ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




В старом зеркале городского романса
16.08.2018 / Газета: Вечерняя Одесса / № 90-91(10645-10646) / Тираж: 10407

Одесская музыкальная группа «Мамины дети» отмечает двадцатилетие

В заголовке я волей-неволей, конечно, сузила их музыкальный диапазон, обозначив жанровую природу этого популярного ансамбля условно. Хотя... ведь с него-то, с городского романса, демократического, простосердечного песенного китча, всё и началось от «Мурки» до Высоцкого. Приправьте всё это еще и музыкальной этникой. Это и многое другое содержится в репертуаре ансамбля «Мамины дети», называющего себя клезмер-бэндом; а если уж совсем точно, то они определяют себя как «старое зеркало». Зеркало, в котором — Одесса.

Дело идет о мифе Одессы, который, парадоксально, сплошь и рядом создан вне ее. Разночтений, версий в истории песен, прочно связанных в массовом сознании с нашим городом, предостаточно. С подачи «Маминых детей» я сунулась в глубины Интернета; весьма помогла тут и книга краеведа Михаила Пойзнера «Одесские песни с биографиями», изданная в 2016 году. Я люблю тонкие стилизации, но как самодостаточные песенные произведения я не то чтобы не воспринимала весь этот «низовой» жанровый массив, просто обходилась без него. А вопрос оказался занимательным, как всегда бывает, стоит лишь углубиться.

В конце июля «Мамины дети» выступили в спектакле-ревю «Бычки в томате» (название, до того дня само по себе достаточное, чтобы я шарахнулась от перспективы приобщения к искусству, боясь как огня всякой расхожей, опошленной «одессики»). «Бычки» в качестве обзорного музыкального ретро, сшитого незатейливыми репризами в духе «одесского двора», оказались продуктом удобоваримым, более того — популярным в народе нарасхват: это был трехсотый с гаком спектакль, который за десять лет его существования посетили более 50 000 зрителей, и теперь он шел с аншлагом и под овации.

Я слушала, смотрела, оценивала. И голоса, и исполнение, и аккомпанемент были «на отлично». Вот «Стаканчики граненые» — ну, совершенно идентичны городскому романсу «Окрасился месяц багрянцем», легализованному на большой эстраде с подачи Жанны Бичевской. Нырнем в Интернет: из репертуара Петра Лещенко и Аллы Баяновой, вторая половина 20-х годов ХХ века, музыка Бориса Прозоровского (нет сведений, что имел отношение к Одессе), слова Григория Гридова (Давидовича), — жил в Ростове, погиб на фронте Великой Отечественной... успел написать «Ах, Одесса, жемчужина у моря».

Или, к примеру, «На Молдаванке музыка играла»: блатная песня; авторы неизвестны. Песня возникла «под впечатлением масштабного строительства Беломорско-Балтийского канала имени Сталина (1931—1933 гг.)»...

Небезызвестные одесские «Бублички» — по одной версии, «написана Яковом Ядовым в 1926 году для куплетиста Григория Красавина», ни тот, ни другой отнюдь не одесситы; журналист Александр Галяс идентифицирует Ядова как харьковчанина. Совсем иные сведения приводит лингвист, членкор РАН, профессор Татьяна Николаева, автор эссе «Русская женщина в городском (блатном) шансоне»: «автор музыки В. Кручинин, автор слов Павел Герман (он же автор романсов «Только раз бывает в жизни встреча», «Последнее танго» и даже «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»).

«С одесского кичмана». Слова Б.Тимофеева, музыка Ф.Кельмана. «Сочинена в 1928 году для спектакля ленинградского Театра сатиры «Республика на колесах» по пьесе Якова Мамонтова, из жизни воров. Главаря шайки Андрея Дудку играл Леонид Утесов, и это была одна из его песен в спектакле».

