ИА «Контекст Причерноморье»
логин:
пароль:
Последнее видео
Про проведення зовнішнього незалежного оцінювання (ЗНО) випускників середніх загальноосвітніх навчальних закладів у 2019 році
Инфографика
Курсы валют. Доллар США. Покупка:
 
Погода




Елки старой Одессы
10.01.2019 / Газета: Вечерняя Одесса / № 3-4(10703-10704) / Тираж: 10407

Трудно отрицать тот факт, что наш город во многих начинаниях часто становился пионером. Так, именно в Одессе Иосиф Тимченко изобрел первый киноаппарат; открылась первая в государстве и вторая в мире бактериологическая станция; по Одессе проехал первый в стране автомобиль, а за ним на первых ввезенных роликовых коньках промчался Сергей Уточкин; в небо взлетали из первого авиаклуба первые авиаторы страны... А во время новогодних и рождественских праздников нелишне вспомнить, что в свое время Одесса приобрела известность, как город в котором скорее всего была украшена первая дворцовая елка во всей Империи.

Так выглядел дом Потоцкой, где в 1811 году была проведена первая елка Одессы (гравюра В. Вахренова). Сегодняшний адрес — Софиевская, 7

В своем труде «Старая Одесса» Александр Михайлович де-Рибас — прямой потомок Феликса де-Рибаса, утверждает, что во времена Ришелье во дворце Потоцких была наряжена первая Рождественская ель, в честь внебрачной дочери Александра I и Марии Антоновны Нарышкиной Софии. Девочка прибыла в Одессу с матерью для поправки здоровья. Для почетных гостей у Потоцких арендовали дворец. Правда, здание, о котором упоминает автор, это дворец одесского Художественного музея. Оно было построено гораздо позже описываемых событий. Объясняется всё просто: на Софиевской улице, неподалеку от вышеупомянутого дворца, и сегодня особняком стоит дом зеленого цвета, в котором, скорее всего, и останавливалась Мария Антоновна с дочерью.

Именно там в рождественский вечер 1813 года по поручению Ришелье его секретарем и в то же время шурином графом Луи де-Рошешуаром был организован великолепный бал, где присутствовал весь нобилитет (знать) Одессы той поры — графиня Потоцкая, граф Шарль де-Сен-При, организовавший в Одессе первый коммерческий суд страны, граф де-Венансон. Это и Разумовский, Давыдов, Раевский, Перовский, Долгорукий, граф Ланжерон, генералы Кобле и Милорадович, Феликс де-Рибас, служивший тогда Неополитанским генеральным консулом, и другие консулы: английский — Джемс, французский — Мюр, австрийский — Фон Том. Польское общество на вечере было представлено блистательными фамилиями Ржевусских, Потоцких, Сабанских, Пржездецких, Бржозовских. Также среди приглашенных были негоцианты Рено и Сиккард, доктор Скюдери, аббат Лабдань — воспитатель герцога Ришелье, дипломат Ростиньяк и многие другие.

В этот вечер общество блистало великолепными нарядами, украшениями и сногсшибательными прическами дам, а главным творцом шедевров парикмахерского искусства того вечера стал сам Леонард — никто иной, как кауфер (парикмахер) Марии-Антуанетты, чья прелестная головка была отсечена гильотиной Французской революции. Основатель и представитель стиля рококо в кауферном искусстве со своими последователями месье Трините и месье Лавинье в этот день в полной мере показали свое мастерство. Коль уж упомянули представителей парикмахерского дела, то стоит отметить, что в первой половине XIX века в Одессе это были в основном французы и итальянцы — Витали, Пети, Контенссини, Тино. Все они были содержателями «парикмахерских магазинов». Называлось это так, потому что в магазинах продавали парики, шиньоны, украшение в волосы, духи, мыло, помады и пр.

Общество было великолепно. Но главными героями того вечера все же были дети, ради которых и организовали праздник вокруг прелестной неувядающей ели. В ту пору в Одессе, в целом, была огромная проблема с деревьями. Что уж говорить о хвойных растениях, для которых наш край не может быть родным. Со слов Александра Михайловича де-Рибаса, пышное дерево, в качестве подарка, привезли Потоцкие прямо из Умани. Елка блистала тысячью огней на восковых свечах и была вся усеяна украшениями и подарками.

