|
Первые открытия, радости, недоумения
17.07.2018 / Газета: Вечерняя Одесса / № 77(10632) / Тираж: 10407
Кинопоказ на Потемкинской лестнице Итак, в пятницу, 13 июля, девятый Одесский международный кинофестиваль торжественно открылся на сцене Оперного театра! Конферансье церемонии, актриса Янина Соколова и телеведущий Олег Панюта, объявили, что девятый ОМКФ получил 1011 заявок из 95 стран на участие в конкурсных программах, отобрано же было 108 кинофильмов из 45 стран, причем, как сказала со сцены, приветствуя фестиваль, его президент Виктория Тигипко, большинство иностранных фильмов так и останутся в памяти зрителей как эксклюзивные показы: 90% кинолент фестивальной программы не увидят широкого проката. Однако, если в 2017 году удалось закупить 37 наименований фильмов, в нынешнем число покупок планируется довести до 50. В Украине осталось всего 520 кинозалов, и ориентированы они на коммерческую развлекательную продукцию, Одесский же кинофестиваль предлагает серьезное кино, поднимающее актуальные социальные и моральные проблемы. Открытие фестиваля приветствовали: вице-премьер-министр Украины Павел Розенко; председатель Государственного агентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко; председатель Одесской облгосадминистрации Максим Степанов; председатель Одесского областного совета Анатолий Урбанский; одесский городской голова Геннадий Труханов. Оргкомитет ОМКФ, государственная администрация, мэрия, представители депутатского корпуса, участники и зрители фестиваля выразили солидарность с объявившим бессрочную голодовку в российской тюрьме Олегом Сенцовым и потребовали его освобождения. Приз Аде Роговцевой за вклад в украинское кино вручил Эрик РобертсПриз Аде Роговцевой за вклад в украинское кино вручил Эрик Робертс Гость ОМКФ, американский киноактер Эрик Робертс вызвал на сцену почетную гостью — народную артистку и Героя Украины Аду Роговцеву, чтобы вручить ей приз за вклад в украинское кино — статуэтку «Золотой Дюк». «Когда мне было два месяца от роду, — сказала актриса, благодаря фестиваль, — меня привезли в Одессу. Здесь я росла четыре года, и мое детство было опалено войной. После той войны я долго жила, мне через три дня исполнится 81 год, и снова страна в состоянии войны. Но пусть у нас хватит сил, вдохновения, доброты и милосердия, чтобы созидать». Кинофестиваль приветствовал сатирик и лирик Михаил Жванецкий. ...В ходе церемонии были объявлены фильмы конкурсных программ и составы жюри. Церемония завершилась демонстрацией фильма-открытия «Женщина на войне». Музыкальный номер из кинофильма исполнила на сцене группа-трио «Erling Band»; зрителям были представлены исполнительница главной роли в фильме Халлдора Гейхадсдоттир, продюсер Карин Лебланк, копродюсер от Украины Сергей Лавренюк и актриса Елена Лавренюк. Кстати, приветствуя зал, Виктория Тигипко заявила о ключевом событии фестиваля — образовании клуба предпринимателей, готовых поддерживать создание кино в Украине. НА СЛЕДУЮЩИЙ день стартовал киномарафон в режиме нон-стоп. Первые же просмотренные фильмы, как международной конкурсной программы, так и различных внеконкурсных — взятые избирательно, ибо успеть на все подряд невозможно физически, — оказались серьезными, иногда спорными по мысли, но неизменно интересными. Многие фильмы, создаваемые сегодня в мире, камня на камне не оставляют от нашего самонадеянного европеоцентризма, демонстрируя совершенно не похожую на обиход «цивилизованного мира», фактически первобытную жизнь азиатской либо латиноамериканской глубинки, где человек живет, в сущности, первобытными инстинктами, являясь, не в обиду будь сказано, наивным и жестоким дикарем с айфоном, рационализируя свои первобытные повадки «традицией» и «обычаем» и нисколько не чувствуя себя ущемленным удручающей несхожестью с комфортной Европой. Так, весьма интересным и человечным оказался художественный фильм в рубрике «Фестиваль