ИА «Контекст Причерноморье»
логин:
пароль:
 
Последнее видео
Про проведення зовнішнього незалежного оцінювання (ЗНО) випускників середніх загальноосвітніх навчальних закладів у 2018 році
Инфографика
Курсы валют. Доллар США. Покупка:
 
Погода




Наш демократический «цирк на дроті»
12.06.2018 / Газета: Вечерняя Одесса / № 63(10618) / Тираж: 10407

Русский академический драматический театр попробовал силы в жанре политической сатиры: режиссер Светислав Бата Недич поставил комедию сербского классика Бранислава Нушича «Народный избранник».

ОГОВОРЮ: пьеса поставлена изящно, актерские работы запоминаются, хотя никаких таких «характеров» сюжет не предусматривает, какие уж характеры — в памфлете. Мое впечатление, в конечном счете, двойственное: это же, на минуточку, конец XIX века, а самому автору — 19 лет (1864—1938), проба пера, пусть и многообещающая. За истекшие годы драматургия далеко прошагала — взять хотя бы опусы Майкла Макдонаха, там если политика, то обхохочешься до упаду, да юмор черным-черный; в этом плане пьеса Нушича — ничего не поделаешь, архаика, водевиль. Тем не менее... на сегодняшние реалии она проецируется, и в этом смысле мне подчас даже интереснее было наблюдать реакцию публики в зале, чем то, что происходит на сцене.

Публика поначалу удовлетворенно хихикала, затем в голос смеялась и, подозреваю, переводила репризы персонажей в современные нам термины. Политические. Шарада выходила, в самом деле, забавная. Для своей эпохи это была пьеса на цитаты.

В «Народном избраннике», как легко догадаться, бушуют предвыборные страсти с политизацией всего и вся, в том числе семейных отношений. Только происходит это не в государственном масштабе, а в лоне одной провинциальной мелкобуржуазной семейки. То есть, автор прибегает к приему снижения, приземления, намеренного измельчения вроде бы серьезной проблемы. Лавочник Еврем Прокич (актер Александр Суворов сумел придать острую характерность этому персонажу, не карикатурному, но простодушно трогательному) вздумал баллотироваться в парламент. Не корысти ради, а токмо для стяжания почета: «оно» невежественное, но тщеславное, и так бывает. А его дочка Даница (Анна Моргунова) влюбилась в жильца, адвоката Ивковича (Михаил Игнатов), баллотирующегося от оппозиции.

Тут же героями просчитываются расклады — не депутат, так зять депутата, со всеми вытекающими, — а между соперниками по предвыборной гонке и дочкой вьется Павка, жена Прокича, озабоченная, как бы пристроить Даницу замуж. Тут же и политтехнолог подкатывается — налоговый инспектор Срета (Евгений Меркулов) со своими советами...

ДАЛЕЕ позволю себе цитаты с переводом. Как, вообще, лавочнику стать народным депутатом? «Но ведь ты не скажешь, что я не умею говорить? Умею. А где нужно, и смолчать сумею». Какие возможности сулит мандат? «Ты, как депутат, не можешь срубить на свое имя ни одного дерева, а на мое ты можешь вырубить хоть все леса на горах», — в смысле, «бизнес, зарегистрированный на подставных лиц». А посредством чего стать обладателем мандата? «Доверие, брат, это такой же товар, как и все остальное. Брось его на весы, посмотри, сколько потянет, вынимай кошелек и плати. Мандат не головой добывают, а кошельком и ногами», — ага, подкуп избирателей, а также админресурс и подключение силовиков: тут к Прокичу и местный жандарм подпрягается, со своим интересом. А соперников как нейтрализовать? «Распространить ложный слух по городу», — черный пиар и война компроматов, стало быть; ну, и «какое-нибудь политическое собрание сорвать», — наплодить, значит, прикормленных «активистов».

И когда ты уже сидишь в сессионном зале, начинается борьба за народное счастье: «А потом одни кричат: «Ты предатель», а другие: «А ты вор». А потом один депутат бьет по щеке другого, и только после этого переходят к следующему вопросу».

Сами видите: пьеса юного Нушича имеет прямо-таки инструктивный характер, и этой инструкции скрупулезно следуют по сей день, особенно в так называемых развивающихся демократиях.

...Актеры Русского театра сыграли всю эту парламентскую премудрость на «легком дыхании»: в премьерном спектакле были заняты и Геннадий Скарга, и Алла Нестерова, и Борис Смирнов, и Анатолий Антонюк, и Юрий Невгамонный, и другие. Мне же особенно запомнилась Гуллер Полякова в роли Спириницы, сестры жены нашего героя: там была просто бездна обаяния, с дурной, безбашенной, чисто балканской, энергией, так что возникало то специфическое настроение, с каким пересматриваешь фильмы Кустурицы.

А чтоб уж вовсе наподдать балканского колориту, на сцене был усажен одесский клезмер-бэнд «Мамины дети», наяривавший что-то такое впрямь балканское, так, что становилось и вовсе весело. И неважно, кто из кандидатов в нардепы победил, важно, что договориться они потом сумеют.

Ну, вот... а уж приговор спектаклю — хорошо, повторяю, поставленному — зависит от того, за чем именно вы идете в театр. Если ищете сильных эмоций, потрясения, с последующим осмыслением, то вам, честно говоря, не сюда. Я, право, не знаю, нужно ли воплощать в действе продолжительностью в два часа двадцать минут те вещи, которые легко помещаются в газетном фельетоне, пусть даже эта пьеса и принадлежит будущему классику. Ну, а если вы идете в театр, чтобы расслабиться и получить удовольствие, то вам в самый раз. Главное — профессионализм при нас.

Автор: Валентина Левчук
Поиск:
расширенный

Артём Филипенко
ЧЕРНОМОРСКИЙ ДНЕВНИК. ВЫПУСК №3. 05.06.2018
Ситуация и события последней недели в странах Причерноморья

«Новая одесская проза» на фестивале «Зелёная волна»
В рамках международного книжного фестиваля «Зелёная волна» проходят творческие встречи с одесскими писателями. 14 июня состоялась очередная встреча читателей сразу с семерыми одесскими авторами в лектории одного из городских хабов, который уже стал «литературной площадкой» для проведения проекта «Урбанизм и мифотворчество в современной украинской литературе» в рамках одной из программ книжного фестиваля «Страницы литературы». Главными участниками проекта стали писатель Анна Костенко и вице-президент Всемирного Клуба Одесситов Евгений Голубовский, которые вели искусствоведческий диалог.

 
Loading...

Последние мониторинги:
15.06.2018 / Комсомольская правда
15.06.2018 / Комсомольская правда
15.06.2018 / Порто-франко
15.06.2018 / Порто-франко
15.06.2018 / Порто-франко


© 2005—2018 Информационное агентство «Контекст-Причерноморье» New
Свидетельство Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины №119 от 7.12.2004 г.
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
© 2005—2018 S&A design team / 8.339