К слову, об истории традиции украшения елок в Рождество. К нам эта традиция попадает из Германии, где уже с XVI века елки начинают заносить в канун праздника в дома и украшать. У нас отмечать Новый год 1 января стали с 1700 года по указу Петра I. Он же велел, в подражание голландцам, украшать ворота и двери домов еловыми ветками. Игрушек на этих ветвях не развешивали, а елки ставили в основном на крышах питейных заведений. Ну, а постоянно елки в домах стали устанавливать только после 1852 года, традиция, которую завела супруга императора Николая I Александра Федоровна, родившаяся и выросшая в Пруссии.

Первыми украшениями становятся фрукты, орехи и печенье, на верхушке ели обязательно красовалась восьмиконечная «Вифлеемская» звезда, а главным украшением становились свечи, которые зажигали только один раз — в канун Рождества Христова. Для безопасности дома около дерева среди подарков обязательно стояли ведра с песком и водой. Гораздо позже появились первые елочные игрушки. В городе Лауше, который издревле славился своими стеклодувами, в 1848 году один мастер решил в Рождество нарядить для своих детей елку. Но он был очень беден. Денег на фрукты и сладости не хватало. И тогда он выдул яблоки, лимоны, пряники и орехи из стекла. Игрушки получились настолько красивые, что о них пошла молва. И вскоре уже не только жители Лауша, но и всей Германии стали заказывать себе стеклянные украшения на Рождество.

Что касается Одессы, здесь еще долгое время елочные игрушки оставались весьма дорогим удовольствием. Даже в конце второй половины позапрошлого века одна стеклянная игрушка могла стоить 20 рублей — цена, превышающая стоимость коровы. А ели в наш город на продажу привозили из Крыма. Купить их могли себе позволить только люди состоятельные. Основная часть граждан нашего города долгое время довольствовалась связанными в виде елки ветвями разных растений, украшенных игрушками, сделанными из ваты, папье-маше и тисненого картона, бомбоньерками, лентами и канителью.

Потом появятся советские игрушки из тончайшего стекла, ознаменовывающие своим стилем каждое следующее десятилетие. Так, в конце 30-х эти украшения в виде военных, милиционеров, счастливых детей, рабочих и колхозниц; во время войны игрушки делали из штампованной и раскрашенной жести, изображающие погоны и ордена, а на елках в госпиталях висели фигурки, сделанные из бинтов; в 50-х становятся популярны игрушки в виде предметов обихода: чайники, самовары, будильники, кувшины; а в 60-х игрушечное производство вместе со всей страной «устремится в космос», правда, не забывая и о кукурузе, а потом ещё были шикарные шары, спирали, острые верхушки.

В вечер Рождества на «Софьиной» елке детям дарили замечательные подарки — куклы, полишинели, механические игрушки, выбивающие своими лапками дробь на тамбуринах. А София Нарышкина получила от герцога в подарок золоченую клетку, в которой на зеленом кусте сидела синяя птичка — колибри, а матушка ее одарила настоящим клавесином, выписанным из Вены.

Вообще традиционно было на Рождество дарить сладости. Но разве такая скромная традиция может долго соблюдаться в таком балованном изобилием городе, как наш? Со второй половины XIX века целые полосы одесских газет предоставляются для размещения рекламных объявлений, в которых рекомендуют в качестве подарков приобретать граммофоны, часы, ювелирные изделия, энциклопедии в 8 томах, книги разного содержания, как для взрослых, так и для детей. В качестве подарков предлагаются места на городских кладбищах, современные земляные клозеты, подписка на журнал «Вокруг света», помады для необыкновенного роста волос и даже папиросы с замечательными названиями «Часовой», «Малютка» и «Удачные».

Первое официальное упоминание о публичном праздновании Нового года в Одессе мы находим в городских архивах, датируемых 1800 годом, именно тогда вводилось правило заключать контракты с магистратом и платить пошлины городу. Такие контракты подписали Рожнова и Рейзмани и заплатили немалые деньги по 150 и 100 рублей соответственно. Также необходимо было в городскую казну платить по 5 рублей за каждого привлеченного блюстителя порядка. В целях экономии пригласительные рассылались с картинками, но без текста, так как за текст тоже необходимо было вносить пошлину — налог на рекламу тех времен.