КАК ЭТО У НИХ началось и состоялось? Сегодня костяк ансамбля определяют его художественный руководитель Валерий Чернис (баян), Алексей Семенищев (акустическая гитара), Павел Кузнецов (скрипка), Валентин Куба (вокал), Игорь Знатоков (кларнет, саксофон). Только «живой» звук: под фонограмму, даже под минусовку, они работать просто не умеют. Их многолетний звукорежиссер — лауреат нашего газетного конкурса «Люди дела», создатель «Музея звука» в Одессе Василий Пинчук. С ним записали в студии первый свой диск в 2006 году — «Одесситы об Одессе»; с 2010-го по 2013-й — еще три диска...

Их репертуар — от дворовой песни до «великой эстрады». Состав — мобильный. Стиль? «Дикая смесь, — улыбается Валерий Чернис, — как одесская кухня, как южнорусская живопись, как здешняя архитектура... и кто тут виноват?». Их музыкальная доминанта — ностальгия. Пусть люди улыбаются сквозь слезы. И молодые этому не чужды.

«Бывают самолеты-истребители, — говорит Алексей Семенищев, — а бывают хранители. То же самое и в культуре. Мы — храним. Оно — живое. Оно благозвучное. Оно естественное».

Главное дело, говорят они, в Одессе: в ее богатой истории сосуществования различных этносов, религий, культур, которое и вылилось в «одесский стиль», столь обаятельный, как мы убедились выше, даже для не-одесситов.

...Когда, в эйфории «перестройки», искусство вышло на улицы, Валерий в 1986 году познакомился с выдающейся личностью, скрипачом, альтистом Александром Кноппом (его уже нет в живых); кстати, Кнопп сыграл Сашку-музыканта в спектакле «Гамбринус», поставленном Марком Розовским в его театре-студии «У Никитских ворот». Вот Кнопп и пригласил Черниса, профессионального музыканта, окончившего «муз-пед» нашего тогда еще института имени Ушинского, позвал также Семенищева, играть в ресторанчике «Джентльмен», находившемся там, где ныне размещен отель «Моцарт». Хозяйка «Джентльмена» Елена Волоскова проводила музыкальные вечера, на которые собирались все истовые, «знаковые», одесситы.

Вскоре в зарождающемся маленьком коллективе единомышленников появился молоденький Валя Куба, уже ездивший на бардовские фестивали, затем Павел Кузнецов, только что отслуживший в армии, мальчик из музыкальной семьи. Оригинальную музыкальную группу заметил бывший актер Русского театра, режиссер, бард Игорь Лучинкин (увы, это и о нем: «иных уж нет»), — так закатали, или закатили, ревю «Бычки в томате»...

Народу нравилось. Людей, что ни говори, «тянет на старое». Вот группа и поставила себе целью возродить жанр ресторанной музыки, дворовых песен, всё это на игровой, театральной основе, плюс песенное ретро — эстрадная классика советских времен. Постоянная аудитория составилась быстро. А вот название себе группа придумала не сразу. В 2006 году на празднике Дня города были устроены состязания между ресторанными оркестрами, «Лабух-шоу» на Куликовом поле: на месте памятника Ленину озорно зазвучала «Мурка». Наш ансамбль полночи ломал голову, под каким именем себя презентовать. И додумался: «Мамины дети», — это же вызывающе, обоюдоостро, с подначкой. Карнавальненько.

«Как музыкант я абсолютно всеяден», — ответил на мой вопрос о предпочтениях Валерий Чернис. А я ведь в свое время была восхищена его чисто бардовскими данными: это он, Валерий Чернис, исполнил им же написанную песню на стихи Юрия Михайлика «Сонет» в художественном фильме Леонида Павловского «Эффект присутствия». После такого исполнения — что от меня, как не респект?..

...«Мамины дети» сейчас снимаются в фильме-сериале «Одессея» — проекте, задуманном режиссером Светиславом Богославовичем (Бата Недич, см. «ВО» от 12 июня с.г.) на основе книги рассказов Юлии Вербы «Молдаванское отродье». Проект поддержан Всемирным клубом одесситов.

А 30 августа в Ротонде Горсада на Дерибасовской — их музыкальная программа «Двадцать лет условно». В котором часу? Как в котором: в семь сорок!..

Автор: Тина Арсеньева

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012