоторых депутатов, которые считают несколько листов, заверенных подписью Куцан, экспертным документом, я настаиваю на том, что розданные депутатам материалы – это грубая фальшивка, слепленная по заказу группы экс-«регионалов» с целью заблокировать формальное утверждение облсоветом меня в должности директора музея, вопреки итогам проведенного конкурса, и подписание соответствующего контракта с Одесской облгосадминистрацией. Ведь в настоящем экспертном заключении должна быть прежде всего атрибуция, совершенно конкретное описание и, конечно, должно быть указано – где и с помощью какой аппаратуры исполнена экспертиза, должнен быть исследован целый ряд предусмотренных в таких случаях параметров, должны быть приложены фотографии, документ должен быть заверен печатью, и это далеко не полный список требований. Ничего этого нет, зато имеется покаянная «объяснительная записка» на имя директора музея западного и восточного искусства с признанием сотрудника заведения Куцан о неправомерном использовании бланка музея «по недомыслию». Существует также приказ директора музея о наложении взыскания на реставратора, которая допустила нарушение.

Но я считаю, что когда сотрудник заведения подписывает бумагу на форменном бланке и пытается представить ее в областной совет как «экспертное заключение», он должен нести ответственность согласно статье Уголовного кодекса Украины. И оставляю за собой право обратиться в суд для привлечения к ответственности автора «экспертизы».

Со своей стороны могу лишь добавить, что не только в пакете материалов, розданном депутатам на сессии, нет фотографии картины «Молитва», авторство которой мне приписала Куцан, но вообще не существовало и не существует такой моей работы. Не писал я картины в указанном формате 240х150! И это не экспертиза, а вечерняя сказка от деда Панаса. Возможно, таким образом «эксперт», которая приняла участие в спланированной акции вместе с сотрудником музея Владимиром Островским, уже обеспечила себе как минимум запрет на профессию.

Хочу уточнить: единственный инцидент, который однажды, около десяти лет назад, действительно имел место при размещении группой художников, в том числе и мной, картин в Одесском музее западного и восточного искусства, был связан с моей работой «Джохар», посвященной бывшему лидеру Чеченской республики Ичкерия генералу Дудаеву. Но после встречи со мной и тогдашним директором музея Виктором Никифоровым представитель чеченской общины Одессы заявил, что претензий ко мне, как автору работы «Джохар», не имеет, и картина продолжала экспонироваться в музее.

- Между прочим, это не первый случай в Одессе, когда выдающихся деятелей искусства объявляют «чужаками», чтобы блокировать прогрессивные перемены в сфере культуры. Помнится, такая участь не обошла, в частности, и руководителя академического театра оперы и балета Сергея Проскурню...

Очень жаль, что моя Одесса превращается в классическую культурную провинцию

- Да, вследствие манипуляций определенных людей было создано мнение, что Проскурня «чужой» нам, нужен «свой» и имеется Ботвинов. Поставили временно Алексея Ботвинова, чтобы вскоре тоже избавиться.

Потому что в действительности нужен был не яркий и талантливый лидер, а худрук, при котором можно было комфортно существовать в привычном «болоте». Как обстоят дела в опере сейчас, не знаю, но убежден, что если бы во главе творческого коллектива были личности такого масштаба, как Проскурня или Ботвинов, это придало бы театру сильный импульс, которого ему, на мой взгляд, не хватает.

Это боязнь сильной творческой личности, которая свойственная провинциальному городу – отторгать все, что перерастает привычные для него стандарты. Откровенно говоря, очень жаль, что моя Одесса превращается в классическую культурную провинцию...

- Интересно, удалось ли вам создать, как участнику столичного Евромайдана, яркие работы под впечатлением событий четырехлетней давности?

- Скажу так: я – не политический художник. Хотя события последних дней Майдана, массовая гибель людей были мной восприняты как личная трагедия. Откликом на них стали несколько моих работ. Сейчас я к этим темам не возвращаюсь.

- Расскажите, пожалуйста, о своей программе развития и адаптации Художественного музея к требованиям, выдвигаемым в условиях начатых евроинтеграционных процессов, которую вы презентовали наряду с двумя другими участниками конкурса на замещение вакантной должности директора заведения.

Я проевропейский человек, и система ценностей в моем сознании не увязывается с заскорузлой архаикой

- Начну с того, что я проевропейски ориентированный человек, и система ценностей в моем сознании не увязывается с закорузлой архаикой. Убежден, что сфера культурной политики требует радикальной модернизации. Нужно реформировать институции, постепенно отказываясь от патернализма и неэффективного финансирования.

Что касается совершенствования музейного дела, то главный смысл, по-моему, заключается в том, что современный музей должен быть прежде всего приветливой и образовательной средой. Свое видение приоритетных целей, принципов и программы его развития я изложил в декабре членам конкурсной комиссии, презентуя основные стратиогемы, подходы к научно-экспозиционной и методической работе, акценты уставных составляющих и основных направлений деятельности музея на краткосрочную перспективу. Высказал также подходы к организации научно-фондовой деятельности, развития систем менеджмента и маркетинга заведения, исходя из имеющегося опыта руководства киевской галереей Гельмана и участия в создании музея современного искусства Пинчука. Более того, я обнародовал свою программу в Facebook.

