ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Кармелла ЦЕПКОЛЕНКО: «Самым трудным становится каждый новый фестиваль»
21.04.2018 / Газета: Одесские известия / № 31(5055) / Тираж: 18937

Сегодня в Одесской филармонии начался 24-й Международный фестиваль современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки» – один из крупнейших форумов новой академической музыки в Украине. В течение 2 ближайших дней и ночей более 50 музыкантов из 30 стран мира продемонстрируют уникальные формы и жанры современного искусства, причем в уникальном формате, который невозможно поделить на концерты: музыканты выступают нон-стоп, с небольшим перерывом на сон. В канун фестиваля его арт-директор, известный одесский композитор Кармелла Цепколенко, рассказала о том, что ожидает слушателей на сей раз. Рядом с ней, как и прежде, вся ее семья: муж, директор «2Д2Н» Александр Перепелица; сын, пианист и дирижер, руководитель ансамбля Senza Sforzando Александр Перепелица-младший; невестка, пианистка Марина Перепелица (Мохрякова).

– Дорогая Кармелла, трудно поверить, что фестиваль проходит уже почти четверть века, время столь быстротечно! К чему готовиться публике на этот раз?

– Естественно, среди участников будут и старые друзья, и в то же время одесская публика откроет для себя новые имена. Начну с новых – мы рады, что к нам приезжает очень интересный дуэт из Италии, ISAKAR DUO, саксофонистка Изабелла Стабио и пианист Кармело Лука Самбатаро. Также впервые на нашем фестивале будет трио «Сен Тегменто» – это сопрано, кларнет и фортепиано. Певица Нао Хигано из Японии, а кларнетист Мартин Адамек и пианистка Зузана Бищакова – из Словакии. Ждем в первый раз перкуссиониста из Италии Симоне Беневенти с программой «Звуковые контейнеры» – у него совершенно особенные ударные инструменты. Похоже на коробочку для драгоценностей, открывается – там такие ящички, и в каждом лежат предметы, то веер, то какие-то гвоздики, и на всем этом можно играть. Мы встретимся также с еще одним новым членом нашей фестивальной команды – это потрясающий контрабасист Назарий Стець. Впервые на фестивале у нас «Соло-Солиссимо» контрабаса. Впервые приезжает также дуэт Снежана Нешич (баян) и Лиза Верган (скрипка) из Германии. Впервые наш фестиваль посетит в этом году Ольга Сметанова (Словакия), Генеральный секретарь Международного общества современной музыки / ISCM. Членом ISCM является и наша Ассоциация Новая музыка, которая представляет Украину в этом международном сообществе, насчитывающем 68 стран.

А из старых друзей, с которыми всегда ждем встречи, назову два ансамбля перкуссии, из Фрайбурга и Базеля, первым руководит наш бессменный президент фестиваля, профессор Бернхард Вульф. В этом году у нас опять идет небольшой акцент на перкуссию, потому что и каждый ансамбль имеет участника-перкуссиониста, и участвуют два полных ансамбля ударных инструментов. Приезжает также старый знакомый, который участвует в фестивале уже в шестой раз, ансамбль «Нойе Мюзик Цюрих», приезжает очень большой командой и привозит весьма интересное произведение, которое называется «Когда джаз целует новую музыку». В составе ансамбля – два джазовых музыканта, ударник Лоренс Хаас и Филипп Шавфельбергер, играющий на электрогитаре. Я так себе представляю, что это будет некое соревнование между джазом и новой музыкой. Не впервые приезжают к нам скрипачи Якуб Дзялак и Анна Савицкая из Швейцарии.

Безусловно, наш ансамбль Senza Sforzando принимает очень активное участие, ребята участвуют в четырех концертах. Приезд Руперта Бергманна, бас-баритона из Австрии – это всегда праздник для музыкальной Одессы, как всегда, он будет нас удивлять, и первый концерт, в котором он принимает участие, носит название «Наша память». Он посвящен 70-летию образования государства Израиль. Мы очень благодарны за поддержку Посольству Израиля в Украине, которую наш фестиваль получает уже восьмой год подряд – каждый раз то ли музыканты приезжают к нам из этой страны, либо звучит музыка, написанная израильскими композиторами. На сей раз это будет музыка еврейского композитора Эллы Мильх-Шерифф, «Песни кабаре», исполняют Руперт Бергманн и Марина Перепелица (фортепиано).

