ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




ПО ЛИНИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
29.06.2018 / Газета: Время Ч / № 22(825) / Тираж: 15200

19 июня 1999 года собравшиеся в итальянском городе Болонья министры образования 29 стран Европы приняли совместное заявление о создании Европейского пространства высшего образования, получившее название «Болонская декларация». Так начался Болонский процесс, задача которого — гармонизация систем высшего образования европейских стран. Шесть лет спустя, 19 мая 2005 года, на Конференции министров стран Европы, которая проходила в норвежском городе Берген, Украина официально присоединилась к Болонскому процессу, обозначив тем самым курс на «интегрирование нацио-нальной системы образования в европейское и мировое образовательное пространство». Однако достаточно быстро выяснилось, что отечественная «интерпретация» европейского опыта довольно таки далека от «первоисточников», а реальное интегрирование требует тесной связи с вузами стран ЕС.

КУРС — НА ИСПАНИЮ

Одним из первых, кто не просто сознал эту проблему, но и начал искать пути ее практического решения, был профессор Одесского национального политехнического университета Сергей Гутыря. Пройдя научные стажировки в Техническом университете Дрездена, Университете Страны басков и Политехническом университете Валенсии, одесский ученый основательно изучил европейские подходы к подготовке классных специалистов и загорелся идеей перенести их на почву родного вуза. Он нашел единомышленника и помощника в лице своего соученика Игоря Ткаченко, который стал профессором Политехнического университета Валенсии (UPV), и вместе они сумели убедить ректора ОНПУ Геннадия Оборского «взять курс на Испанию». В начале осени 2011 года был подписан Договор о стратегическом сотрудничестве между ОНПУ и UPV и уже в ноябре создан Украинско-испанский учебный центр — первое в Украине учебное подразделение такого формата. Концепция центра предполагала, что студенты овладевают испанским профессионально ориентированным языком параллельно с бакалаврской подготовкой по одному из лицензированных в ОНПУ направлений. А также проходят языковую и производственную практики в вузах Валенсии, Кордовы, Бильбао, с которыми Политех заключил соответствующие соглашения. Более того, лучшие студенты получали возможность пройти практику на предприятиях Испании.

Идея оказалась привлекательной, и уже в первую вступительную кампанию 2012 года на учебу в центр было подано 412 заявлений, из которых отобрали 60 студентов по 18 специальностям бакалаврата. Учитывая, что практически все студенты поступили с «нулевым уровнем» владения испанским, для них организовали интенсивные (восемь часов в неделю) языковые занятия. Помогали в этом нашим юношам и девушкам носители языка, учившиеся тогда в ОНПУ: аспирант Йон Ариза де Мигель родом из Бильбао и третьекурс-ник из Эквадора Анхель Виллярес.

Новый импульс начинанию ОНПУ придало заключение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, глава 23 которого носит название «Образование и обучение, молодежь».

В этом документе (статья 431) отмечено, что стороны прилагают усилия для активизации сотрудничества в области высшего образования, в том числе с целью реформирования и модернизации систем высшего образования; содействия сближению в сфере высшего образования, которое происходит в рамках Болонского процесса; углубления сотрудничества между высшими учебными заведениями. Работа учебного центра одесских «политехников» полностью соответствовала этим целям и задачам.

В октябре 2016 года учебный центр повысил свой статус, превратившись в Украинско-испанский институт (УИИ ОНПУ), по-прежнему единственный в стране.

- Уникальность учебных планов нашего института, — рассказывает директор УИИ Сергей Гутыря, — заключается в том, что параллельно с подготовкой по выбранной технической, экономической или гуманитарной специальности студенты овладевают профессионально ориентированным испанским языком. Благодаря чему в дополнение к диплому бакалавра или магистра выпускники университета могут получить международный диплом переводчика DIЕ. Европейский уровень образования в нашем институте поддерживается тесным сотрудничеством с испанскими партнерами — политехническими университетами Валенсии (UPV) и Каталонии (UPC), университетами Страны басков (UPV/EHU), Севильи (US), Кордовы (UC) и Кадиса (UCA). Наличие высшего образования и дипломов европейских университетов в сочетании с владением несколькими официальными языками ООН (испанским, английским, русским) полностью согласуется с мировыми интеграционными процессами и обеспечивает неоспоримые преимущества для мобильного трудоустройства по специальности в любой стране мира.

