ИА «Контекст Причерноморье»
логин:
пароль:
 
Последнее видео
Пресс-конференция на тему «Всеукраинский проект — Народный Президент»: первые результаты»
Инфографика
Курсы валют. Доллар США. Покупка:
 
Погода




На эшелонах высоты
11.10.2018 / Газета: Вечерняя Одесса / № 113-114(10668-10669) / Тираж: 10407

Обложки книг, отражающих жизнь и творческие достижения земляков-художников

Отмечаемый в Украине 14 октября День художника совпадает в этом году с 80-летием образования областной организации Национального союза художников Украины. Уместно отметить, что биография творческого сообщества начинается с создания в 1865 году Общества изящных искусств. В 1890-м образовалось Товарищество южнорусских художников. А в 1917 году самоорганизовалось Общество независимых художников.

Обе эти организации просуществовали до установления в Одессе советской власти в 1920-м. В 1922-м возникает Художественное общество имени умершего годом раньше Кириака Костанди.

Затем последовало возникновение всеукраинских ассоциаций с филиалами в крупных городах республики. И только в октябре 1938 года в Киеве состоялся учредительный съезд художников Украины, в котором принимали участие делегаты от Одесского отделения.

Поколения живописцев и скульпторов последней четверти XIX и первой трети ХХ веков создали в Одессе мощный культурный слой, соединивший и обучение молодых дарований в местном художественном училище, и колористическую культуру пейзажного и портретного жанров, и новаторскую выставочную практику, давшую толчок развитию авангардных тенденций.

Изданные уже в независимой Украине библиографические справочники «Товарищество южнорусских художников» и «Общество Независимых художников» (составитель Ольга Барковская) и книга С. Лущика «Одесские «Салоны Издебского» и их создатели» содержат исчерпывающие материалы о персоналиях, выставках, откликах в печати соответствующих периодов.

В музейных и частных коллекциях Одессы, Киева, за рубежами Украины — в Германии, Израиле, Англии, Франции, США — находятся россыпи творений пионеров и зачинателей феноменальной одесской живописной школы, ее новаторских разветвлений.

Однако создание идеологизированного художнического союза затормозило естественный ход творческих процессов, развитие и упрочение наработанных традиций. Пресловутый метод социалистического реализма нанес немалый урон национальным культурам, выхолащивал животворящую сердцевину искусств. Сталинщина взялась за «культурное строительство» по милитарно-казарменному типу, подавляя свободу самовыражения и вдохновенного поиска. Идущих не «в ногу», верящих в призвание, а не в призывы, подвергали остракизму, массовым репрессиям, даже лишали, в частности художников, авторских прав. «Ледниковая» погода в искусстве начала меняться после смерти Сталина.

Впрочем, не сразу ушла в прошлое практика «датских» выставок — к юбилейным датам октябрьской революции, создания СССР, к партийным съездам. А Художественный фонд фактически до самой перестройки кормил «заробитчан» — живописцев и скульпторов — на заказ малюющих и ваяющих портреты, бюсты и памятники партийных вождей.

Искусство начало оживать и выпрямляться под влиянием позитивных общественных трансформаций. Художники начали изучать и отражать внутренний мир человека, заряжаться его жизнестойкостью, признавать его равным и родным, как признают таковым героя повести или хорошей лирической песни. Настраивались черпать вдохновенный настрой у природы — у моря, в степи, в заповедных уголках родного города.

Уже с середины 70-х годов прошлого столетия небосвод одесской живописной школы подпирала двуспадная радуга, вобравшая многоцветность палитр как последователей традиций реалистической живописи, так и ревнителей нефигуративного письма, заявленных в полотнах В. Кандинского, братьев Бурлюков, А. Экстер, Т. Фраермана. Весьма полезным и продуктивным в конкурентной практике было пополнение организации во второй половине ХХ века выпускниками специализированных вузов Киева, Харькова, Львова, а также получившими художественное образование в двух российских столицах.

Одесса по праву утвердилась в статусе южной культурной столицы Украины — как в области музыки, кино, литературы, так и в изобразительном искусстве. Творчество мастеров кисти и резца получило устойчивое международное признание. Этому способствовали регулярные выставки в городах-побратимах, участие одесситов в зарубежных пленэрах и конкурсах. Помнится доныне резонанс повторяющихся приездов известной японской коллекционерки. Ее щедрые закупки произведений одесситов непосредственно в мастерских, у необремененных званиями, выставочной активностью художников, существенно перемешали «табели о рангах» внутри организации, получили широкое паблисити.

