|
Современный Китай: новый глобальный формат
20.09.2018 / Газета: Вечерняя Одесса / № 104=105(10659-10660) / Тираж: 10407
Термин «глобализация» превратился в своего рода «бренд» нашего времени. О глобализации говорят ученые и политики, программисты и работники масс-медиа, врачи и учителя, метеорологи и фермеры. Нет, пожалуй, ни одного уголка нашей жизни, которого бы не коснулся процесс глобальных изменений. Компьютер, процессор, лазер, оптиковолоконная система связи, глобальные телекоммуникации, тысячи космических спутников, реактивные лайнеры и сверхскоростные поезда, сети трубопроводов — двинули вперед техно-экономическую глобализацию. Под ее влиянием происходит радикальная перестройка всей системы международных отношений. При этом регистрируется парадоксальное явление: модернизация все более отделяется от вестернизации. То есть глобальный мир, становясь все более «продвинутым», одновременно становится все менее «прозападным». Эту тенденцию еще в конце прошлого века угадал известный американский политолог С. Хантингтон: «Баланс влияния между цивилизациями смещается: относительное влияние Запада снижается; растет экономическая, военная и политическая мощь азиатских цивилизаций; демографический взрыв ислама имеет дестабилизирующие последствия для мусульманских стран и их соседей; незападные цивилизации вновь подтверждают ценность своих культур». [Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ. — М:, АСТ, 2003 — 603 с., c.15]. Сегодня становится все более заметным раздвоение процесса глобализации на два «эпицентра» — западный и восточный. «Западный эпицентр» формирует мир в соответствии с принципами рационализма, либерализма, индивидуализма и выгоды. Таков стиль глобализированных экономик США и Западной Европы. В этом еще Р. Киплинг усматривал «бремя белого человека». Напротив, «восточный эпицентр» формирует мир в соответствии с принципами интуитивизма, служения, ответственности и смысла. Наиболее отчетливо это проявляется в двух проектах — китайском и исламском. Исследователи признают, что преимуществом ислама как идеологической альтернативы западной глобализации является то, что у него есть набор очень понятных и простых правил для повседневной жизни людей. Но у проекта есть очевидные проблемы. И, прежде всего, исламский мир сталкивается с проблемой терроризма. Однако на Востоке все более мощно проявляет себя новая глобальная тенденция — «мягкая сила» Китая. Исследователи отмечают, что Китай не стремится навязывать свою идеологическую доктрину остальному миру. Он видит в глобализации не «корень зла», а источник развития. Он не стремится использовать преимущества глобального лидерства для узко эгоистических целей. В этом плане заслуживает внимания призыв китайского лидера Си Цзиньпина «приносить пользу народам стран, расположенных вдоль «Пояса и пути». Этот подход основан на опыте более чем пятитысячелетней истории китайской цивилизации. Напомним, что именно с Востока, и в основном из Китая, на Запад перешли все важнейшие изобретения, которые легли в основу западной цивилизации. Это был порох, компас, шелк, фарфор, ракетный принцип, эмиссия бумажных денег и т. д. Затем, примерно с XV века, маятник глобального исторического мегацикла перешел в обратную сторону — в руки Запада. Последующие пять столетий ознаменовались устойчивым расширением западной экспансии. Однако с конца двадцатого века маятник великого «восточно-западного мегацикла» вновь переместился на Восток, который сегодня демонстрирует не только гораздо более высокие темпы экономического развития, но и принципиально другую модель научно-технической модернизации. И лидером здесь является сегодня Китай. Сочетание традиций и инноваций — вот секрет китайского успеха. Китайский общественный порядок покоится на органическом единстве трех духовных принципов. Это знаменитый «ментальный треугольник» Китая. Его вершинами являются даосизм, конфуцианство и буддизм. Каждая из этих вершин участвовала в формировании китайского национального характера. Даосизм дает ощущение Пути вечных преобразований и развития. Конфуцианство — уважение к традициям, семейному и общественному порядку. Буддизм формирует культуру естественности, неприхотливости и сосредоточенности на главных ценностях в человеческой жизни. Эти три элемента получили свое отчетливое социально-политическое оформление в идеологии современного политического руководства КПК. Упорное преодоление лени, инерции, жизненных трудностей стало плотью и кровью почти каждого китайца. Из глубин веков звучат китайские пословицы: «Человек не должен бояться