фестивалей», принадлежащий иранскому перспективному режиссеру Джафару Панаги: «Три лица». Тема фильма популярна ныне в кино Ближнего и Среднего Востока: рискованная борьба женщины за равноправие с мужчиной (приз Каннского МКФ 2018 года за лучший сценарий). Подобные фильмы, снятые на том же уровне, уже появлялись на нашем ОМКФ: например, лауреат Гран-при ОМКФ 2015 года, по результатам зрительского голосования, и лауреат приза жюри за лучшую режиссуру, очаровательный трагикомический «Мустанг» режиссера-женщины Дениз Гамзе Эргювен (Турция); фильм режиссера-палестинки «Ни тут, ни там», 2017 год. Участники фестиваля высказались в поддержку Олега СенцоваУчастники фестиваля высказались в поддержку Олега Сенцова А конкурсный фильм «Перелетные птицы», показанный нынче в третий день фестиваля, снятый Кристиной Гайего и Сиро Герра в копродукции «Колумбия — Мексика — Дания» и повествующий нам, в балладной форме, о жизни первобытного — невзирая на модные наряды и персональные самолеты, — племени индейцев гуахиро, они же вайю, проживающих в Колумбии и втянутых, в процессе выживания, в наркотрафик и клановые войны, — этот фильм, сдобренный этномотивами чисто в духе каналов «Discovery» и «National Geographic» и очень человечный, вызвал овацию зрительного зала. И, кстати, смотря фильм, шкурой чувствуешь: так вот откуда выросли «Сто лет одиночества»!.. ...Событием стали ретроспекция фильмов японского режиссера-женщины Наоми Кавасе и творческая встреча с нею в кинотеатре «Родина». О творчестве Наоми Кавасе см. номер «Вечерней Одессы от 21 июля 2015 г., фестивальный обзор «Так чего же хочет зритель?». ...С большим удовольствием принял продвинутый зритель хорошо забытое старое — кинофильм Ингмара Бергмана «Персона» с Лив Ульман и Биби Андерсон, снятый в 1966 году и посвященный теме, которая, разумеется, кровно волнует Художника: сущности актерского ремесла, психофизическому складу актера. Ситуация, разыгранная в фильме, гротескно-условна, режиссер, по выражению Достоевского, «пишет эссенциями», сгущая краски, гиперболизируя, доводя предлагаемую ситуацию до граничного предела, до принципа «как если бы», чтобы рельефно заявить проблему. К тому же, Бергман активно использует в фильме прием интроспекции, когда не ясно, происходит ли показанное на самом деле или в воображении героини. Здесь не место для пространной рецензии, но я дам наводочку молодому зрителю: актриса, однажды устав и захотев для себя естественной, вне сцены, жизни, вдруг... замолчала, словно по обету. А не замолчать она не могла, ибо актер не имеет в жизни своего собственного текста, такова его природа: он — матрица, наполняемая чужими словами и чувствами. И прошу это иметь в виду. Точнее — Бергман предупреждает... Гость из Швеции Гуннар Бергдаль представил после просмотра «Персоны» свой документальный фильм — интервью с 83-летним Ингмаром Бергманом в 2002 году. Причем интервьюером выступает поначалу Ингмар Бергман: его собеседник Бергдаль был директором кинофестиваля в Гетеборге и работал там вместе с киноклассиком Бергманом, — но постепенно форма «вопрос — ответ» выливается в задушевную беседу об искусстве, жизни и смерти... ...Еще одним приятным событием была демонстрация полного варианта лирико-ностальгического видового фильма «INTOнация большой Одессы», срежиссированного одесситом, выпускником ВГИК Александром Бруньковским, спродюсированного одесситкой же, с некоторых пор москвичкой, журналистом Сусанной Альпериной и снятого камерами целой бригады отменных операторов. Фильм ведет нас по странам и континентам, сталкивает с одесситами-эмигрантами, которые, как известно, бывшими не становятся, и пытается разгадать человеческий феномен Одессы, похожей на Париж, Неаполь и Грецию. Многое еще предстоит увидеть: о событиях девятого ОМКФ расскажем в следующих номерах нашей газеты. Автор: Тина Арсеньева
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013 |