|
На эшелонах высоты
11.10.2018 / Газета: Вечерняя Одесса / № 113-114(10668-10669) / Тираж: 10407
Обложки книг, отражающих жизнь и творческие достижения земляков-художников Отмечаемый в Украине 14 октября День художника совпадает в этом году с 80-летием образования областной организации Национального союза художников Украины. Уместно отметить, что биография творческого сообщества начинается с создания в 1865 году Общества изящных искусств. В 1890-м образовалось Товарищество южнорусских художников. А в 1917 году самоорганизовалось Общество независимых художников. Обе эти организации просуществовали до установления в Одессе советской власти в 1920-м. В 1922-м возникает Художественное общество имени умершего годом раньше Кириака Костанди. Затем последовало возникновение всеукраинских ассоциаций с филиалами в крупных городах республики. И только в октябре 1938 года в Киеве состоялся учредительный съезд художников Украины, в котором принимали участие делегаты от Одесского отделения. Поколения живописцев и скульпторов последней четверти XIX и первой трети ХХ веков создали в Одессе мощный культурный слой, соединивший и обучение молодых дарований в местном художественном училище, и колористическую культуру пейзажного и портретного жанров, и новаторскую выставочную практику, давшую толчок развитию авангардных тенденций. Изданные уже в независимой Украине библиографические справочники «Товарищество южнорусских художников» и «Общество Независимых художников» (составитель Ольга Барковская) и книга С. Лущика «Одесские «Салоны Издебского» и их создатели» содержат исчерпывающие материалы о персоналиях, выставках, откликах в печати соответствующих периодов. В музейных и частных коллекциях Одессы, Киева, за рубежами Украины — в Германии, Израиле, Англии, Франции, США — находятся россыпи творений пионеров и зачинателей феноменальной одесской живописной школы, ее новаторских разветвлений. Однако создание идеологизированного художнического союза затормозило естественный ход творческих процессов, развитие и упрочение наработанных традиций. Пресловутый метод социалистического реализма нанес немалый урон национальным культурам, выхолащивал животворящую сердцевину искусств. Сталинщина взялась за «культурное строительство» по милитарно-казарменному типу, подавляя свободу самовыражения и вдохновенного поиска. Идущих не «в ногу», верящих в призвание, а не в призывы, подвергали остракизму, массовым репрессиям, даже лишали, в частности художников, авторских прав. «Ледниковая» погода в искусстве начала меняться после смерти Сталина. Впрочем, не сразу ушла в прошлое практика «датских» выставок — к юбилейным датам октябрьской революции, создания СССР, к партийным съездам. А Художественный фонд фактически до самой перестройки кормил «заробитчан» — живописцев и скульпторов — на заказ малюющих и ваяющих портреты, бюсты и памятники партийных вождей. Искусство начало оживать и выпрямляться под влиянием позитивных общественных трансформаций. Художники начали изучать и отражать внутренний мир человека, заряжаться его жизнестойкостью, признавать его равным и родным, как признают таковым героя повести или хорошей лирической песни. Настраивались черпать вдохновенный настрой у природы — у моря, в степи, в заповедных уголках родного города. Уже с середины 70-х годов прошлого столетия небосвод одесской живописной школы подпирала двуспадная радуга, вобравшая многоцветность палитр как последователей традиций реалистической живописи, так и ревнителей нефигуративного письма, заявленных в полотнах В. Кандинского, братьев Бурлюков, А. Экстер, Т. Фраермана. Весьма полезным и продуктивным в конкурентной практике было пополнение организации во второй половине ХХ века выпускниками специализированных вузов Киева, Харькова, Львова, а также получившими художественное образование в двух российских столицах. Одесса по праву утвердилась в статусе южной культурной столицы Украины — как в области музыки, кино, литературы, так и в изобразительном искусстве. Творчество мастеров кисти и резца получило устойчивое международное признание. Этому способствовали регулярные выставки в городах-побратимах, участие одесситов в зарубежных пленэрах и конкурсах. Помнится доныне резонанс повторяющихся приездов известной японской коллекционерки. Ее щедрые закупки произведений одесситов непосредственно в мастерских, у необремененных званиями, выставочной активностью художников, существенно перемешали «табели о рангах» внутри организации, получили широкое паблисити. После каждой поездки японка проводила респектабельные выставки, сопровождая их изданием высококачественно отпечатанных альбомов. А советский посол в Японии на все лады расхваливал в предисловиях полотна одесситов, нередко отвергаемые местными выставкомами, написанные в плохо освещенных и отапливаемых подвальных мастерских. Впрочем, и в последующем эти авторы оставались в родных пенатах непризнанными, а то и без членства в творческом союзе и опеки Худфонда. В поздние советские календы Одесса была одним из центров андеграунда, ниспровержения официальных канонов и дискурсов: вошли в летописные своды неформальные квартирные выставки, в том числе и на заборе во время ремонта оперного театра. Миссию удержания и сохранения в родных пределах ценных артефактов, оригинальных произведений успешно выполнили приватные коллекционеры, зарождающееся сословие меценатов. Самый яркий пример — две коллекции М. Кнобеля, ставшие основой создания в Одессе музея современного искусства. Сегодня отряд одесских художников насчитывает три сотни живописцев, графиков, скульпторов, мастеров прикладных жанров, — это почти втрое больше, чем объединяла организация полвека назад. А всего с художественной практикой в Одессе связана почти тысяча имен и творческих судеб. Их произведения находятся в музейных и частных собраниях на всех континентах планеты. Ведь только в советское время одесситы неоднократно выставляли свои работы в городах-побратимах Александрии, Генуе, Варне, Марселе, Оулу, Констанце, Сегеде, Сплите, Йокогаме. С падением железного занавеса между Западом и Советским Союзом интенсивность культурного обмена, творческих поездок, участия наших земляков в зарубежных пленэрах существенно увеличилось. Воистину — одесское искусство у всей планеты на виду. Широкое признание получили творческие достижения народных художников Украины Анатолия Горбенко, Николая Прокопенко, скульптора Александра Токарева. Первый из названных успешно сочетает творческую и преподавательскую деятельность с председательствованием в организации. Весомы достижения более чем двух десятков заслуженных художников Украины. «Вечерняя Одесса» вместе с читателями радуется достижениям художников-земляков. Поздравляя их с юбилейной датой, мы прибегнем к сравнению авиационного толка. Каждый тип самолетов имеет предельные высоты и эшелоны полетов. Эскадрилья одесских художников поднялась на крейсерскую высоту: полет проходит успешно! Автор: Анатолий ГЛУЩАК. Почетный член Одесской областной организации НСХУ
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012 |