После каждой поездки японка проводила респектабельные выставки, сопровождая их изданием высококачественно отпечатанных альбомов. А советский посол в Японии на все лады расхваливал в предисловиях полотна одесситов, нередко отвергаемые местными выставкомами, написанные в плохо освещенных и отапливаемых подвальных мастерских. Впрочем, и в последующем эти авторы оставались в родных пенатах непризнанными, а то и без членства в творческом союзе и опеки Худфонда.

В поздние советские календы Одесса была одним из центров андеграунда, ниспровержения официальных канонов и дискурсов: вошли в летописные своды неформальные квартирные выставки, в том числе и на заборе во время ремонта оперного театра.

Миссию удержания и сохранения в родных пределах ценных артефактов, оригинальных произведений успешно выполнили приватные коллекционеры, зарождающееся сословие меценатов. Самый яркий пример — две коллекции М. Кнобеля, ставшие основой создания в Одессе музея современного искусства.

Сегодня отряд одесских художников насчитывает три сотни живописцев, графиков, скульпторов, мастеров прикладных жанров, — это почти втрое больше, чем объединяла организация полвека назад. А всего с художественной практикой в Одессе связана почти тысяча имен и творческих судеб. Их произведения находятся в музейных и частных собраниях на всех континентах планеты. Ведь только в советское время одесситы неоднократно выставляли свои работы в городах-побратимах Александрии, Генуе, Варне, Марселе, Оулу, Констанце, Сегеде, Сплите, Йокогаме. С падением железного занавеса между Западом и Советским Союзом интенсивность культурного обмена, творческих поездок, участия наших земляков в зарубежных пленэрах существенно увеличилось. Воистину — одесское искусство у всей планеты на виду.

Широкое признание получили творческие достижения народных художников Украины Анатолия Горбенко, Николая Прокопенко, скульптора Александра Токарева. Первый из названных успешно сочетает творческую и преподавательскую деятельность с председательствованием в организации. Весомы достижения более чем двух десятков заслуженных художников Украины. «Вечерняя Одесса» вместе с читателями радуется достижениям художников-земляков. Поздравляя их с юбилейной датой, мы прибегнем к сравнению авиационного толка. Каждый тип самолетов имеет предельные высоты и эшелоны полетов. Эскадрилья одесских художников поднялась на крейсерскую высоту: полет проходит успешно!

Автор: Анатолий ГЛУЩАК. Почетный член Одесской областной организации НСХУ
Поиск:
расширенный

Артём Филипенко
МИФЫ ОБОРОНЫ ОДЕССЫ: ХОДИЛИ ЛИ РУМЫНСКИЕ СОЛДАТЫ В «ПСИХИЧЕСКУЮ АТАКУ»
В художественном фильме «Поезд в далекий август» есть такой эпизод: румынские солдаты, как на параде идут в атаку сомкнутым строем под барабаны, впереди священник с поднятым крестом. Советский офицер передает команду «в попа не стрелять», гремит залп, катятся барабаны, и обезумевший священник мечется среди трупов румынских солдат.

СЕРГЕЙ ГРИНЕВЕЦКИЙ: «ОДЕССА И ТЕЛЕВИДЕНИЕ – БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ»
Одесское телевидение – само по себе явление неповторимое, как и всё одесское. Это не просто бренд, это целая эпоха, за которой стоят выдающиеся, порой легендарные имена, лица, события. Именно поэтому выход в свет книги Анны Бузиян и Наталии Карай «Идём на телек», безусловно, стал событием в культурной жизни региона.

 
Loading...

Последние мониторинги:
13.12.2018 / Вечерняя Одесса
13.12.2018 / Вечерняя Одесса
13.12.2018 / Вечерняя Одесса
13.12.2018 / Вечерняя Одесса
13.12.2018 / Вечерняя Одесса


© 2005—2018 Информационное агентство «Контекст-Причерноморье» New
Свидетельство Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины №119 от 7.12.2004 г.
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
© 2005—2018 S&A design team / 4.212