Испанские партнеры предоставляют нашим студентам возможность бесплатно пройти на их базе обучение по выбранной специальности в течение одного или двух семестров. Лучшие же украинские студенты и аспиранты по программе кредитной мобильности «Эразмус+ могут рассчитывать еще и на стипендию 800 евро в месяц плюс компенсацию расходов на проезд. Также в перечисленных выше испанских университетах регулярно проходят стажировку одесские преподаватели. Всего с момента создания УИИ стипендии по программе «Эразмус+, а также гранты на стажировку от Евросоюза получили 54 студента, аспиранта и преподавателя ОНПУ. Общая сумма грантовой поддержки от ЕС составляет порядка 250 тыс. евро.

БУДУЩЕМУ

УЧАТСЯ СЕГОДНЯ

Воспользовавшиеся предоставленным ЕС шансом провести в Испании часть своей студенческой жизни, воспитанники УИИ единодушно отмечают, что европейская система образования нацелена на то, чтобы каждый учащийся мог в полной мере раскрыть свои способности. Строго говоря, в родном одесском вузе также стремятся к этому, но возможности материально-технической базы пока еще относительно ограничены. И самое главное: отсутствие крупных промышленных предприятийи фирм затрудняет практическое освоение будущей профессии.

Александра Котовская считает, что ей в этом плане повезло. В Испании она проучилась два семестра: один «бакалаврский» — в Политехническом университете Валенсии, второй, уже «магистер-ский», — в Университете Страны басков. За это время студентка смогла ознакомиться с работой четырех крупных предприятий, включая всемирно известные компании Heineken и Danone. Для специалиста в области метрологии и сертификации знакомство с тем, как поставлена работа на этих производствах, не просто интересно и познавательно, но и полезно с той точки зрения, что в Украине пока такого оборудования нет, но постепенно оно будет появляться, и тогда, уверена Александра, ей не придется осваивать все «с азов»; как минимум основные подходы уже знакомы.

Эвелина Махиянова, чья специальность — компьютерные науки, провела два семестра в Университете Страны басков. Сразу по приезде она получила индивидуальный учебный план, в котором был указан перечень дисциплин, которые ей предстояло изучить и по которым пройти итоговый контроль. Что приятно поразило девушку: этот план не был «догмой», она смогла высказать свои пожелания, которые были учтены.

Также Эвелина сразу отметила, что все учебные аудитории были оборудованы современными мультимедиа, причем у каждого студента имеется личный кабинет Poliformal Т. В этом кабинете находится вся нужная информация: от расписания занятий, экзаменов, консультаций до конспектов лекций и домашних заданий. Также туда можно загружать выполненные задания, оперативно иметь обратную связь с преподавателями.

Александра и Эвелина, равно как и другие студенты и аспиранты, прошедшие курс наук в испанских университетах, благодарны программам Евросоюза за возможность приобщиться к европейской системе образования, получить современные знания и навыки, которые нашим «технарям» особенно важны. Все-таки рано или поздно в Украине начнется процесс восстановления производственного потенциала, придут в нашу страну иностранные инвестиции с иностранными же технологиями, и надо быть готовыми «с ходу» включаться в процесс их освоения. Обладая знаниями «на опережение», полученными в европейских университетах, справиться с новыми задачами будет намного проще.

Сотрудничество с испанскими вузами — не одностороннее движение. В Одесский политехнический часто приезжают преподаватели из Испании. Они читают лекции и проводят практические занятия по разным дисциплинам — электротехника, компьютерная механика промышленных роботов, страноведение и др. Среди них — не только ученые, но и практики, как, например, Энрик Санчес Касас, заведующий отделом инноваций крупного концерна AMES, специализирующегося на производстве высокоточных деталей методами порошковой металлургии.

- Преимущество обучения студентов в нашем институте, — говорит директор УИИ Сергей Гутыря, — заключается в том, что они получают техническую специальность, проходят встроенное обучение в полном соответствии с европейскими образовательными стандартами и дипломную практику в университетах-партнерах, на предприятиях и в фирмах Испании. А также могут участвовать в программах «двойного диплома» магистра и PhD по договорам ОНПУ с университетами Испании и других стран.

В статье 431 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС речь идет также об активизации мобильности студентов и преподавателей. И в УИИ такую мобильность всячески стимулируют. Студенты, аспиранты и сотрудники института активно участвуют в программах академической мобильности благодаря специальным соглашениям с испанскими и португальскими университетами. Средства на эти программы выделяет Евросоюз.

Опыт работы Украинско-испанского института Одесского национального политехнического университета — показательный пример того, как на деле реализуются положения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в части, касающейся сотрудничества в области образования. Пока такой проект — единственный в Украине, но судя по тому, как часто приезжают сюда представители других вузов, у одесситов будут последователи. Что, несомненно, стимулирует реформирование отечественной системы высшего образования в рамках Болонского процесса.

Автор: Василий ТЕРЕНТЬЕВ

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013