ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




На эшелонах высоты
11.10.2018 / Газета: Вечерняя Одесса / № 113-114(10668-10669) / Тираж: 10407

Обложки книг, отражающих жизнь и творческие достижения земляков-художников

Отмечаемый в Украине 14 октября День художника совпадает в этом году с 80-летием образования областной организации Национального союза художников Украины. Уместно отметить, что биография творческого сообщества начинается с создания в 1865 году Общества изящных искусств. В 1890-м образовалось Товарищество южнорусских художников. А в 1917 году самоорганизовалось Общество независимых художников.

Обе эти организации просуществовали до установления в Одессе советской власти в 1920-м. В 1922-м возникает Художественное общество имени умершего годом раньше Кириака Костанди.

Затем последовало возникновение всеукраинских ассоциаций с филиалами в крупных городах республики. И только в октябре 1938 года в Киеве состоялся учредительный съезд художников Украины, в котором принимали участие делегаты от Одесского отделения.

Поколения живописцев и скульпторов последней четверти XIX и первой трети ХХ веков создали в Одессе мощный культурный слой, соединивший и обучение молодых дарований в местном художественном училище, и колористическую культуру пейзажного и портретного жанров, и новаторскую выставочную практику, давшую толчок развитию авангардных тенденций.

Изданные уже в независимой Украине библиографические справочники «Товарищество южнорусских художников» и «Общество Независимых художников» (составитель Ольга Барковская) и книга С. Лущика «Одесские «Салоны Издебского» и их создатели» содержат исчерпывающие материалы о персоналиях, выставках, откликах в печати соответствующих периодов.

В музейных и частных коллекциях Одессы, Киева, за рубежами Украины — в Германии, Израиле, Англии, Франции, США — находятся россыпи творений пионеров и зачинателей феноменальной одесской живописной школы, ее новаторских разветвлений.

Однако создание идеологизированного художнического союза затормозило естественный ход творческих процессов, развитие и упрочение наработанных традиций. Пресловутый метод социалистического реализма нанес немалый урон национальным культурам, выхолащивал животворящую сердцевину искусств. Сталинщина взялась за «культурное строительство» по милитарно-казарменному типу, подавляя свободу самовыражения и вдохновенного поиска. Идущих не «в ногу», верящих в призвание, а не в призывы, подвергали остракизму, массовым репрессиям, даже лишали, в частности художников, авторских прав. «Ледниковая» погода в искусстве начала меняться после смерти Сталина.

Впрочем, не сразу ушла в прошлое практика «датских» выставок — к юбилейным датам октябрьской революции, создания СССР, к партийным съездам. А Художественный фонд фактически до самой перестройки кормил «заробитчан» — живописцев и скульпторов — на заказ малюющих и ваяющих портреты, бюсты и памятники партийных вождей.

Искусство начало оживать и выпрямляться под влиянием позитивных общественных трансформаций. Художники начали изучать и отражать внутренний мир человека, заряжаться его жизнестойкостью, признавать его равным и родным, как признают таковым героя повести или хорошей лирической песни. Настраивались черпать вдохновенный настрой у природы — у моря, в степи, в заповедных уголках родного города.

Уже с середины 70-х годов прошлого столетия небосвод одесской живописной школы подпирала двуспадная радуга, вобравшая многоцветность палитр как последователей традиций реалистической живописи, так и ревнителей нефигуративного письма, заявленных в полотнах В. Кандинского, братьев Бурлюков, А. Экстер, Т. Фраермана. Весьма полезным и продуктивным в конкурентной практике было пополнение организации во второй половине ХХ века выпускниками специализированных вузов Киева, Харькова, Львова, а также получившими художественное образование в двух российских столицах.

Одесса по праву утвердилась в статусе южной культурной столицы Украины — как в области музыки, кино, литературы, так и в изобразительном искусстве. Творчество мастеров кисти и резца получило устойчивое международное признание. Этому способствовали регулярные выставки в городах-побратимах, участие одесситов в зарубежных пленэрах и конкурсах. Помнится доныне резонанс повторяющихся приездов известной японской коллекционерки. Ее щедрые закупки произведений одесситов непосредственно в мастерских, у необремененных званиями, выставочной активностью художников, существенно перемешали «табели о рангах» внутри организации, получили широкое паблисити.

После каждой поездки японка проводила респектабельные выставки, сопровождая их изданием высококачественно отпечатанных альбомов. А советский посол в Японии на все лады расхваливал в предисловиях полотна одесситов, нередко отвергаемые местными выставкомами, написанные в плохо освещенных и отапливаемых подвальных мастерских. Впрочем, и в последующем эти авторы оставались в родных пенатах непризнанными, а то и без членства в творческом союзе и опеки Худфонда.

В поздние советские календы Одесса была одним из центров андеграунда, ниспровержения официальных канонов и дискурсов: вошли в летописные своды неформальные квартирные выставки, в том числе и на заборе во время ремонта оперного театра.

Миссию удержания и сохранения в родных пределах ценных артефактов, оригинальных произведений успешно выполнили приватные коллекционеры, зарождающееся сословие меценатов. Самый яркий пример — две коллекции М. Кнобеля, ставшие основой создания в Одессе музея современного искусства.

Сегодня отряд одесских художников насчитывает три сотни живописцев, графиков, скульпторов, мастеров прикладных жанров, — это почти втрое больше, чем объединяла организация полвека назад. А всего с художественной практикой в Одессе связана почти тысяча имен и творческих судеб. Их произведения находятся в музейных и частных собраниях на всех континентах планеты. Ведь только в советское время одесситы неоднократно выставляли свои работы в городах-побратимах Александрии, Генуе, Варне, Марселе, Оулу, Констанце, Сегеде, Сплите, Йокогаме. С падением железного занавеса между Западом и Советским Союзом интенсивность культурного обмена, творческих поездок, участия наших земляков в зарубежных пленэрах существенно увеличилось. Воистину — одесское искусство у всей планеты на виду.

Широкое признание получили творческие достижения народных художников Украины Анатолия Горбенко, Николая Прокопенко, скульптора Александра Токарева. Первый из названных успешно сочетает творческую и преподавательскую деятельность с председательствованием в организации. Весомы достижения более чем двух десятков заслуженных художников Украины. «Вечерняя Одесса» вместе с читателями радуется достижениям художников-земляков. Поздравляя их с юбилейной датой, мы прибегнем к сравнению авиационного толка. Каждый тип самолетов имеет предельные высоты и эшелоны полетов. Эскадрилья одесских художников поднялась на крейсерскую высоту: полет проходит успешно!

Автор: Анатолий ГЛУЩАК. Почетный член Одесской областной организации НСХУ

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012