|
Шхуна «Святой Августин»
12.02.2019 / Газета: Вечерняя Одесса / № 17(10717) / Тираж: 10407
Каждый раз, когда прохожу мимо здания СБУ на улице Еврейской, бывшей Бебеля, сразу вспоминаю, как меня дважды допрашивали в этом здании. В советские времена здесь размещался Комитет государственной безопасности СССР по Одесской области, КГБ. А допрашивали меня здесь первый раз из-за запрещенного в СССР романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», который я купил в Италии, в Генуе. В этом итальянском порту я сошел на берег не один, а с тремя друзьями. И кто-то из них и донес в КГБ о моей покупке. Прочитав роман, я выбросил его в море. В Союз не привез. Но в КГБ на допросе побывал, и на три года был лишен права на загранплавание. Было это во времена правления в Советском Союзе Н. С. Хрущева. Когда Н. С. Хрущева сменил Л. И. Брежнев, мне мой грех простили, и я снова стал работать на судах заграничного плавания. А в КГБ на допрос попал уже по другой причине... Было это в 1967 году, вскоре после окончания Шестидневной войны между Израилем и Египтом. В результате этой войны Суэцкий канал был надолго закрыт. И наши суда, как и суда других стран, совершавшие рейсы в порты Юго-Восточной Азии, пересекая Атлантический и Индийский океаны, огибали южную оконечность Африки, мыс Доброй Надежды. Я плавал тогда старшим механиком на теплоходе «Большевик Суханов». Мы работали на регулярной Советско-Индийской линии и, загружаясь в Одессе, в Николаеве или Херсоне, шли в индийские порты — Бомбей, Калькутту или в Мадрас. В Одессе мы грузили сахар в мешках, вырабатываемый на Одесском сахарном заводе. А в Николаеве или Херсоне брали в трюмы удобрение — суперфосфат. Обычно Атлантика, да и Индийский океан, были к нам снисходительны. Баловали хорошей погодой. И только у южной оконечности Африки, у мыса Доброй Надежды, где встречаются эти два океана, нас ожидал шторм. Трое суток, пока мы огибали Африку, шторм был такой силы, что устоять на ногах было невозможно. И от стремительной качки передвигаться по судну нужно было чуть ли не ползком. Темное грозовое небо нависало над мачтами, и казалось, что солнце мы не увидим уже никогда! Но стоило лишь войти в Индийский океан, как небо светлело, шторм стихал, и легкая зыбь, поблескивая в лучах вышедшего из-за туч солнца, ласково терлась о наши борта, словно извиняясь за трое суток бешенства разъяренных волн на стыке двух океанов!.. И вот однажды у мыса Доброй Надежды, попав в очередной шторм, мы приняли сигнал «SOS». Сигнал дала парусно-моторная шхуна «Святой Августин» под флагом Италии. Капитан позвал меня на мостик и, широко расставив ноги и удерживаясь от качки за работающий радар, на экране которого светилась какая-то точка, сказал: — Вот от кого мы получили сигнал бедствия. Можете прибавить обороты главного двигателя, чтобы побыстрей к ним подойти? Из-за шторма мы шли медленно, преодолевая бешеный напор ветра и горы вздыбленных им белопенных волн. Прибавить обороты главного двигателя означало его перегрузить. Но речь шла о спасении людей, и я пошел на риск. Спустившись в машинное отделение, я начал увеливать обороты главного двигателя, и он, словно понимая, зачем я это делаю, отозвался ободряющим гулом. Вскоре мы подошли к терпящей бедствие шхуне. Парусов на мачтах не было. Их или порвало ветром или их убрали, преодолевая шторм под мотором. Но и мотор на шхуне заглох. И две голые мачты, словно две руки, протягивались к небу, моля о помощи. Чтобы спасти шхуну и находящихся на ней людей, нужно было взять ее на буксир и откачать воду из затопленных ее помещений. Но как это сделать в бешенстве неистового шторма?! Был день. Но из-за висящих над океаном сплошных темных туч казалось, что вокруг непроглядная ночь. Прибавив обороты двигателя, я поднялся на мостик. Стоя рядом с капитаном и хватаясь за что попало, чтобы от качки не упасть, ждал, что он решит. Наш капитан Теодор Иванович Продан был отважным человеком. В 17 лет он ушел добровольцем на фронт. Воевал на Курской дуге. Дошел до Берлина и в уличных боях в столице фашистской Германии был тяжело ранен. День Победы 9 мая 1945 года встретил во фронтовом госпитале. После выздоровления и демобилизации поступил в 1946 году в только что открывшееся в Одессе Высшее мореходное училище, закончив его в том первом наборе. Прошел все ступени карьерной лестницы от 4-го помощника до капитана, и решительности ему было не занимать. Тонущую шхуну, которую с головой накрывали волны, и видно было, что она вот-вот пойдет на дно, было уже не спасти. И капитан решил снять с шхуны