Будучи осведомленным о неудовлетворительном техническом состоянии здания, я высказал свою позицию – о том, что крайне необходима разработка проектной документации для проведения ремонта помещений, с учетом требований к соблюдению стандартов климат-контроля, охранной и пожарной безопасности. Есть необходимость и в безотлагательных работах на некоторых участках бывшего графского дворца, прежде всего, течет крыша здания – в нескольких местах, воду приходится собирать ведрами прямо в помещениях, где размещены экспозиции.

Пока депутатская фракция «Оппоблока» пытается блокировать подписание со мной контракта, а временная администрация пребывает в конфликте с трудовым коллективом музея, кризисная ситуация только усугубляется. В решении вопросов ремонта обещали мне содействие при встречах накануне заседания конкурсной комиссии руководители облсовета и облгосадминистрации.

Вместе с тем, я изложил свою позицию о том, что коллекция Художественного музея, в отличие от Одесского музея западного и восточного искусства, у которого нет и не предвидится средств для закупок баснословно дорогих работ современных зарубежных художников, может пополняться как за счет бюджетных средств, так и за счет пожертвований меценатов, коллекционеров и самих художников. Это и связано с развитием и модернизацией заведения.

- Кстати, некоторые оппоненты уже озвучили критические замечания насчет того, будто вы намерены, в случае прихода в директорский кабинет, отказаться от картин художников южнорусской школы 19 века...

- Нет, это не так: я вовсе не собираюсь удалять из экспозиции произведения южнорусской школы. Поскольку знаю, что первоначальным ядром коллекции музея как раз и были работы художников этой школы. А с другой стороны, прошло с тех пор 120 лет, и за эти годы как в Одессе, так и в Украине в целом, было создано множество достойных произведений искусства. Известно, что сейчас в экспозиции находятся около 10 процентов работ от всего количества произведений, которые хранятся в запасниках. Музей требует расширения. И эту проблему нужно постепенно решать, привлекая средства изо всех источников.

- Насколько полезным считаете накопленный опыт при руководстве «Центром современного искусства Сороса – Одесса»?

- Этот Центр создан усилиями членов ассоциации художников «Новое искусство», которая была своеобразным парламентом для художников, работавших в условиях жестких требований мировых тенденций. В отличие от многих одесских художников, которые по-прежнему работали в режиме «остановившегося времени».

Ассоциация «Новое искусство» функционировала в течение десяти лет, а параллельно начал работать «Центр современного искусства Сороса – Одесса», в котором я возглавлял наблюдательный совет. Наша творческая организация отличалась от подобных структур тем, что не была встроена в традиционную систему официальной культурной политики.

И этот опыт напряженной работы в рамках независимой международной организации, весьма пригодился мне, когда возглавил киевскую галерею Гельмана. Эта галерея разрабатывала проект музея современного искусства для крупного бизнесмена Виктора Пинчука. Полагаю, что этот опыт может быть использован и для модернизации Одесского художественного музея.

- Насколько реально, что удастся также привлечь средства меценатов для реализации этого проекта?

Публичные страсти этой недели уже нанесли удар по имиджу Одесского художественного музея

- Откровенно говоря, когда в ноябре минувшего года я подавал заявку на участие в конкурсе по замещению должности директора музея, весьма рассчитывал, что именно так и будет. Однако сейчас, после 14 марта, когда против меня на сессии облсовета была поднята оппонентами волна грязи, возникла иная ситуация. Поддержка музея может таить репутационные риски. Однако, все-таки верю, что со временем нашей команде удастся показать такую качественную и эффективную работу, что все нынешние нападки будут вспоминаться как дурной сон.

Полагаю, что кроме «постсовкового» предпринимателя, в Одессе работает немало бизнесменов, которые понимают, что такое социальная ответственность бизнеса. Поскольку именно это путь в Европу, а иной путь ведет даже не в направлении канувшей в Лету советской империи, а в путинскую Россию, которая гораздо опаснее и страшнее, чем СССР. В серую зону – типа Приднестровья или ДНР.

Канцелярская скрепка в черно-оранжевую полоску одесским любителям «скреп» должна понравиться

Разумеется, вследствие публичных страстей этой недели удар по имиджу Одесского художественного музея как крупного центра культуры уже нанесен. И, думаю, что те, кто приложил к этому руку, должны быть привлечены к ответствености. В первую очередь – те, кто состряпал фальшивку, розданную каждому члену облсовета вначале сессии и повлиявшую на исход голосования.

- Кстати, лидер областного КИУ Анатолий Бойко обнародовал на днях инициативу – вручить каждому из «оппоблоковцев», которые заблокировали на сессии облсовета решение о назначении директора Одесского художественного музея, согласно итогам работы конкурсной комиссии, большие канцелярские скрепки с ленточкой и надписью «Заслуженный защитник скреп».

- Я бы еще покрасил эту ленточку в черную и оранжевую полосочку. Это должно им понравиться...

Автор: Михаил Аксанюк, Одесса.

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 11.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011