ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Запоздалый диалог
09.10.2018 / Газета: Вечерняя Одесса / № 112(10667) / Тираж: 10407

Обмен мнениями получился эмоциональным

В минувший четверг в порту Южный было жарко. Нет, не производственный аврал тому был виной. В обед на территории погрузочно-разгрузочного района началось собрание трудового коллектива, которое было посвящено планируемой передаче ГП «МТП Южный» в концессию. В гости к портовикам прибыли, дабы убедить их не сопротивляться «перемене участи», руководитель департамента реформирования и функционирования морского и речного транспорта Мининфраструктуры Александр Басюк, руководитель государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» (ГП «АМПУ») Райвис Вецкаганс, специалист Офиса поддержки и внедрения реформ Анатолий Тименко.

Однако, как сразу отметил в своем выступлении один из профсоюзных лидеров порта Сергей Маслов, диалог опоздал, как минимум, на полгода. Именно поэтому эмоции били через край. Портовики, обступив плотным кольцом стол с микрофонами, говорили, не стесняясь в выражениях, все, что они думают об идее передать преуспевающее предприятие в концессию частному бизнесу, и о тех государственных чиновниках, кто это вообще придумал.

«Вы, что, хотите, чтобы мы стали банкротами? Так и скажите!» — докер-механизатор, депутат Южненского городского совета Егор Смирнов, выражая мнение портовиков, требовал ясности. «Любые неосторожные движения по внедрению концессии неизбежно обернутся громким конфликтом», — предупредил председатель профсоюза порта Сергей Спицын. «Хватит нам примера того, как «реформы» убили припортовый завод», — ветеран порта Игорь Москаленко напомнил о незавидной судьбе еще одного градообразующего предприятия города.

Руководитель ГП «АМПУ» Р. Вецкаганс был убедителен. Но убедить удалось далеко не всех портовиков...Руководитель ГП «АМПУ» Р. Вецкаганс был убедителен. Но убедить удалось далеко не всех портовиков...

А гости упорно, иногда теряя хладнокровие, отбивались, стараясь заверить работников порта Южный в том, что ничего плохого вообще не задумывалось, что диалог с трудовым коллективом только начинается, поэтому, мол, забудьте первоначальную информацию о проекте концессии. И самое главное — мнение тех, кто работает в порту, обязательно будет учтено при определении будущего предприятия. Для этого, заверил Р. Вецкаганс, в рабочую группу, которая занимается разработкой проекта концессии, будут приглашены руководство порта, профсоюзы, представители трудового коллектива, а также мэрия Южного. Однако, судя по тому, в каком настроении расходились портовики после собрания, они не очень-то поверили убаюкивающим речам...

Итак, из-за чего же в порту Южный кипели страсти? Относительно недавно министр инфраструктуры В. Омелян анонсировал широкую программу по передаче государственных морских портов Украины в концессию. Мол, у державы нет денег для того, чтобы заниматься развитием портовой отрасли. Поэтому нужно применить механизм концессии. Это форма государственно-частного партнерства, которая предполагает привлечение частного капитала в реконструкцию и дальнейшую эксплуатацию государственного имущества. Выгоду — в теории — получают обе стороны концессионного договора. Государство избавляется от хлопот и затрат по содержанию проблемного объекта, получая за это соответствующие отчисления. А предприниматель начинает бизнес не с нуля, а на существующих уже производственных мощностях. И весь доход — а концессионный договор заключается на длительный срок, обычно на 49 лет — забирает себе. После окончания срока действия концессии имущество необходимо вернуть владельцу, то есть государству.

Вот такая схема. Критики данной формы государственно-частного партнерства не без основания утверждают, что концессия позволяет фактически продать — кто знает, что будет через 49 лет? — в частные руки то государственное имущество, которое не подлежит приватизации. К примеру, морские торговые порты. И если в отношении стабильно и глубоко убыточных предприятий портовой отрасли предложение о применении механизма концессии еще объяснимо, то при чем тут порт Южный, который является лидером? Зачем отдавать в частные руки прибыльный объект, продолжая эксплуатировать который, государство могло бы получать гораздо большую финансовую отдачу, чем от концессионного договора?

