|
В старом зеркале городского романса
16.08.2018 / Газета: Вечерняя Одесса / № 90-91(10645-10646) / Тираж: 10407
Одесская музыкальная группа «Мамины дети» отмечает двадцатилетие В заголовке я волей-неволей, конечно, сузила их музыкальный диапазон, обозначив жанровую природу этого популярного ансамбля условно. Хотя... ведь с него-то, с городского романса, демократического, простосердечного песенного китча, всё и началось от «Мурки» до Высоцкого. Приправьте всё это еще и музыкальной этникой. Это и многое другое содержится в репертуаре ансамбля «Мамины дети», называющего себя клезмер-бэндом; а если уж совсем точно, то они определяют себя как «старое зеркало». Зеркало, в котором — Одесса. Дело идет о мифе Одессы, который, парадоксально, сплошь и рядом создан вне ее. Разночтений, версий в истории песен, прочно связанных в массовом сознании с нашим городом, предостаточно. С подачи «Маминых детей» я сунулась в глубины Интернета; весьма помогла тут и книга краеведа Михаила Пойзнера «Одесские песни с биографиями», изданная в 2016 году. Я люблю тонкие стилизации, но как самодостаточные песенные произведения я не то чтобы не воспринимала весь этот «низовой» жанровый массив, просто обходилась без него. А вопрос оказался занимательным, как всегда бывает, стоит лишь углубиться. В конце июля «Мамины дети» выступили в спектакле-ревю «Бычки в томате» (название, до того дня само по себе достаточное, чтобы я шарахнулась от перспективы приобщения к искусству, боясь как огня всякой расхожей, опошленной «одессики»). «Бычки» в качестве обзорного музыкального ретро, сшитого незатейливыми репризами в духе «одесского двора», оказались продуктом удобоваримым, более того — популярным в народе нарасхват: это был трехсотый с гаком спектакль, который за десять лет его существования посетили более 50 000 зрителей, и теперь он шел с аншлагом и под овации. Я слушала, смотрела, оценивала. И голоса, и исполнение, и аккомпанемент были «на отлично». Вот «Стаканчики граненые» — ну, совершенно идентичны городскому романсу «Окрасился месяц багрянцем», легализованному на большой эстраде с подачи Жанны Бичевской. Нырнем в Интернет: из репертуара Петра Лещенко и Аллы Баяновой, вторая половина 20-х годов ХХ века, музыка Бориса Прозоровского (нет сведений, что имел отношение к Одессе), слова Григория Гридова (Давидовича), — жил в Ростове, погиб на фронте Великой Отечественной... успел написать «Ах, Одесса, жемчужина у моря». Или, к примеру, «На Молдаванке музыка играла»: блатная песня; авторы неизвестны. Песня возникла «под впечатлением масштабного строительства Беломорско-Балтийского канала имени Сталина (1931—1933 гг.)»... Небезызвестные одесские «Бублички» — по одной версии, «написана Яковом Ядовым в 1926 году для куплетиста Григория Красавина», ни тот, ни другой отнюдь не одесситы; журналист Александр Галяс идентифицирует Ядова как харьковчанина. Совсем иные сведения приводит лингвист, членкор РАН, профессор Татьяна Николаева, автор эссе «Русская женщина в городском (блатном) шансоне»: «автор музыки В. Кручинин, автор слов Павел Герман (он же автор романсов «Только раз бывает в жизни встреча», «Последнее танго» и даже «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»). «С одесского кичмана». Слова Б.Тимофеева, музыка Ф.