И завершает этот блок очень серьезное произведение Виктора Ульмана, очень известного австрийского композитора еврейского происхождения, которого в 1944 году сожгли в Освенциме. Даже находясь в концлагере, он продолжал писать музыку, и у нас будет исполняться его последнее произведение: «Жизнь и смерть корнета Кристофа Рильке» – это предок известного поэта двадцатого века Райнера Марии Рильке. Интересный сюжет относится к семнадцатому веку, войне с турками. Это произведение длится полчаса, оно достаточно большое, серьезное, исполняет его Руперт Бергманн вместе с Александром Перепелицей.

Руперт прекрасный актер и мы с нетерпением ждем этот мини-спектакль.

– Уже традиционно, поздно ночью или скорее рано утром у вас проводится дискотека, которой завершается фестиваль. Как удается оставаться в таком тонусе после музыкального марафона?

– Это другое, это уже снятие перенапряжения. И без этой составляющей было бы трудно. У нас было пару фестивалей, когда не оказалось возможности потанцевать, и тяжело было (однажды, это было на третьем фестивале, я чуть не потеряла сознание – пришлось моим сотрудникам меня откачивать), в танце ты выплескиваешь все напряжение, что собралось-накопилось. И утром уже прекрасно себя чувствуешь, когда надо провожать гостей… Многие же едут с инструментами, с большими группами, которые нужно обязательно сопровождать. Ну, это работа, деваться некуда. Очень трудно делать первый, второй, третий фестиваль и вообще каждый фестиваль. Каждый новый фестиваль проводится как первый раз – новые исполнители, новые программы, бесконечные согласования, поиск финансирования. Кстати, хотела бы с благодарностью упомянуть наших постоянных спонсоров. Это Министерство культуры Украины, Одесская облгосадминистрация, Одесский областной Совет, Одесский городской совет, Немецкий культурный центр – Гете-Институт в Киеве, Немецкий культурный центр Баварский дом Одесса, Посольство Государства Израиль в Украине, Благотворительный фонд Андрея Азарова, Благотворительный фонд Циацан.

– Кстати, о первом фестивале. Установить множество международных контактов еще до эпохи Интернета – как это удавалось?

– Телефон помогал, и факс. Тогда фестиваль поддерживал еще и фонд «Вiдродження» (к сожалению, уже много лет как Джордж Сорос закрыл культурную программу в Украине), и мы могли отправлять факсы и звонить из офиса.

Первый прорыв в Новую музыку я осуществила в 1992 году, когда прошла конкурсный отбор и получила возможность участвовать во всемирно известных композиторских мастер-курсах в Дармштадте (Германия), где преподавали такие величины как Хельмут Лахенманн, Виолета Динеску, Брайон Фернихой, Эрнст Хельмут Фламмер. Там я знакомилась с новыми партитурами, и там произошло очень много знакомств с европейской музыкальной элитой. Туда приехали и молодые композиторы, которых я знала по другим фестивалям – из Литвы, Молдовы, Татарстана, России. Это были Александр Радвилович (основатель фестиваля «Звуковые пути»), Рашид Калимуллин (сейчас председатель Союза композиторов России), Витаутас Германавичюс (один из ведущих композиторов Литвы), Геннадий Чебану (был министром культуры Молдовы)… И как-то быст­ро мы создали такой притягивающий круг, что к нам с удовольствием присоединялись и голландцы, и французы. Там я познакомилась и с потрясающим саксофонистом Пьер-Стефаном Меже (которого многие помнят по прошлым фестивалям, особенно, когда он показывал технику беспрерывного дыхания и одновременную игру на двух саксофонах). Флейтистка Карин Левайн – оттуда, как и ансамбль «Нойе Мюзик Цюрих» и Бернхард Вульф, мы там все подружились. Конечно, с Вульфом – в первую очередь, ведь наша консерватория имела партнерские отношения с Фрайбургом. Вульф, как проректор и ведущий профессор консерватории Фрайбурга в Одессе очень часто появлялся, здесь под его руководством проводились концерты, например, исполнялась впервые в Украине «История солдата» Стравинского. Задействовались одесские студенты – оркестр одесской консерватории под руководством Сергей Мацояна и хор Одесской консерватории им. А. В. Неждановой под руководством Григория Лиознова. Исполнялись произведения Веберна, Мессиана, Штокгаузена, Лигети – кстати, первый фестиваль начинался, если ты помнишь, с Лигети, дирижировал Вульф, но это лиозновский был хор. И вот эти отношения между двумя консерваториями очень нас сплотили.