Впрочем, эти вопросы прозвучали чуть позже. А вначале портовики потребовали от высокопоставленных гостей прямого ответа на вопрос, почему в документе, предшествующем технико-экономическому обоснованию проекта (пре-ТЭО), предлагалось количество работников порта с нынешних 2700 человек сократить до... пятисот. Это же по каким нормативам считали, изумлялись портовики, какие грузы будут обслуживать эти 500 специалистов? И что предлагается делать тем, кто не попадет в заветную «пятисотку»? Им где искать работу? В городе Южном, особенно после фактической остановки припортового завода, вакансий нет. Поэтому «ляжет порт — ляжет и город» — резюмировали портовики.

Слово взял Егор СмирновСлово взял Егор Смирнов

«Мы боимся, что концессия откроет окно для массовых увольнений», — заявил профсоюзный лидер С. Маслов. И попросил тех специалистов Мининфраструктуры и Офиса поддержки и внедрения реформ, кто непосредственно готовит проект концессии для ГП «МТП Южный», видеть за цифрами и диаграммами судьбы простых людей, которым, если они лишатся работы, идти будет некуда. Поэтому если и дальше порту будут навязывать какие-то непонятные условия «реформы» с угрозой массовых увольнений или снижения социальных стандартов, то трудовой коллектив оставляет за собой право блокировать любые концессионные начинания.

Ну, а потом гостям были заданы вопросы об обоснованности выбора порта Южный в качестве объекта концессии. Руководитель департамента реформирования и функционирования морского и речного транспорта

Мининфраструктуры Александр Басюк попытался это объяснить тем, что, дескать, порт уже третий год показывает снижение доходов. На что портовики тут же ответили: а кто в этом виноват? Если в министерстве не могут обеспечить прибыльность работы государственного порта — стратегического, между прочим, предприятия, то его не банкротить нужно с последующей продажей под видом концессии. А просто надо поменять специалистов министерства, доверив управление эффективным менеджерам, и найти средства для собственных инвестиций в инфраструктуру и технологии, не отдавая данный вопрос на откуп частнику. Государство может быть эффективным собственником в портовой отрасли — тут пример показывают многие ведущие морские державы, где крупные торговые гавани являются государственными. И только в Украине вопрос поставлен безальтернативно: в концессию порты — и никаких гвоздей...

К тому же для этой безальтернативности государство создает все условия. Так, на собрании очень горячо обсуждались дноуглубительные работы, что ведутся в акватории Аджалыкского лимана. Не так давно между ГП «АМПУ» и частным стивидором — компанией «ТИС», которая является главным конкурентом порта «Южный» по обработке грузов, был заключен меморандум о проведении дноуглубления подходного канала около причалов №18-22 до 19 метров. Стоимость работ — 2 миллиарда бюджетных гривен. Еще раньше приблизительно такую же сумму госпредприятие «Администрация морских портов Украины» потратило на увеличение глубин у причала № 25 для создания зернового терминала. При этом компания «ТИС» имеет скидки на портовый сбор и другие преференции. А порт Южный никаких финансовых послаблений не получает. Более того, 75 процентов прибыли перечисляет в государственный бюджет.

«Это, что, честная конкуренция?» — резонно задавали вопрос портовики. И предложили руководителю ГП «АМПУ» Р. Вецкагансу: «Вложите в нас два миллиарда гривен». На эти деньги можно было бы в порту Южный построить свой угольно-рудный комплекс, создать зерновой терминал, закупить новое оборудование, в частности, краны. «Не хороните нас! И мы заработаем денег — и себе, и вам, и государству», — подытожили дискуссию о целесообразности концессии портовики.

Интересно, услышат ли эти слова в Киеве? «Вечерняя Одесса» продолжает следить за событиями в порту Южный.

Автор: Олег Суслов

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012