ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Острые вопросы концессии и дноуглубления в порту «Южный»
12.10.2018 / Газета: Новини Южного / № 41(1287) / Тираж: 2298

Лейтмотивом к данной статье целесообразно позаимствовать цитату из книги Владимира Иванова «Порт Южный. Время, события, люди...»: «У каждого человека своя судьба. Я думаю, что тот, кто десятилетия назад выбрал эту гавань, — не ошибся, потому что у нее большое будущее. В акваторию Малого Аджалыкского лимана заходили и выходили тысячи судов, переработаны десятки миллионов тонн грузов, построены сотни современных, хорошо оборудованных объектов, выполнен огромный объем дноуглубительных работ, благодаря чему порт Южный стал самым глубоководным в Украине. Построены школы, детские сады, жилые дома, магазины, лечебные учреждения, спортивные, оздоровительные комплексы и многое другое. Практически усилиями портовиков и химиков создан современный город Южный.

...Морской торговый порт Южный стал для меня родным и близким. И я не ошибусь, если скажу, что таковым он стал и для многих тысяч людей, которые отдали ему свои лучшие годы. И никто не говорит о компенсации, ибо у всех нас она одна — достойное будущее порта».

...В минувший четверг на территории погрузочно-разгрузочного района № 2 ГП «МТП «Южный» состоялось собрание трудового коллектива предприятия с представителями Министерства инфраструктуры Украины во главе с начальником Департамента реформирования и функционирования морского и речного транспорта МИУ А.Басюком, руководством ГП «АМПУ» в лице исполняющего обязанности начальника Р.Вецкаганса, главного инженера Южненского филиала АМПУ В.Липского, специалиста офиса поддержки и внедрения реформ (пБТ) АТименко, посвященное планируемой передаче морехозяйственного комплекса в концессию и обсуждению меморандума о дноуглублении, подписанного АМПУ и компанией «ТИС». На встрече присутствовали председатель профсоюзного комитета ГП «МТП «Южный» С.Маслов, председатель первичной организации профсоюза предприятия С.Спицын.

Второй вопрос, касающийся дноуглубления, которое проводится в акватории Малого Аджалыкского лимана, оказался самым животрепещущим. Как стало известно широкой общественности, Администрация морских портов Украины и частная стивидорная компания «ТИС» заключили меморандум о взаимопонимании относительно инфраструктурных проектов в морском порту «Южный», предусматривающий объединение усилий госпредприятия и приватной фирмы для швития портовой системы.

АМПУ намерена провести дноуглубление на внутреннем канале в акватории причалов группы компаний «ТИС» — № 18-22, водном подходе к азворотному кругу и части операцинной акватории причалов № 18, 19, ) на проектную глубину 19 м, части операционной акватории причалов № 21, 22 на проектную глубину 16 м. свою очередь «ТИС» выполнит работы у своих причалов № 18, 19, 20 до 19 метров, № 21, 22 до 16 метров.

Согласно индикативному плану, после проведения дноуглубления подходного канала компания планирует в тение 10 лет приложить все усилия для увеличения объема переработки грузов на 10-15 миллионов тонн.

Отмечается, что ранее в акватории лимана уже был реализован крупный проект дноуглубления в интересах частной фирмы, связанной с «ТИС». Так, в 2017 году China Harbor Engineering Company (СНЕС) провела работы для терминала TV Cargo. Китайская компания увеличила глубины в акватории будущих причалов № 23-25 с 0,5 — 6 до 16 метров.

«Согласно меморандуму, заключенному между Администрацией морских портов Украины и частной стивидорной компанией «Трансинвестсервис», ныне у причалов 18-22 осуществляется дноуглубление подходного канала акватории до 19 метров. Таким образом осваиваются два миллиарда бюджетных гривен. Ранее произведено дноуглубление у причала № 25 частной стивидорной компании «ТИС», опять же за государственные деньги. Упрямо напрашивается вопрос: «Это для того, чтобы выгружаемые в МТП «Южном» энергетические угли ушли к конкурентам?» — именно такой вопрос задал государственным чиновникам один из ветеранов труда предприятия.

Также обосновано замечание докера-механизатора порта Е.П. Смирнова о неравных конкурентных условиях по обработке судов. Для частной компании имеется 50% скидки и 50% расщепления портовых сборов.

