ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Первые в Одессе: «самодымная коляска», «пивная бочка» и удивленные пирамиды
07.11.2018 / Газета: Одесская жизнь / № 45 / Тираж: 15200

Жители Одессы всегда были любопытными и талантливыми, и стоило только появиться каким-то техническим новшествам, они тут же внедряли их у себя. Одними из первых одесситы построили железную дорогу, «закатали» город в асфальт, промчались по улицам на автомобиле, поднялись в небо на воздушном шаре и аэроплане.

Гибрид кареты и велосипеда

В 1891 году изумленные жители Южной Пальмиры увидели, как по улицам в дыму и грохоте промчался первый автомобиль. В то время это чудо техники носило название «самобеглая коляска» и было в городе единственным. Автомобиль, который носил гордое имя «Бенц», привез из Франции редактор и издатель «Одесского листка» Василий Навроцкий. Новинка выглядела забавно и одесситы шутили, что ее «родителями» явно были карета и велосипед. Впрочем, шутки шутками, а такой роскоши не было даже у русского царя Николая II.

Когда Навроцкий впервые решил «выгулять» свой «Бенц» по городским улицам, одесситы подумали, что началось светопреставление. Чудо-машина страшно грохотала и оставляла за собой длинный шлейф черного и невероятно вонючего дыма. Пугая прохожих и лошадей, «Бенц» несся по улицам со страшной скоростью — 25 км в час. А впереди машины бежал мальчишка и, размахивая белым платком, кричал прохожим: «Берегись! Едет автомобиль!». Одесситы с присущим им чувством юмора прозвали чудо техники «самодымной и самогрохкой коляской».

Фотографии делали только в хорошую погоду

В 1839 году в Европе появилась фотография, и одесситы не смогли оставить новшество без внимания. Уже через четыре года после ее изобретения в Одессе можно было сделать дагерротипный портрет, а первым фотографом, открывшим свое ателье, стал художник Филипп Гааз.

Студии оборудовали на верхних этажах зданий, с потолком из стекла. Дело в том, что искусственного освещения было мало, поэтому фотографии делали только в ясную погоду и стеклянный потолок при этом был весьма кстати. Чтобы запечатлеть себя для потомков, приходилось потратить добрую половину дня. Технология изображения была очень сложной, и человеку нужно было долго сидеть неподвижно, не моргая, не разговаривая. Стоили первые фотографии баснословно дорого и позволить себе это удовольствие могли только состоятельные люди. Интересно, что цена портрета зависела не от размера фотографии, а от количества человек, изображенных на ней.

Буквально сразу фотография приобрела сумасшедшую популярность, а фотоателье стали расти как грибы. У многих одесских фотографов была собственная «специализация» — одни занимались семейными и художественными фотографиями, другие снимали для документов проштрафившихся «визитеров» полицейского участка, а третьи фотографировали умерших, если родственники желали сохранить последнее изображение близкого человека.

Одесситы покорили Египет

За два года до того как летчик Михаил Ефимов совершил знаменитый полет на самолете «Фарман», в Одессе открылся первый в стране аэроклуб. Свою деятельность клуб начал с приобретения воздушного шара, который был изготовлен в Париже. Летать на нем первые одесские воздухоплаватели — Сергей Уточкин, Карл Маковецкий и Ван дер Шкруф выучились самостоятельно, и сразу же приняли участие в гонках на монгольфьерах, проходивших в Египте. Одесские спортсмены восемь раз поднимались в воздух, а шар парил на тысячу метров выше пирамид.

Однажды во время гонок произошла авария, которая едва не закончилась трагически, — у Ван дер Шкруфа лопнул шар и спортсмен стал стремительно падать. Однако он сумел взобраться по сетке, и самый сильный удар о землю пришелся на корзину, а сам спортсмен отделался синяками и царапинами. После выступления одесситов газеты писали: «Они были первыми кто своей дерзостью смог удивить пирамиды».

«Паук», циклисты и бициклет

Спортивные клубы стали появляться в городе только в конце XIX века, и одним из первых было общество велосипедистов-любителей. Его устав был принят в 1888 году в зале французского ресторана на углу Воронцовского переулка и Екатерининской площади. За год до этого президент клуба профессор университета Викентий Шерцль лично совершил велопробег из Милана в Прагу на велосипеде, который в народе называли «паук». Переднее колесо у такого велосипеда было полтора метра в диаметре. Вскоре на смену этим «монстрам» пришли более современные велосипеды — бициклеты. Ну, а те, кто занимался велоспортом, получили название «циклисты».

Вскоре по улице Ришельевской, 8, был открыт первый манеж, где циклисты показывали чудеса езды. За Михайловским монастырем они устроили первый в городе велотрек — циклодром, покрытый совершенно новым в то время материалом — асфальтом. Здесь проводили международные соревнования, в которых принимали участие знаменитые одесские спортсмены.

Одесская субмарина

Проект первой подводной лодки в стране был создан на одесском Фонтане Степаном Джевецким. Эта идея родилась у него после боя российского военного корабля «Веста» с турецким броненосцем. Джевецкий показал свои чертежи Гулье Бланшару, владельцу механического завода, однако француз не дал себе труда разобраться в них. Он только окинул чертежи беглым взглядом и дал заключение, что это изобретение вряд ли будет плавать. Информация просочилась «в массы» и город наводнили самые нелепые слухи. Появилась версия, что на заводе Бланшара делают огромную пивную бочку с механическими насосами, которую собираются устанавливать на бульваре во время праздников и народных гуляний.

За четыре месяца Джевецкий с помощью талантливого механика собрал субмарину, а на внутреннюю отделку и механизмы деньги выделил банкир Федор Родоканаки. Все лето 1878 года Джевецкий проводил испытания своего подводного аппарата в Одесской гавани. Субмарина была оборудована велосипедным приводом и могла погружаться на глубину 14 метров, правда, запаса воздуха хватало всего на 20 минут. Изобретатель постоянно совершенствовал свое детище и вскоре подводные аппараты Джевецкого уже использовались в южных портах для обороны и подводных работ.

Автор: Ирина Сорокина

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012