многоразового терпения, а должен опасаться одного случая нетерпения». «Не будешь терпеть, и счастье растает, как снег, будешь терпеть, и невзгоды развеются, как пепел». Китайской культуре присущ идеал «Великой гармонии», который видит устройство общества на началах взаимной ответственности. Причем разумный централизм, основанный на авторитете нравственных лидеров в управлении таким обществом, — предпочтителен. Следовать середине, не вдаваться в крайности, поступать аккуратно и умеренно — такой видят китайцы социальную гармонию. Тесно связан с этим принципом принцип «реальной позиции» — то есть реалистическое, без самообмана, отношение индивида к себе, к людям и к исполняемому делу. Отсюда скромность как традиционная черта китайского характера. Она проявляется в строгой самооценке и требовательности к самому себе. Индивид, занимающий «реальную позицию», способен изучать и воспринимать положительные стороны других людей и народов, стремится учиться у них, при этом оставаясь самим собой. Стремление «найти общее» также относится к специфической китайской манере поведения. Стремление учитывать и поддерживать интересы и выгоду группы, коллектива, мирового сообщества относится не только к индивидуальному поведению китайцев, но и к политике (внутренней и внешней) всего китайского государства. С этой манерой поведения также ассоциируются чистоплотность, аккуратность, цивилизованность. Именно такие качества, а не индивидуализм, эгоизм, потребительское или равнодушное отношение к человеку столь необходимы современному глобальному сообществу «единой судьбы». Именно в этих социокультурных условиях, на основе фундаментальных философских систем прошлого и современных управленческих технологий действует китайская «лаборатория будущего», формирующая свою модель глобализации. Для современной Украины, которая определяет свое место в мировом сообществе, национальный и мировой опыт Китая является очень ценной информацией к размышлению. И не только информацией, но и выгодным вектором сотрудничества. Стиль такого сотрудничества — развитие стратегически важных сегментов украинской экономики. Так, начиная с 2013 г. Китайская корпорация строительных материалов (China National Building Materials Group) инвестировала 168 миллионов евро в строительство солнечных электростанций в Одесской и Николаевской областях. В 2016 г. Китайская государственная корпорация COFCO открыла в Николаеве новый комплекс по перегрузке зерновых и масличных культур. Общая мощность нового терминала составляет 2 млн. т продукции в год. Строительство объекта обошлось в 75 млн. долл. Компания China Harbour Engineering Сompany Ltd. 20 июля 2017 начала работы по углублению дна портов Южный и Черноморск. В июле 2017 Укравтодор и китайская компания China Road and Bridge Corporation (CRBC) подписали Меморандум о сотрудничестве в реализации проекта реконструкции дороги М-14/Е-58 Одесса — Николаев — Херсон. Список этот можно продолжить, но уже заметна его особенность — вложения в инфраструктуру как «костяк развития» украинской экономики. Это — всего лишь небольшой фрагмент глобального китайского проекта «Один пояс — один путь». Если же взять общую картину, то за прошедшие пять лет товарооборот Китая со странами вдоль «Пояса и пути» достиг более 5 трлн. долларов, объем прямых китайских инвестиций в эти страны превысил 60 млрд. долларов, благодаря чему в этих странах было создано свыше 200 тыс. рабочих мест. К июлю 2018 года более 100 стран и международных организаций подписали соглашение о сотрудничестве с Китаем в рамках инициативы по созданию «Одного пояса и одного пути» в области инфраструктуры, производственных мощностей, инвестиций, экономики и торговли, финансов, науки, техники, и т.д. Соглашения затрагивают многие страны и регионы мира — от Евразии до Африки и Латинской Америки, а также карибского бассейна и южной части Тихого Океана. Такова «альтернативная глобализация» в действии. Все это дает основания лидеру КНР Си Цзиньпину констатировать: «Совместная реализация «Одного пояса и одного пути» является важным проектом для совершенствования моделей глобального развития и глобального управления. Эта инициатива служит китайским вариантом участия в процессе расширения глобальной открытости и сотрудничества, улучшения системы мирового экономического управления, продвижения совместного развития и процветания, а также создания сообщества единой судьбы». Автор: Василий ПОПКОВ. Доктор философии, профессор.
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 25.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013 |