- За счет прибыли порта построено три причала, при этом мы не имеем никаких преференций, — сказал Егор Павлович. — Разве это справедливая конкуренция? В то же время ГП «МТП «Южный» не получает поддержки для создания собственного угольно-рудного комплекса и не имеет возможности инвестировать в свое развитие из-за того, что 75% прибыли перечисляет в госбюджет. Осуществляя перегрузку, мы перечисляем средства на счет ГП «АМПУ», частная компания — нет. Где логика? Единственное, что нас спасало, — наличие глубоководного канала. Мы, образно говоря, на доза-грузке сидим. Но как только завершатся работы по дноуглублению, здесь, в порту «Южный», все станут банкротами. Причем искусственно.

Заместитель главного диспетчера предприятия Иван Генов акцентировал внимание присутствующих на современных технологиях, которыми владеет «ТИС» благодаря инвестициям. В свою очередь, порт «Южный» не имеет возможности интенсивно развиваться за счет прибыли, поскольку перечисляет миллионы в госбюджет. Проект дноуглубления возле причалов, на которых оперирует ГП, до проектных 21 метра требует первоочередного стопроцентного выполнения. Причалы ГП «МТП «Южный» также нуждаются в инвестировании со стороны АМПУ на проектирование и реконструкцию. Все это, по мнению тружеников предприятия, создает неравные конкурентные условия для государственного стивидора уже сегодня и не дает возможности для развития в будущем.

К руководителю государственной структуры Р.Вецкагансу работники обратились с предложением вложить в порт «Южный» два миллиарда гривен, что дало бы возможность возвести собственный угольно-рудный комплекс, зерновой терминал, существенно обновить оборудование, закупить мощные портальные краны и другую современную технику.

Также поступило предложение от председателя профсоюзного комитета морехозяйственного комплекса С.Маслова задействовать органы местной власти, которые должны принимать участие в предлагаемой Минин-фраструктуры концессии по примеру крупнейшего порта Европы — Роттердама (Южная Голландия, Нидерланды), грузооборот которого в 2014 году составил 444 миллиона тонн. Как вариант, Сергей Вячеславович предложил возобновить существовавшую в Одессе с 1810 по 1859 годы порто-франко — таможенную зону в порту, освобожденную от пошлины.

- Таким образом государство поддерживает безналоговую свободную экономическую зону в гавани, создавая равные условия для всех стивидорных операторов, как государственных, так и частных, — уточнил Сергей Вячеславович.

...Статья 406 Хозяйственного кодекса Украины трактует понятие «концессия» следующим образом: «Это предоставление с целью удовлетворения общественных потребностей уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе отечественным или иностранным субъектам хозяйствования (концессионерам) права на создание (строительство) или управление (эксплуатацию) объектом концессии при условии взятия концессионером на себя соответствующих обязательств, имущественной ответственности и предпринимательского риска». Иными словами, концессия — один из видов государственно-частного партнерства, который используется для реализации масштабных проектов в тех сферах, где госфинансирования недостаточно, но, в то же время, передача проекта полностью в частную собственность невозможна либо нецелесообразна. Как отметил в феврале нынешнего года заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Титарчук в интервью с журналистом «Громадського»: «На сегодняшний день первый проект, который мы видим, — это связано с инфраструктурой, с портами».

Подобную идею о передаче мощного, преуспевающего морского предприятия, являющегося самым глубоководным в Украине, в концессию частному бизнесу портовики, мягко говоря, не одобрили. Поскольку ГП «МТП «Южный» — единственная глубоководная гавань в стране, способная принимать грузовые суда типа Capsize грузоподъемностью до 200 тысяч тонн. Специалисты предприятия обеспечивают бесперебойную обработку шестой части всех грузов, проходящих через отечественные порты. Как абсолютный лидер в обработке навалочных и химических грузов, ГП «МТП «Южный» обслуживает основные экспортные и транзитные грузопотоки между государствами бывшего Советского Союза и портами других континентов. Наличие современной перегрузочной техники, мощного портового флота, развитой сети железных дорог обеспечивает высокую интенсивность переработки грузов. По мнению председателя профсоюзного комитета ГП «МТП «Южный» С. Маслова, диалог трудового коллектива с государственными чиновниками запоздал, как минимум, на полгода. Среди тружеников бытует устоявшееся мнение: стратегически важные предприятия, такие как морские порты, в особенности МТП «Южный», должны оставаться в руках государства. Говорить об их концессии нет смысла, по крайней мере, в ближайшие несколько лет. Хотя бы по причине продолжающегося в стране военного конфликта, нестабильной экономики и прогрессирующей трудовой миграции населения. Резонно прислушаться к мнению авторитетного экономиста, экс-министра финансов Украины Владимира Ланового, считающего, что «Приватизация объектов госсобственности происходит непонятно как. Рассказывают о необходимости проводить ее в сжатые сроки. Кому нужна эта скорость? Наверное, тем, кто хочет нажиться. Сейчас идет процесс юридического закрепления и поддержки неправомерных и неэффективных действий государственных служащих».

