ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




«УЧИТЬ» ИЛИ «НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ»?
20.07.2018 / Газета: Порто-франко / № 24(1417) / Тираж: 22000

Многие родители хотели бы дать своим детям «настоящее европейское» образование, которое позволяло бы в полной мере воспользоваться всеми преимуществами безвизового режима, уехать на заработки в Европу не сборщиком клубники, а полноценным специалистом.

В Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС прописаны, в основном, технические стороны модернизации системы высшего образования: для того, чтобы не только европейские дипломы ценились в Украине, но и украинские не уступали им по качеству за рубежом. Несмотря на удручающее положение экономики, показатели уровня образования и развития человеческого капитала Украины почти такие же, как в странах — членах ЕС Венгрии и Польше. Но почему же не их научные сотрудники ездят «на клубнику», а наши?

Несмотря на то, что внедрять Болонскую систему в украинских начали еще с 2005 года, «воз» (а точнее — качество высшего образования) и ныне там. И дело не в том, что система плоха или хороша: она до сих пор не работает так, как положено. Фактически преподаватели средних специальных и высших учебных заведений не могут позволить себе по ней работать, ибо многие студенты не дотянут даже до летней сессии. Вот и учат педагоги по старинке, параллельно пытаясь закрыть пробелы в навыках, которые должны были закладываться еще в школе. Но если высшее звено хочет работать по-новому, но не может, в школах все происходит с точностью до наоборот. И выходит, что университеты продолжают получать несамостоятельных, хронически неподготовленных к взрослой жизни абитуриентов, большая часть которых даже не понимает, зачем пришли в этот вуз.

Концепция «Новой Украинской Школы» должна была изменить эту ситуацию к лучшему. Однако каждый шаг навстречу детям и их будущему «неравнодушные» родители и учителя встречают в штыки.

Как можно не ставить оценки в младших классах — ведь всегда ставили?

Как можно не ругать детей за неидеальный с точки зрения каллиграфии почерк и обращать внимание только на ошибки в содержании — ведь всегда ругали!

А без домашних заданий (даже если их испокон веков делали родители) младшеклассники вырастут глупыми!

Так что и оценки ставят, и почерк вырабатывают на зависть художникам-оформителям, и домашние задания никуда не исчезли. Родителей, засомневавшихся в необходимости продолжать делать «как раньше», осаживают как учителя, так и другие родители: не хочешь развивать правильно своего ребенка, так не мешай другим. Не помогают перестроиться и тренинги для учителей, организованные Министерством образования; с молчаливого согласия родителей школьные учителя продолжают работать по-старому.

А вот некоторые дети пытаются самостоятельно внедрить реформы в свою школьную жизнь.

Пятиклассница Катя рассказывает, что ее увесистый портфель раньше был еще тяжелее — в этом году родители решили подарить девочке планшет, и теперь все учебники она загружает на него.

«Я хотела скачивать на телефон, так было бы еще удобнее, но в школе не разрешают доставать телефоны во время урока. Учителя считают, что в телефоне можно только играть и переписываться с кем-то, ничего полезного там быть не может», — говорит девочка.

Кроме нескольких тетрадок и обычного школьного дневника, в рюкзаке лежит внушительных размеров пенал. Чего в нем только нет: и фломастеры, и цветные карандаши, и стикеры, и декоративный скотч нескольких видов — вдруг во время занятий понадобится что-то подчеркнуть, выделить или занести в пухлый ежедневник. Вместо скучных домашних заданий Катя оформляет тетради по разным предметам — эти своеобразные конспекты пестрят красочными таблицами и иллюстрациями, иногда даже встречаются распечатанные из интернета подходящие картинки. Из-за заполнения таких тетрадок времени на «домашку» не остается совсем: в школе их заполнять не разрешают, поэтому приходится конспектировать не только то, что задали для самостоятельного изучения, но и то, что было во время урока. Такой креативный способ запоминать пройденный материал Катя подсмотрела у видеоблогеров на Ютубе: «На уроках все скучно и непонятно, но надо делать «как все» и понимать «как все». Оценки ставят не за то, что ты знаешь, а за то, что ты делаешь все, как сказали учителя. Это обидно. Учителя, конечно, ругаются, говорят, что творчеством и другой ерундой можно заниматься, только если сделала все, что было задано».