А когда созрела идея фестиваля, было очень сложное время. Но в Одессе открылось отделение фонда «Відродження», которое возглавила Анна Морозова, и фестиваль стал одним из первых проектов Одесского отделения. Впоследствии Фонд на протяжении ряда лет поддерживал фестиваль.

– Твоя семья всегда с тобой на фестивале, вот и внук Арсений уже мелькает на концертах…

– Он учится в школе Столярского, в третьем классе, в программе есть современная украинская музыка, естественно, мы стараемся, чтобы Арсюша ее исполнял – вот учит произведение харьковского композитора Людмилы Шукайло, и Грабовского… Думаю, будет эту музыку понимать, потому что слышит ее с рождения.

У него сейчас очень сложный возраст, девять лет, и он эмоциональный мальчик, настоящий мальчишка, настоящий разбойник. Способности есть, ему интересно играть, учить – нет. Саня был спокойнее, но тоже не особенно любил учить, в какой-то момент, только после десяти лет появилось желание…. Я надеюсь, что фестиваль перейдет по наследству моему сыну и невестке, так как они все о нем знают и на протяжении многих лет являются участниками фестиваля.

Справка «ОВ» Фестиваль для всех континентов

Странами-участницами «2Д2Н» в 2018 году стали Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Великобритания, Греция, Эквадор, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Колумбия, Ливан, Литва, Мексика, Нидерланды, Южная Корея, Польша, Россия, Сербия, Словакия, США, Украина, Франция, Швейцария, Чили и Япония. Цель фестиваля – сочетание новой музыки с новой фестивальной формой, демонстрация украинскому слушателю новых направлений искусства, содействие интеграции украинской музыки в мировую культуру.

Досье «ОВ»: Создатель школы современной композиции

Кармелла Цепколенко получила музыкальное образование в Одесской консерватории (1973-1979), где изучала композицию (класс профессора А.А. Красотова) и фортепиано (класс профессора

Л.Н. Гинзбург). С 1986 по 1989 год училась под руководством профессора Г.М. Цыпина в аспирантуре Московского педагогического института имени В.И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет). Защитила кандидатскую диссертацию и получила степень кандидата педагогических наук.

Посещала композиторские мастер-курсы в Германии (Дармштадт, 1992, 1994; Байройт, 1993). Участница многочисленных международных фестивалей и форумов. Участница многочисленных международных фестивалей и форумов. Лауреатка всесоюзных и международных композиторских конкурсов. Получала гранты от Фонда им. Г. Белля (Германия, 1995), DAAD (Германия, 1996), Фонда Дома И. Брамса (Германия, 1996), Международного фонда Возрождение (Украина) и Национального фонда искусств США (Нью-Йорк, США, 1996). Выигрывала гранты на творческие резидентуры в Шраяне (Германия, 1998), Ворпсведе (Германия, 2000), Ди Геґе (Германия, 2002, 2003). Автор более 100 произведений, многие из которых записано на 12 компакт-дисках и на радио разных стран мира. Автор идеи, основательница и артистический директор ежегодного Международного фестиваля современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки». Инициатор создания, основательница и глава правления Международной общественной организации Ассоциация Новая Музыка – Украинской секции Международного общества современной музыки / ISCM. Профессор Одесской государственной музыкальной академии им. А. В. Неждановой (композиция). Секретарь правления Национального Союза композиторов Украины. Лауреатка Премии им. Б. Лятошинского (2001). Заслуженный деятель искусств Украины (2006).

С 1980 года — преподает композицию в Одесской государственной консерватории, ныне Национальной музыкальной академии имени А.В. Неждановой. В процессе обучения использует свою авторскую методику «Сценарная разработка музыкального материала». Неоднократно с успехом проводила мастер-классы в учебных заведениях Германии, Молдовы, России, Швейцарии, США.

Создала школу современной композиции на юге Украины, воспитав немало учеников, среди которых композиторы, лауреаты Национальных премий и Международных конкурсов.

Автор: Мария Гудыма

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Сергій Токарєв розказав про заходи, що покращать стан українського IT-сектору
Втрати контрактів та складнощі із залученням іноземних інвестицій — це ті виклики, з якими сьогодні найчастіше стикаються українські IT-компанії. На цьому наголошує Сергій Токарєв — IT-інвестор та бізнесмен, співзасновник інвестиційної групи Roosh. На його думку, становище вітчизняного сектору може покращити активний міжнародний іміджбілдинг.

SHABO провело серію дегустацій Великих вин України
Одне з провідних українських виноробних підприємств SHABO провело серію дегустацій, присвячену 20-річчю компанії.

Останні моніторинги:
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 28.03.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012