людей. Вызвав на мостик старпома, он приказал ему спустить моторный бот. К тонущей шхуне на мотоботе пошли — старпом, боцман, двое матросов и моторист. Капитан включил прожектор и освещал им дорогу. С мостика жутко было смотреть на наш мотобот. Казалось, и он в бешеном завывании ветра и в ярости волн сам пойдет ко дну. Но, несмотря ни на что, мотобот все ближе и ближе подходил к полузатопленной шхуне. И вот — снятые со «Святого Августина» люди у нас на борту! Их было шесть человек. Мокрые, перепуганные, они стали благодарить за свое спасение спустившегося к ним с мостика капитана. Наш врач был уже тоже возле них, и капитан распорядился отвести спасенных людей в судовой лазарет и оказать им необходимую медицинскую помощь. Оставив шхуну на растерзание океана (взять ее на буксир не было никакой возможности), мы пошли дальше. А спасенные со шхуны люди уже вечером того дня пили с нами в кают-компании чай и рассказывали о своем так печально закончившемся рейсе. Настоящих моряков на шхуне оказалось только двое — шкипер и механик. Остальные четверо были студентами римского университета, решившими совершить кругосветное плавание. Дети состоятельных родителей, они наняли эту шхуну и выполняли на ней все работы матросов. Ставили и убирали паруса, драили палубу, а один из них, превосходный кулинар, стал на шхуне поваром. Вышли они из Генуи, рассчитывая пройти Атлантический океан, обогнуть мыс Доброй Надежды, пройти Индийским океаном до Австралии, пересечь Тихий океан и через Магелланов пролив снова войти в Атлантику, а оттуда уже вернуться в Геную. Механика шхуны я взял в свою каюту. Звали его Луиджи Риччи. Это был невысокий коренастый пожилой человек с морщинистым изможденным лицом. Разговаривая со мной на ломаном английском, он время от времени дергал седой головой. По его словам, от пережитого у мыса Доброй Надежды у него случился нервный тик. Он рассказывал мне о своей семье, двух взрослых сыновьях, двух дочерях и четверых внуках. Рассказал о жене, которая трудится по хозяйству с утра до ночи, готовя и стирая для всей их большой семьи. И признавался, как за ними скучает и как переживал, попав в тот страшный шторм, понимая, что если никто не откликнется на их призыв о помощи, то он никогда уже не увидит свою семью... Капитан решил зайти в Порт-Элизбет, расположенный на побережье Индийского океана, откуда спасенный нами экипаж шхуны сможет улететь на Родину. По приходу в Порт-Элизабет мы тепло попрощались со спасенным нами людьми, а механик шхуны попросил мой адрес, чтобы, как он сказал, поздравить меня с Рождеством. Зная, что переписка с иностранцами в Советском Союзе не одобряется, я нехотя дал ему свой адрес в надежде, что он его потеряет или, попав домой в свою многочисленную семью, за всякими житейскими заботами забудет мне написать. Но он не забыл. И вот под Новый год, в канун католического Рождества 24 декабря 1968 года я, будучи в то время не в рейсе, а дома, получил от него Рождественскую открытку, на которой расписалась вся его многочисленная родня, благодарившая меня и в моем лице всех моряков теплохода «Большевик Суханов» за счастливое спасение их отца и деда! А спустя неделю после получения той открытки мне позвонили из отдела кадров пароходства и сказали, что меня хотят видеть на улице Бебеля, в КГБ. Так я снова оказался в знакомом здании, где в 1962 году со мной беседовали по поводу купленного мной за границей запрещенного в то время в Советском Союзе романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». И что интересно, беседовал со мной тот же следователь. Фамилию его я забыл. Следователя интересовало, какие разговоры я вел с жившим в моей каюте механиком шхуны «Святой Августин», и не передавал ли он мне какой-либо антисоветской литературы! Рассказывая следователю о спасении нашими ребятами экипажа гибнувшей в шторм шхуны, я подумал: как же далек от действительности допрашивавший меня человек, заботящийся о безопасности могучего Советского Союза! Санкций против меня в тот раз никаких не было. И когда я вышел из здания КГБ, у меня было такое чувство, будто я вырвался из мрачной тюремной камеры на волю! Вот такой эпилог спасения экипажа шхуны «Святой Августин»... Автор: Аркадий Хасин
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 16.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 16.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 16.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 16.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 16.05.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012 |