|
Первые в Одессе: «самодымная коляска», «пивная бочка» и удивленные пирамиды
07.11.2018 / Газета: Одесская жизнь / № 45 / Тираж: 15200
Жители Одессы всегда были любопытными и талантливыми, и стоило только появиться каким-то техническим новшествам, они тут же внедряли их у себя. Одними из первых одесситы построили железную дорогу, «закатали» город в асфальт, промчались по улицам на автомобиле, поднялись в небо на воздушном шаре и аэроплане. Гибрид кареты и велосипеда В 1891 году изумленные жители Южной Пальмиры увидели, как по улицам в дыму и грохоте промчался первый автомобиль. В то время это чудо техники носило название «самобеглая коляска» и было в городе единственным. Автомобиль, который носил гордое имя «Бенц», привез из Франции редактор и издатель «Одесского листка» Василий Навроцкий. Новинка выглядела забавно и одесситы шутили, что ее «родителями» явно были карета и велосипед. Впрочем, шутки шутками, а такой роскоши не было даже у русского царя Николая II. Когда Навроцкий впервые решил «выгулять» свой «Бенц» по городским улицам, одесситы подумали, что началось светопреставление. Чудо-машина страшно грохотала и оставляла за собой длинный шлейф черного и невероятно вонючего дыма. Пугая прохожих и лошадей, «Бенц» несся по улицам со страшной скоростью — 25 км в час. А впереди машины бежал мальчишка и, размахивая белым платком, кричал прохожим: «Берегись! Едет автомобиль!». Одесситы с присущим им чувством юмора прозвали чудо техники «самодымной и самогрохкой коляской». Фотографии делали только в хорошую погоду В 1839 году в Европе появилась фотография, и одесситы не смогли оставить новшество без внимания. Уже через четыре года после ее изобретения в Одессе можно было сделать дагерротипный портрет, а первым фотографом, открывшим свое ателье, стал художник Филипп Гааз. Студии оборудовали на верхних этажах зданий, с потолком из стекла. Дело в том, что искусственного освещения было мало, поэтому фотографии делали только в ясную погоду и стеклянный потолок при этом был весьма кстати. Чтобы запечатлеть себя для потомков, приходилось потратить добрую половину дня. Технология изображения была очень сложной, и человеку нужно было долго сидеть неподвижно, не моргая, не разговаривая. Стоили первые фотографии баснословно дорого и позволить себе это удовольствие могли только состоятельные люди. Интересно, что цена портрета зависела не от размера фотографии, а от количества человек, изображенных на ней. Буквально сразу фотография приобрела сумасшедшую популярность, а фотоателье стали расти как грибы. У многих одесских фотографов была собственная «специализация» — одни занимались семейными и художественными фотографиями, другие снимали для документов проштрафившихся «визитеров» полицейского участка, а третьи фотографировали умерших, если родственники желали сохранить последнее изображение близкого человека. Одесситы покорили Египет За два года до того как летчик Михаил Ефимов совершил знаменитый полет на самолете «Фарман», в Одессе открылся первый в стране аэроклуб. Свою деятельность клуб начал с приобретения воздушного шара, который был изготовлен в Париже. Летать на нем первые одесские воздухоплаватели — Сергей Уточкин, Карл Маковецкий и Ван дер Шкруф выучились самостоятельно, и сразу же приняли участие в гонках на монгольфьерах, проходивших в Египте. Одесские спортсмены восемь раз поднимались в воздух, а шар парил на тысячу метров выше пирамид. Однажды во время гонок произошла авария, которая едва не закончилась трагически, — у Ван дер Шкруфа лопнул шар и спортсмен стал стремительно падать. Однако он сумел взобраться по сетке, и самый сильный удар о землю пришелся на корзину, а сам спортсмен отделался синяками и царапинами. После выступления одесситов газеты писали: «Они были первыми кто своей дерзостью смог удивить пирамиды». «Паук», циклисты и бициклет Спортивные клубы стали появляться в городе только в конце XIX века, и одним из первых было общество велосипедистов-любителей. Его устав был принят в 1888 году в зале французского ресторана на углу Воронцовского переулка и Екатерининской площади. За год до этого президент клуба профессор университета Викентий Шерцль лично совершил велопробег из Милана в Прагу на велосипеде, который в народе называли «паук». Переднее колесо у такого велосипеда было полтора метра в диаметре. Вскоре на смену этим «монстрам» пришли более современные велосипеды — бициклеты. Ну, а те, кто занимался велоспортом, получили название «циклисты». Вскоре по улице Ришельевской, 8, был открыт первый манеж, где циклисты показывали чудеса езды. За Михайловским монастырем они устроили первый в городе велотрек — циклодром, покрытый совершенно новым в то время материалом — асфальтом. Здесь проводили международные соревнования, в которых принимали участие знаменитые одесские спортсмены. Одесская субмарина Проект первой подводной лодки в стране был создан на одесском Фонтане Степаном Джевецким. Эта идея родилась у него после боя российского военного корабля «Веста» с турецким броненосцем. Джевецкий показал свои чертежи Гулье Бланшару, владельцу механического завода, однако француз не дал себе труда разобраться в них. Он только окинул чертежи беглым взглядом и дал заключение, что это изобретение вряд ли будет плавать. Информация просочилась «в массы» и город наводнили самые нелепые слухи. Появилась версия, что на заводе Бланшара делают огромную пивную бочку с механическими насосами, которую собираются устанавливать на бульваре во время праздников и народных гуляний. За четыре месяца Джевецкий с помощью талантливого механика собрал субмарину, а на внутреннюю отделку и механизмы деньги выделил банкир Федор Родоканаки. Все лето 1878 года Джевецкий проводил испытания своего подводного аппарата в Одесской гавани. Субмарина была оборудована велосипедным приводом и могла погружаться на глубину 14 метров, правда, запаса воздуха хватало всего на 20 минут. Изобретатель постоянно совершенствовал свое детище и вскоре подводные аппараты Джевецкого уже использовались в южных портах для обороны и подводных работ. Автор: Ирина Сорокина
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012 |