Как сказал вышедший к микрофону в начале встречи начальник Департамента реформирования и функционирования морского и речного транспорта МИУ А. Басюк, команда информаторов от Министерства инфраструктуры Украины привезла с собой презентационные материалы с намерением показать документы с цифрами, «с логическим обоснованием хода мыслей Министерства. Почему мы принимаем те или иные решения».

Действительно, на сегодня столичное ведомство подготовило пре-ТЭО (технико-экономическое обоснование) концессии ГП «МТП «Южный». В разделе 10.2 документа говорится, кроме всего прочего, об увольнении значительной части трудового коллектива.

Концессионный договор заключается на внушительный срок, обычно до 49 лет. В это время доход от работы предприятия поступает на счета частного инвестора. По истечении 49 лет имущество возвращается владельцу в лице державы. Однако кто может дать гарантию в наше нестабильное время, что будет по истечении почти пяти десятилетий?

На собрании высказывались предложения апробировать форму государственно-частного партнерства в качестве пилотного проекта в убыточном порту, каких в стране, по данным статистики, не менее пяти. При умелом, грамотном менеджменте государство может получать в казну существенные финансовые дивиденды гораздо большие, чем от концессионного договора.

Следующий актуальный вопрос — сокращение тружеников предприятия с 2700 человек до 500.

В результате лишившиеся работы вынуждены будут обратиться в центр занятости, а финансовые поступления в городской бюджет значительно сократятся. На фоне фактической остановки еще одного крупнейшего градообразующего предприятия — Одесского припортового завода — для Южного это катастрофа...

Диалог в порту длился в течение двух часов. Стороны пришли к выводу, что в комиссии по концессии должны принимать участие все заинтересованные лица, в том числе профсоюзные лидеры, представители местных органов власти, общественные активисты.

«Проекты, которые сегодня реализует МИУ, требуют постоянного диалога с коллективом, профсоюзами и администрацией. Я благодарен коллегам из МИУ, АМПУ и ЯБТ за участие во встрече, разъяснение текущей ситуации с концессией и дноуглублением в украинских портах. Конечно, коллектив, а в ГП работает свыше 2700 тружеников, обеспокоен будущим предприятия и сохранением социальных гарантий. На часть вопросов сразу получили ответ, остальные — требуют доработки и анализа. Надеемся, что в МИУ прислушаются к замечаниям портовиков и мы вместе сделаем все, чтобы наихудшие опасения коллектива не оправдались, а порт № 1 и дальше продолжал успешно работать», — сказал в.о. директора ГП «МТП «Южный» Анатолий Яблуновский.

В интервью журналистам руководитель государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» Райвис Вецкаганс сказал: «Это был полезный разговор. Нужно учитывать мнение коллектива. Мы однозначно усилим диалог и дополнительно включим специалиста в нашу рабочую группу, созданную при Министерстве инфраструктуры Украины. Для того чтобы дальнейшие планы (если двигаться в сторону концессии) были полностью прозрачны. Чтобы всем была понятна существующая «дорожная карта» в отношении перспективного развития порта «Южный».

Главное, чтобы в результате кардинально реформируемой экономики на фоне вооруженного противостояния на Востоке страны, неизжитой коррупции и бюрократии успешно функционировало морское предприятие, созданное умом, сердцем, руками старшего и нынешнего поколений высокопрофессиональных тружеников морской отрасли Украины.

Автор: Наталья ШЕКЕРСКАЯ

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013