Психологи объясняют, что метод Кати действительно работает (и не только для нее), ибо в процессе оформления креативного конспекта ребенок вынужден анализировать информацию, выделять важное, самостоятельно находить способ запомнить самое сложное, подбирать комфортное для запоминания отображение.

«Творческий подход требует больше времени, чем выполнение стандартных заданий, — поясняет детский психолог Алина Грибова, — но и результат разный. Выполняя однотипные упражнения, ребенок заучивает схему правильных действий, не разбираясь в том, откуда она возникает и как работает. А вот досконально разобравшись в теме (пусть даже ради красивой тетрадки), человек может распоряжаться знаниями и решать поставленные задачи, даже не зная этих схем: он знает, что это и как должно работать».

Проблема Кати не в том, что она действительно хочет чему-нибудь научиться и ищет способы сделать школьные предметы интересными для себя, а в учителях, для которых важны не объективные знания, а «дисциплина».

Школьная дисциплина — то, что не менялось в системе образования с прошлого века, и основная ее идея заключается в том, что все дети должны быть одинаковыми (и удобными для учителя). Поставив унификацию учеников во главу угла, учителя искренне не понимают, как должен проявляться индивидуальный подход.

Другой школьник, ученик уже седьмого класса, с гордостью хвастается успехами младшей сестры: девочка только пошла в первый класс, а уже умеет решать линейные уравнения и даже знает азы физики — в общем, все то, что проходит он сам. И дело совсем не в ее гениальности — Коле было скучно выполнять домашние задания и приглядывать за сестренкой вполглаза, поэтому он играл с ней «в школу». Для того чтобы ребенок понял все, о чем рассказывает старший брат, в ход шли и наглядные физические опыты, и объяснение дробей «на яблоках», и подобранные «учителем» образовательные мультфильмы.

«Сначала учителя ругались за то, что я не делаю домашние работы, а потом заметили, как круто я стал отвечать у доски и писать самостоятельные в классе, — рассказывает Коля. — Это была наша с Лизой тайна, но потом она пошла в первый класс, и ее учительница заметила, что Лизе совсем скучно. Учительница отругала родителей за то, что научили ее «ненужному», и мне пришлось признаваться. Дома мы решили, что можно продолжать заниматься вдвоем и дальше: в конце концов, знания ненужными не бывают».

Способ, которым воспользовался Коля, давно известен в Европе — ученики, занимающиеся друг с другом, там не редкость. Кроме неформального «подтягивания» друг друга, часто занятия проводятся в форме семинаров, дети делают совместные научные проекты, пишут доклады. Цель таких мероприятий — сделать так, чтобы не учитель преподносил знания, а сами ученики обучали друг друга чему-нибудь новому.

«У такого подхода множество положительных сторон, — объясняет психолог. — Во-первых, срабатывает тот же принцип, что и в предыдущей ситуации: ребенок вынужден проанализировать информацию, разобраться в ней и преподнести в доступной форме. Во-вторых, здесь есть момент взаимодействия с другими детьми: иногда недостаточно одного способа объяснения, нужно изобретать разные формы подачи, искать подход к другому человеку, снова и снова обдумывая имеющиеся знания. В третьих — для детей очень важны эмоции, они становятся «якорем», удерживающим сухой научный текст в сознании. Обычно смешанные возрастные группы практикуют в дошкольном воспитании: детям, с небольшой разницей в возрасте, проще объяснить что-то друг другу или показать на личном примере, они говорят на одном языке. В нашем случае сработала связь брата с сестрой — они весело проводили время вместе, играли, познавали мир, и интересно было обоим. Такого результата не удалось бы достичь насильно».