Кельмана. «Сочинена в 1928 году для спектакля ленинградского Театра сатиры «Республика на колесах» по пьесе Якова Мамонтова, из жизни воров. Главаря шайки Андрея Дудку играл Леонид Утесов, и это была одна из его песен в спектакле». КАК ЭТО У НИХ началось и состоялось? Сегодня костяк ансамбля определяют его художественный руководитель Валерий Чернис (баян), Алексей Семенищев (акустическая гитара), Павел Кузнецов (скрипка), Валентин Куба (вокал), Игорь Знатоков (кларнет, саксофон). Только «живой» звук: под фонограмму, даже под минусовку, они работать просто не умеют. Их многолетний звукорежиссер — лауреат нашего газетного конкурса «Люди дела», создатель «Музея звука» в Одессе Василий Пинчук. С ним записали в студии первый свой диск в 2006 году — «Одесситы об Одессе»; с 2010-го по 2013-й — еще три диска... Их репертуар — от дворовой песни до «великой эстрады». Состав — мобильный. Стиль? «Дикая смесь, — улыбается Валерий Чернис, — как одесская кухня, как южнорусская живопись, как здешняя архитектура... и кто тут виноват?». Их музыкальная доминанта — ностальгия. Пусть люди улыбаются сквозь слезы. И молодые этому не чужды. «Бывают самолеты-истребители, — говорит Алексей Семенищев, — а бывают хранители. То же самое и в культуре. Мы — храним. Оно — живое. Оно благозвучное. Оно естественное». Главное дело, говорят они, в Одессе: в ее богатой истории сосуществования различных этносов, религий, культур, которое и вылилось в «одесский стиль», столь обаятельный, как мы убедились выше, даже для не-одесситов. ...Когда, в эйфории «перестройки», искусство вышло на улицы, Валерий в 1986 году познакомился с выдающейся личностью, скрипачом, альтистом Александром Кноппом (его уже нет в живых); кстати, Кнопп сыграл Сашку-музыканта в спектакле «Гамбринус», поставленном Марком Розовским в его театре-студии «У Никитских ворот». Вот Кнопп и пригласил Черниса, профессионального музыканта, окончившего «муз-пед» нашего тогда еще института имени Ушинского, позвал также Семенищева, играть в ресторанчике «Джентльмен», находившемся там, где ныне размещен отель «Моцарт». Хозяйка «Джентльмена» Елена Волоскова проводила музыкальные вечера, на которые собирались все истовые, «знаковые», одесситы. Вскоре в зарождающемся маленьком коллективе единомышленников появился молоденький Валя Куба, уже ездивший на бардовские фестивали, затем Павел Кузнецов, только что отслуживший в армии, мальчик из музыкальной семьи. Оригинальную музыкальную группу заметил бывший актер Русского театра, режиссер, бард Игорь Лучинкин (увы, это и о нем: «иных уж нет»), — так закатали, или закатили, ревю «Бычки в томате»... Народу нравилось. Людей, что ни говори, «тянет на старое». Вот группа и поставила себе целью возродить жанр ресторанной музыки, дворовых песен, всё это на игровой, театральной основе, плюс песенное ретро — эстрадная классика советских времен. Постоянная аудитория составилась быстро. А вот название себе группа придумала не сразу. В 2006 году на празднике Дня города были устроены состязания между ресторанными оркестрами, «Лабух-шоу» на Куликовом поле: на месте памятника Ленину озорно зазвучала «Мурка». Наш ансамбль полночи ломал голову, под каким именем себя презентовать. И додумался: «Мамины дети», — это же вызывающе, обоюдоостро, с подначкой. Карнавальненько. «Как музыкант я абсолютно всеяден», — ответил на мой вопрос о предпочтениях Валерий Чернис. А я ведь в свое время была восхищена его чисто бардовскими данными: это он, Валерий Чернис, исполнил им же написанную песню на стихи Юрия Михайлика «Сонет» в художественном фильме Леонида Павловского «Эффект присутствия». После такого исполнения — что от меня, как не респект?.. ...«Мамины дети» сейчас снимаются в фильме-сериале «Одессея» — проекте, задуманном режиссером Светиславом Богославовичем (Бата Недич, см. «ВО» от 12 июня с.г.) на основе книги рассказов Юлии Вербы «Молдаванское отродье». Проект поддержан Всемирным клубом одесситов. А 30 августа в Ротонде Горсада на Дерибасовской — их музыкальная программа «Двадцать лет условно». В котором часу? Как в котором: в семь сорок!.. Автор: Тина Арсеньева
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012 |