|
Киношные места Одессы: с какого балкона прыгал Высоцкий и где Бендер встретил Зосю Синицкую
16.01.2019 / Газета: Одесская жизнь / № 3(642) / Тираж: 15200
Центр города — сплошная киносъемочная площадка Мы идем с создателем Интерактивного музея Владимира Высоцкого, краеведом и историком Александром Линкевичем по слегка притихшему историческому центру Одессы, и я, пытаясь изо всех сил получить «точную» информацию, интересуюсь, какое же место в Одессе — самое-самое киносъемочное, даже сама стараюсь его определить, называя знаменитых одесских атлантов на ул. Гоголя. Александр улыбается: — В Одессе — городе, где просыпаются не по звонку будильника, а от пришедшей идеи, где и как заработать деньги — самое киношное место назвать трудно. Да, конечно, место знаковое, снимались наши атланты и в «Зеленом фургоне», и во многих других фильмах. Но назвать именно их «главной» киносъемочной площадкой Одессы я не могу. Тут, пожалуй, если вы уж так стремитесь к точности и конкретике, получается вот что: нужно назвать какой-нибудь объект — и рассказывать, какой эпизод какого фильма здесь снимался. Ну а вообще, я бы сказал так: наш город, так уж исторически вышло, был сплошной киносъемочной площадкой. «Ой ли?», подумалось мне. Но уже вскоре я поняла, что Александр таки-да прав, и нужно лишь следовать за знатоком киносъемочного прошлого города, впитывать информацию, вычленить что-то основное и рассказать об этом. Именно основное: в Одессе снимали и великое немое кино, пленки которого часто сгорали, не дожив до наших дней, и любое другое кино. Очень уж Одесса привлекала внимание киношников. Горевшие пленки и подарок для краеведов Да, частенько горели бесценные кинопленки, запечатлевшие улицы, дворы и памятники города (и сохранившиеся, и те, которых уже нет), многие фильмы (к примеру, не дошедший до нас «Черный Том»), где запечатлена Одесса, остались лишь в чьих-то воспоминаниях, которые тщательно и бережно собирает Александр Линкевич. — Пленки не только часто горели, но и портились по другим причинам. Вот представьте: снята часть фильма, повесили сушить пленку, а на нее бабочки налетели, все испортили. Это, кстати, известный факт из истории одесского кино. Ну а улицы Одессы в фильмах самых разных режиссеров самых разных стран становились и итальянскими («Миллион в брачной корзине», к примеру, — фильм, который был снят в Одессе в рекордные сроки, всего за 18 дней), и африканскими («Полосатый рейс»), и, даже инопланетными. А вы задумывались о том, как часто та или иная «картинка» из старых фильмов, которые снимались в Одессе, становится бесценным подарком для краеведов, которые спорят по поводу того или иного исторического объекта города? Ведь порой, только вглядевшись в то, во что мы обычно не всматриваемся, пересматривая старые фильмы, в то, что мы называем «задним планом», можно увидеть и тот же порт шестидесятилетней давности, и многие другие попавшие в кадр объекты — и наш Оперный театр, и наш цирк, и лестницы Одессы. Пересмотрите, к примеру, фильм «Два Федора». Там ведь четко показана послевоенная одесская Пересыпь, — обращает внимание краевед. За лестницы сразу же «ухватываюсь». Интересуюсь: Потемкинская больше всех «снималась»? — Нет. Наша главная лестница, конечно же, главная героиня. Но по числу съемок на первом месте — лестница, которая расположена в самом начале Дерибасовской, за спиной у памятника Дерибасу (кстати, эта лестница пользуется дурной славой и даже именуется, благодаря полулегенде, «Лестницей мертвых». — М.К.), и вот эта небольшая лестница, ведущая на Военный спуск, мимо которой мы проходим, — говорит Александр. Основные одесские съемочные площадки Ах, этот Военный спуск!.. Как рассказывает Александр, именно он — один из самых киносъемочных. Сейчас щедро расписанный граффити, он хранит свои киношные тайны. Вот уж, в самом деле, исторический во всех отношениях, в том числе и киносъемочном. Любили его режиссеры. Тут вам и «Золотой теленок», и «Д’Артаньян и три мушкетера», и та же «Ликвидация», и… можно целый материал посвятить одному только Военному спуску, становившемуся киносъемочной площадкой. Ему, а еще и знаменитому мосту над ним — Сабанееву, а, точнее, улице Сабанеев мост, бывшей Менделеева. Военный спуск — Да, если для вас это так важно, то, пожалуй, именно Военный спуск, Сабанеев мост и улица Гоголя чаще других превращались в киносъемочные площадки города. Сабанеев мост — это ведь такие киносъемочные объекты! Тут вам и школа Столярского, и Дом ученых, и тот самый знаменитый балкон, — рассказывает Александр. «Тот самый балкон» — не просто художественный образ. Мы — на Сабанеевом мосту. Стоит повернуть на него с улицы Гоголя, и перед вами — трехэтажный дом. Помните момент в «Опасных гастролях», где герой Высоцкого Николя Бенгальский прыгает с балкона? Так вот, выпрыгивал он именно с этого балкона! С этого балкона прыгал Высоцкий в «Опасных гастролях» — Высоцкий прыгал сам. Практически все трюки во всех фильмах он выполнял только сам, — говорит Александр. Краевед ведет меня в Уголок старой Одессы. Только отсюда можно увидеть во всей красе… кадр из фильма «Золотой теленок». Если подойти к знаменитому грифону, и взглянуть оттуда на «задник» старого дома на Военном спуске, то увидите старую одесскую веранду. Именно по этой веранде бежала Зося Синицкая с пляжа, чтобы успеть накормить гражданина Корейко домашним обедом. Веранда, по которой бежала Зося Синицкая Мы следуем дальше — и выходим в маленький сквер у Одесского национального экономического университета. И снова словно погружаемся в съемки «Золотого теленка». В этом сквере командор Остап Бендер встречает Зосю, уже вышедшую замуж за художника Фемиди и покупающую мужу носки с двойной пяткой. В этом сквере у Экономического университета Бендер-миллионер встретил уже замужнюю Зосю Синицкую Позвольте, а одесские дворы?! — Вот вам и двор — на Гоголя, 9. Тут снимались фильмы «Мы из джаза», «Одесса-мама». Двор знаменит, кстати, и тем, что один из его флигелей — это еще один дом-стена, он увековечен теперь в названных и других фильмах, — показывает Александр и снова немного удивляется моему любопытству: а какой же дворик — самый киношный? Двор дома на Гоголя, 9, и его флигель-стена Вероятно, нет здесь четкого ответа. Но зато есть ну очень любопытные факты. Если уж говорить о самом киношном дворе, то, пожалуй, это «странный» двор на ул. Леха Качинского, 5. Почему странный? Да потому, что овеян легендами и зовется в народе (кстати, жильцы дома эту «версию» терпеть не могут!) домом Ирода Великого. По легенде (впрочем, кто знает?) до революции здесь был бордель. И работницы «заведения» в случае беременности прерывали ее и сбрасывали в находившийся здесь колодец плоды греховной любви. Вот вроде бы ассоциация с умерщвленными младенцами из Библии и навела одесситов на мысль «обозвать» двор таким диковатым образом. У дома два входа: один — с улицы, второй — с Польского спуска. В нем, по сути, нет двора. Что есть? Сплошные галереи, галереи, галереи. Именно здесь в 1955 году снимался фильм «Мексиканец». Тогда двор со страшноватым названием превратился в мексиканский квартал Лос-Анджелеса. Улица Качинского, 5, — один из самых киношных дворов Здесь же располагалась и квартира подпольного миллионера Корейко, блистательно сыгранного Евгением Евстигнеевым в фильме «Золотой теленок» (1968 год). По этим вот галереям, ярусам, мимо бесконечных веревок с сохнущим бельем проходил и сам Корейко. Помните, как любезные соседи передают Александру Ивановичу один из «сюрпризов», придуманных Бендером? «Подождите, я сам передам товарищу Корейко! Вам ценная бандероль! Ценная!», «У вас замечательные родственники! Каждый день телеграмма, каждый день бандероль! Счастливый Александр Иванович!». Во дворе, о котором мы рассказываем, «жила» и возлюбленная Давида Гоцмана Нора (сериал «Ликвидация»). В этом же дворе создатели фильма «Жизнь и приключения Мишки Япончика» «поселили» и своего главного героя — короля воров, налетчика и любимца одесситов, легендарного Мойшу Винницкого. Снимался двор и в фильме «Одесса-мама». Александр Линкевич, между тем, называет еще два двора, считающиеся самыми киношными — на Колонтаевской, 21, где «проживали» Давид Гоцман и его колоритные соседи, и где теперь жильцы дома устроили что-то вроде киносъемочного мини-музея для туристов, а также знаменитый проходной (в городе его называют сквозным) дом, через который можно попасть с Пастера на Елисаветинскую и наоборот. Несколько лет назад я сама стала свидетелем, как этот старый двор из XXI века погрузился усилиями киносъемочной группы в прошлое — на два века назад... Вот уж, в самом деле, в этом городе куда ни глянь — сплошная киносъемочная «картинка». Тишина на площадке! Камера! Мотор! Автор: Мария КОТОВА
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011 |