Чем больше детей интересуются знаниями — а доступность интернета сделала возможности узнавать новое почти неограниченными — тем сложнее становится работать учителям «старой формации». Узнавая что-то новое, дети начинают задавать вопросы преподавателю: все-таки именно он является в их глазах самым компетентным в научных вопросах взрослым. Некоторые преподаватели однозначно объявляют «все, что пишут в интернете — бред», даже не пытаясь разобраться, так ли это на самом деле. Работа в школе не оставляет много времени на самообразование, а иногда учителям в силу возраста сложно и работать с компьютером.

«Я не успеваю следить за потоком новой информации, — признается учительница биологии Елизавета Васильевна, — а ученики постоянно спрашивают, правда это или нет, рассказывают про какие-то интересные растения и виды животных. Я начала чаще давать им задания подготовить презентации к темам, писать небольшие доклады, рефераты, составлять тематические викторины: так и они пытаются найти что-нибудь интересное и необычное, и я получаю новые знания. В американских фильмах про школу часто показывают ученические проекты, может быть, и я решусь проводить что-то подобное со школьниками. Не страшно не знать что-то, что знают дети — они все равно не знают намного больше. На контрольной работе станет понятно, кто чем занимался всю четверть».

Тем не менее она категорически против полной отмены домашний заданий. И дело не в том, что они нужны для закрепления пройденного: «дети должны быть заняты чем-то полезным».

Европейский подход к образованию кажется нам странным и пугающим: сложно отказаться от привычных взглядов. Однако, чем дальше, тем очевиднее становится необходимость смещения акцентов с «научить» на «научить учиться». Происходящее в финских школах многие годы вызывало недоумение мирового сообщества — казалось, что «хаотичность» подачи материала, отсутствие деления на уроки и обязательных заданий попросту убьет всю систему образования. Однако спустя несколько лет после реформы Финляндия возглавила рейтинг стран по уровню школьного образования, и именно финские школьники уверенно забирают призовые места на международных олимпиадах. Но почему?

Основная задача финской школы (как и во многих других европейских странах) — стимулировать развитие личных качеств ребенка и поощрять его самостоятельно познавать мир, взаимодействовать с другими людьми без насилия. В отличие от отечественной системы, ставящей перед учениками обязательный набор знаний, в Финляндии задачи стоят только перед учителем, и они заключаются в выработке определенных навыков у учеников. Это исключает возможность превращения учителя в «училку», застрявшую в рамках одного-двух учебников: он сам вынужден отслеживать новые тенденции в науке, осваивать новые методики преподавания и быть интересным для своих учеников. Ничто так не подталкивает детей к поиску знаний, как пример постоянно совершенствующегося взрослого, увлеченного своей работой.

Самой большой свободой пользуются учителя младших классов — их время не делится на конкретные уроки «по расписанию», есть только список знаний и навыков, которые должны получить дети к концу учебного года. Рассказывая о грамматике, учитель имеет полное право «отклониться от темы» и перейти к истории, природоведению и даже математике, если посчитает это важным для понимания материала. Такая комплексная подача позволяет избежать ситуаций, в которых все школьные предметы кажутся оторванными друг от друга и никак не соотносятся с реальной жизнью. Похожая система работает и у старшеклассников: для них школа становится единым обучающим пространством, в котором каждый может выбрать, как и в какой последовательности получать знания. Школа дает возможность получать знания — а не принуждает к чему-то. И украинская, и финская школы ставят перед собой задачу дать обществу выпускников с неким усредненным уровнем знаний в разных областях. Но перед второй из школ задач намного больше: развить критическое мышление, сформировать привычку к самообразованию и, главное — помочь ученику развить свои, уникальные, личные качества. В Финляндии с этими задачами справляются на отлично. Так почему бы нам не последовать их примеру?!

Автор: Тамара ГЛАДКАЯ

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011