Рожнова Анна Львовна, заранее разослав 30 пригласительных, 1 января 1800 года в дверях своего дома принимала первых гостей. Тут же явились представители власти, потребовавшие от нее немедленно увеселение прекратить. Причиной этого требования стал слух о том, что в доме хозяйки якобы происходит разврат. Анна Львовна в расстроенных чувствах узнала о том, что у некой госпожи Рейзмани Рухли Давыдовны в тот же час было запланировано аналогичное увеселение. Естественно, она поняла, что стала жертвой конкурентной борьбы. Проигравшей Анна Львовна себя считать была не намерена и вскоре после праздничного дня она появилась в магистрате с требованием возместить ей ущерб в размере 47 рублей серебром. Удовлетворено ли было требование госпожи Рожновой, нам неизвестно, но точно известно, что с тех пор город ежегодно публично отмечал зимние праздники.

С 20-х годов века XIX, традиционными становятся светские рауты в гостинице «Рено» и Английском клубе. А затем основным местом проведения публичных увеселений стало здание купеческой биржи, где проводились благотворительные лотереи-аллегри и костюмированные балы, на которых устраивались битвы домино. Маскарадная история домино в Одессе начинается еще со времен Ришелье, когда его секретарь Рошешуар — главный распорядитель всех раутов той поры, — поставил танец домино, где разыгрывалась настоящая баталия белых и черных фигур.

В конце 1823 года на улице Херсонской в доме миллионера-откупщика греческого происхождения Фундуклея коллежский секретарь Пушкин Александр Сергеевич был представлен Воронцовой Елисавете Ксаверьевне на балу, организованном в честь Рождества Михаилом Семеновичем Воронцовым.

Каждое следующее десятилетие в городе праздники отмечались более масштабно, пышно и многообразно: в театрах давались праздничные представления, работал цирк и зверинцы, выставки и галереи, повсюду проводились благотворительные концерты и семейные вечера.

Начиная с 30-х годов XIX принято в Новый год ровно в полночь запускать фейерверки и салюты. Эту феерию подхватывали обычные граждане города и начинали палить из ружей, что приносило немалые убытки. Пожары городские также становятся своеобразной городской праздничной традицией. Стоит заметить, что в основном горели здания застрахованные, срок действия полиса которых заканчивался в первых числах нового года. Апофеозом этой истории становится пожар в ночь с первого на второе января 1873 года, когда сгорел Городской театр.

С приходом советской власти Новый год долго считался пережитком прошлого. И только в тридцатые традиция празднования вернулась. В оккупацию румынские газеты конца 1941 года публиковали объявления о проведении праздничных елок, детских новогодних спектаклей, в 10 храмах служили праздничные молебны. А потом в Одессу пришла весна 44-го. Потом Победа. Но только в пятидесятые годы восстановилась традиция масштабных праздников, которой и по сегодняшний день следуем.

Руководитель проекта — Александр Бабич

Автор: Анна КВЯТКОВСКАЯ
Поиск:
расширенный

Артём Филипенко
ДОДОН ОСВОБОЖДЕННЫЙ. ЧТО ДЕЛАТЬ КИЕВУ С МОЛДОВОЙ ПОСЛЕ ПЛАХОТНЮКА
Суть молдавской политики состоит в получении выгод от более сильных игроков. Вся новейшая история Молдовы – это балансирование между интересами партнеров и на Западе, и на Востоке

12-й ежегодный чемпионат по ирландским танцам ODESSA OPEN FEIS пройдет 22 июня
В соревновании примут участие 130 танцоров из разных школ Киева, Минска, Томска, Днепра, Харькова, Львова, Черкасс, Запорожья, Одессы. Участники соревнуются в сольных и групповых танцах, в возрастных категориях. Судья турнира – Rachael Nugent (Ирландия).


Последние мониторинги:
20.06.2019 / Вечерняя Одесса
20.06.2019 / Вечерняя Одесса
20.06.2019 / Вечерняя Одесса
20.06.2019 / Вечерняя Одесса
20.06.2019 / Вечерняя Одесса


© 2005—2019 Информационное агентство «Контекст-Причерноморье» New
Свидетельство Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины №119 от 7.12.2004 г.
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
© 2005—2019 S&A design team / 3.773